Тем кто все таки намерен заставить детей читать, настоятельно рекомендую таки найти и послушать лекцию Мурашовой о которой я упоминала выше. Я подписалась где-то на 7 days trial за 1 рубль, мне было достаточно. Там много народ задает вопросов и про клиповое мышление, и про запреты/ограничение гаджетов, и про школу с ее требованиями, ЕГ и т.д.
Я себе несколько пунктов выписала.
1. Гнуть свою линию с ребенком исключительно без насилия, иначе потеряете контакт и авторитет, это очень трудно восстановить, иногда невозможно до конца жизни. Лошадь только подводить к водопою, пить она должна начать сама.
2. Подсмотрите что ребенок делает в виртуале, что его интересует. Если у него весь профайл в котиках, подкиньте что-то из своего детства что потрясло ваше воображение, типа истории как котик и две собачки через всю Америку возвращались домой, даже кино такое было (моя старшая его очень любила, Homeward Bound).
3. Определитесь чего вы хотите и где вы сами находитесь. Пример - вы сами не читаете совсем или читаете Донцову, а от ребенка хотите чтобы он читал Кафку и Шекспира. Или вы сами каждую свободную минуту тянетесь к томику Война и Мир чтобы вздохнуть глоток свежего воздуха, а от ребенка хотите чтобы хотя бы детский детектив осилил. В зависимости от этого, стройте план. Увлекать ребенка своими действиями еще реально пока он маленький. Прекрасно читать вслух и обсуждать. Со взрослыми детьми придется таки забить, поздно.
4. Волнения насчет школы - на следующий год им проходить Войну и Мир, ребенок же не осилит. Ответ Катерины - перескажете ребенку краткое содержание
![Very Happy :D](./images/smilies/biggrin.gif)
. Опишите образ Наташи Ростовой и т.п. Аудитория угорает. Тетка задавшая вопрос - так я сама ничего не помню! Катерина - ну и кто у нас тут с системным мышлением?
5. Не биться в истерике по поводу сдвига мышления в сторону клипового. Это необходимость в реальном мире где информация сыпется из всех щелей в неимоверных количествах. Мозг так защищается. Нет времени все обработать. Если человек остановится чтобы пройти весь процесс осмысления конкретной информации для встройки в систему, он пропустит много важного. Цена этому - потеря глубины понимания системности мира. Возможное решение - родитель может эту системность ребенку показывать на пальцах в реале. Если конечно у родителя есть мировоззрение к его годам, у кого какое, материально-диалектическое или религиозное или еще какое.
![Wink :wink:](./images/smilies/wink.gif)
Передавать мировоззрение по наследству так сказать.
Резюме: родители, расслабьтесь, будьте собой, будьте в моменте, хорошо бы еще быть на своем месте по жизни. Все будет хорошо, человечество будет жить.
![Very Happy :D](./images/smilies/biggrin.gif)