сколько чувств должно быть развито у ребенка?

Радости и заботы.
Nataly Marchouk
Уже с Приветом
Posts: 265
Joined: 20 Sep 2000 09:01
Location: Sunnyvale, CA, USA

сколько чувств должно быть развито у ребенка?

Post by Nataly Marchouk »

В одном источнике встретила перечисление не пяти, как мы привыкли, чувств у человека, и даже не шести (+ интуиция), а 12!
Меня эта тема очень интересует, так как я считаю, что человек должен быть всесторонней и гармонично развитой личностью, а современная тенденция меня несколько (это мягко сказано) беспокоит :(
Привожу список (перевод с английского мой, так что могут быть погрешности :) , потом по возможности могу расшифровать некоторые неоднозначные на первый взгляд, а так же интересно было бы пообсуждать способы развития этих чувств у ребенка.
1. Осязание
2. Обоняние
3. Чувство вкуса (то, что мы едим + отношения к прекрасному)
4. Зрение
5. Слух
6. Чувство жизни (имеется ввиду боли, самочувствия)
7. Чувство движения (движения нашей мускулатуры)
8. Чувство балланса (вестибулярный аппарат)
9. Чувство тепла (терморегуляция+душевное тепло)
10. Чувство языка (через язык к носителям культуры)
11. Чувство мыслей другого человека
12. Чувство близости другого человека (the Sense of Another's "I")
:)
User avatar
sergeibob
Уже с Приветом
Posts: 919
Joined: 10 Dec 2001 10:01
Location: Moscow -> Boston

Re: сколько чувств должно быть развито у ребенка?

Post by sergeibob »

[quote:21d2f6baf0="Nataly Marchouk"]В одном источнике встретила перечисление не пяти, как мы привыкли, чувств у человека, и даже не шести (+ интуиция), а 12!
Меня эта тема очень интересует, так как я считаю, что человек должен быть всесторонней и гармонично развитой личностью, а современная тенденция меня несколько (это мягко сказано) беспокоит :(
Привожу список (перевод с английского мой, так что могут быть погрешности :) , потом по возможности могу расшифровать некоторые неоднозначные на первый взгляд, а так же интересно было бы пообсуждать способы развития этих чувств у ребенка.
1. Осязание
2. Обоняние
3. Чувство вкуса (то, что мы едим + отношения к прекрасному)
4. Зрение
5. Слух
6. Чувство жизни (имеется ввиду боли, самочувствия)
7. Чувство движения (движения нашей мускулатуры)
8. Чувство балланса (вестибулярный аппарат)
9. Чувство тепла (терморегуляция+душевное тепло)
10. Чувство языка (через язык к носителям культуры)
11. Чувство мыслей другого человека
12. Чувство близости другого человека (the Sense of Another's "I")
:)[/quote:21d2f6baf0]

А как насчет "gut feeling" (или "почуствовать задницеи"). Бывает очень полезно. Оказывается small intestine иммет довольно развитую нервную систему.

That little voice in your stomach
[quote:21d2f6baf0]
But if you happen to see a swarm of killer bees -- or somebody trying to collect a serious debt -- the gut is going to get a stress signal from the brain through the vagus nerve connecting them.

The result of this signal will depend on the genetics of the individual enteric nervous system receiving it. In some people, the result is a command to stop the digestive behavior, and the gut will kind of freeze in place. In others, it becomes a command to "Let 'er rip," and a gush of diarrhea will head south. In the most unlucky among us, the nerves might mutter "barftime," leaving a gush of vomit to head north.

Like we said, this is a highly individual thing, but what's common, says Jackie Wood, an Ohio State University neurophysiologist who has studied the enteric nervous system since 1968, is the ability of the enteric nervous system to run set "programs," specifying certain actions such as cramp, run, or toss cookies. In this way, he says, the gut's brain resembles simple invertebrate (defined), including nervous systems, which also repeatedly run simple programs. Only difference: Invertebrate programs say things like "wingbeat," or "sniff around for food without looking any stupider than a cockroach's got to look."
[/quote:21d2f6baf0]
Если я попался вам навстречу,
Значит, вам со мной не по пути.
(С) Алексей Романов
User avatar
thinker
Уже с Приветом
Posts: 26853
Joined: 29 Aug 2000 09:01

Post by thinker »

13. Чувство кайфа! :)
All rights reserved, all wrongs revenged.
Nataly Marchouk
Уже с Приветом
Posts: 265
Joined: 20 Sep 2000 09:01
Location: Sunnyvale, CA, USA

Post by Nataly Marchouk »

sergeibob, на мой взгляд то, о чем вы говорите, относится ко взрослому человеку?
Thinker, давайте не будем устраивать детский сад? :)
Для тех, кому все-таки интересно, попробую немного по каждому пункту рассказать поподробнее.
1. Казалось бы все ясно - осязание есть у каждого, но для маленького человечка важно что именно он осязает, и хорошо если вещи сделаны из натуральных материалов - шерсть, хлопок, дерево... Каждый из этих материалов обладает уникальной информацией, которую он сообщает ребенку и учит его об окружающем мире. Замечательная фраза: "то, к чему прикасаюсь я, прикасается и ко мне!", то есть ребенок чувствует любящую привязанность к своему окружению. А с другой стороны, прикасаясь, мы чувствуем свои границы, то есть нашу "отдельность" от окружающего мира. И вот, развивая в ребенке чувство осязания, мы помогаем ему налаживать отношения с миром вокруг него и с окружающими людьми.
2. Обоняние очень сильно связано с памятью с одной стороны, а с другой - с настроением. Есть запахи, которые нас успокаивают, есть - которые вызывают неприятные ощущения. Дети очень чувствительны к запахам, а много современных бытовых веществ и пищевых продуктов очень сильно ароматизированы. Если вокруг ребенка много сильных резких запахов, то он начинает замыкаться внутри себя, как бы защищаясь от внешнего воздействия "ароматов", и становится недоверчивым к миру. А если наоборот, запахи вокруг хорошие, природные, то малыш открывается доброму миру вокруг него.
3. Вкус. Предпочтительно давать натуральную, здоровую, разнообразную еду, тем самым стимулируя нормальное детское развитие и чувство хорошего вкуса. Передозировка соли, сахара, искуственных компонентов может разрушить взаимосвязь между нашими физическими нуждами и чувством вкуса (здесь, наверное, - аппетита)
4. Зрение. Очень важно, какую ребенку давать визуальную информацию, так как с одной стороны, передозировка образов может перегрузить психику и негативно повлиять на развитие малыша, а, с другой стороны, цвета и образы глаз воспринимает по-разному - природные цвета и непрорисованные картины приятны ребенку, они успокаивают и пробуждают воображение. А яркие и неестественные цвета - возбуждают и "отпечатываются" в памяти, не давая возможности творчества.

продолжение следует :)
Jenia
Уже с Приветом
Posts: 638
Joined: 07 Mar 1999 10:01
Location: Novosibirsk-LA

Post by Jenia »

Наташа, как ты хорошо написала. Вообще по-моему женщины, особенно если они мамы, чувствуют все на порядок сильнее мужчин. И поэтому они все немножко волшебницы :)

Если серьезно, насчет искусственных запахов, вкуса и прочьего. Человек стремиться к ярким впечатлениям отличающимся от привычной "середины", получает от них удовольствие, стимулируются разные отделы мозга - это природное наше свойство. Поэтому дети тянуться к ярким, громким, очень сладким и пахучим вещам. Но одновременно при постоянном получении более сильных впечатлений происходит адаптация, поднятие планки "середины" до нового уровня. Это касается и громкости, и яркости, и вкуса-запаха, которые мы просто перестаем воспринимать. Лишая себя тем самым тонкости ощущений - полутонов, чувства меры, и в известной степени адекватности.

Про чувства - еще чувство времени.
И еще ощущение степени и регулирование концентрации своей активности в течение дня (и вообще по жизни) - очень ценные качества. Ощущение, что времени много - ощущение простого покоя и долгих не очень связанных мыслей. Ощущение что времени мало - собранность в плотный целенаправленный, радостный и агрессивный поток.
Nataly Marchouk
Уже с Приветом
Posts: 265
Joined: 20 Sep 2000 09:01
Location: Sunnyvale, CA, USA

Post by Nataly Marchouk »

[quote:e0f20c3c14="Jenia"]Наташа, как ты хорошо написала. Вообще по-моему женщины, особенно если они мамы, чувствуют все на порядок сильнее мужчин. И поэтому они все немножко волшебницы :)
[/quote:e0f20c3c14]
Женечка, спасибо тебе за добрые слова! Мне очень приятно, если эти мысли (не мои, кстати, но очень согласуются с моими внутренними ощущениями) встретят хоть в ком-нибудь отклик и пробудят мысль об удивительно сложном и важном деле воспитания детей :)
[quote:e0f20c3c14]Про чувства - еще чувство времени.
И еще ощущение степени и регулирование концентрации своей активности в течение дня (и вообще по жизни) - очень ценные качества. Ощущение, что времени много - ощущение простого покоя и долгих не очень связанных мыслей. Ощущение что времени мало - собранность в плотный целенаправленный, радостный и агрессивный поток[/quote:e0f20c3c14]
Это действительно очень важное чувство! В вышеупомянутой книге об этом тоже пишется, но в разделе о важности ритма для детей! То есть видя установленные в доме ежедневные и еженедельные ритмы, наблюдая смену времен года, у ребенка не только устанавливается чувство времени, но и появляется ощущение спокойствия и стабильности. И, кстати, в развитии данного чувства и вышеперечисленных тоже, главную роль играют родители, в первую очередь, мама, то есть если мама суетится, не знает чего в каждую следующую минуту делать, нервничает из-за опозданий, то и ребенку достается... Поэтому в первую очередь рекомендуется заняться собой, то есть ввести ритмы (хотя бы минимальные) и стараться их соблюдать, глядишь и отношения с детьми улучшатся :)

В продолжение описания чувств, нуждающихся в заботливом развитии и направлени, напишу, что относительно слуха работает та же схема, как и в предыдущих чувствах, то есть рекомендуется не перенапрягать слух ребенка сильно шумными местами, громкой музыкой, "аггрессивными" звуками типа стрельбы или ударов из телевизора, а стараться играть на традиционных интсрументах, бывать на природе и слушать ее звуки, прислушиваться к тишине (как трава растет, что говорят камни...). В случае "шумного" окружения у малыша срабатывает естественная защита и он абстрагируется не только от "шума", но в том числе от наших с вами слов и чувств :(
6. Чувство жизни (Sense of Life) Учит нас чувствовать все ли в порядке с нашим телом, какое наше самочувствие. А главное - определять в каждый отдельный момент значение дискомфорта и боли. То есть уметь и терпеть, с одной стороны, и удовлетворять потребности организма (во сне, например) - с другой. Этому способствует опять же хороший здоровый ритм дня, и в то же время - (как ни странно :)) прочтение сказок с "кровавыми" сюжетами. Дети совсем по другому воспринимают эти сюжеты (конечно, как и во всем, надо все давать своевременно, не перегибать палку, а то опять возникнет "защита") , не идентифицируя с собой лично, а видя "архитипы" зла, добра, жадности, ревности, глупости... Таким образом вырабатывается внутренняя сила и устойчивость к "жизненным" ситуациям (злости, жадности...), при этом не черствея душой и телом, а наоборот - налаживая гармонию своих физических и моральных качеств. Человек развивается ( во всей совокупности интеллекта, души и духа) только через страдания, поэтому, "адаптируя" сказки, убирая "страшные" моменты, мы тем самым обедняем чувственную жизнь детей, заставляя их концентрироваться на своих "несчатьях", как то отсутствие новой игрушки или еще чего... :(
7. Чувство движения. Здесь основная рекомендация - не предлагать детям исскуственных "помощников" для движения - ходунков, прыгунков... Так как они создают ложное чувство движения, которое в определенном возрасте не свойственно малышу, и тем самым лишая его чувства его собственных мышц, своей силы...
8. Чувство баланса аналогично чувству движения. То есть, не надо помогать ребенку в его сложной, но необходимой работе по осваиванию своей роли в пространстве. Рекомендуется давать как можно больше двигательной свободы, то есть не пользоваться манежами, лестничными загородками, ограниченным пространством комнаты и "безопасными" детскими площалками, а стараться побольше бывать на природе, лазить по деревьям, ходить по "бревну", прыгать на скакалке, играть в прочие детские подвижные игры...
продолжение следует :)
User avatar
thinker
Уже с Приветом
Posts: 26853
Joined: 29 Aug 2000 09:01

Post by thinker »

[b:a569d524aa]относительно слуха работает та же схема, как и в предыдущих чувствах, то есть рекомендуется не перенапрягать слух ребенка сильно шумными местами, громкой музыкой, "аггрессивными" звуками типа стрельбы или ударов из телевизора, а стараться играть на традиционных интсрументах, бывать на природе и слушать ее звуки, прислушиваться к тишине (как трава растет, что говорят камни...). В случае "шумного" окружения у малыша срабатывает естественная защита и он абстрагируется не только от "шума", но в том числе от наших с вами слов и чувств :( [/b:a569d524aa]

Ой, а вы бы видели, как наш двухлетний любит танцевать под ГРОМКУЮ музыку. А уж когда в доме другие дети старше eго, которые начинают с ним играт и ГРОМКО виз-жать, то наш тоже возбуждается и счастлив до ушей. Именно в эти моменты происходит развитие. А вы говорите "абстрагируется от шума"...

[b:a569d524aa]7. Чувство движения. Здесь основная рекомендация - не предлагать детям исскуственных "помощников" для движения - ходунков, прыгунков... Так как они создают ложное чувство движения, которое в определенном возрасте не свойственно малышу, и тем самым лишая его чувства его собственных мышц, своей силы... [/b:a569d524aa]

Почему бы не предложить ходунки? :pain1: Если они помогают раньше начать ходить, а в связи с этим и раньше начать развивать все остальное, когда ребенок уже пошел... Велосипед (или ролики), например, тоже создаёт "ложное" чувство движения (ложное в плане не натуральное), но кто-же запрещает велосипед???
:pain1:

[b:a569d524aa]8. Чувство баланса аналогично чувству движения. То есть, не надо помогать ребенку в его сложной, но необходимой работе по осваиванию своей роли в пространстве. Рекомендуется давать как можно больше двигательной свободы, то есть не пользоваться манежами, лестничными загородками, ограниченным пространством комнаты и "безопасными" детскими площалками, а стараться побольше бывать на природе, лазить по деревьям, ходить по "бревну", прыгать на скакалке, играть в прочие детские подвижные игры...
продолжение следует :)[/b:a569d524aa]

Не пользоваться лестничными загородками? А как же без них, когда есть лестница вниз, и есть вероятность, что 2-3х летний ребенок сам пойдет туда? И как же не пользоваться детскими площадками, которые и были задуманы для детей и подвижных игр? А вы говорите лазить по деревьем? Так наша стала лазить только в 8-летнем возрасте. Да и нет тут особо деревьев, по которым можно было лазить. Зато есть масса детских площадок, которые ни чем не хуже, а даже еще лучше, с моей точки зрения.

Вообщем, Наталья, чем больше я вас читаю в этом топике, тем больше понимаю, что мы поступаем со своими детьми с точностью до наоборот. :?
All rights reserved, all wrongs revenged.
Nataly Marchouk
Уже с Приветом
Posts: 265
Joined: 20 Sep 2000 09:01
Location: Sunnyvale, CA, USA

Post by Nataly Marchouk »

[quote:e97870d67c="thinker"][b:e97870d67c]относительно слуха работает та же схема, как и в предыдущих чувствах, то есть рекомендуется не перенапрягать слух ребенка сильно шумными местами, громкой музыкой, "аггрессивными" звуками типа стрельбы или ударов из телевизора, а стараться играть на традиционных интсрументах, бывать на природе и слушать ее звуки, прислушиваться к тишине (как трава растет, что говорят камни...). В случае "шумного" окружения у малыша срабатывает естественная защита и он абстрагируется не только от "шума", но в том числе от наших с вами слов и чувств :( [/b:e97870d67c]

Ой, а вы бы видели, как наш двухлетний любит танцевать под ГРОМКУЮ музыку. А уж когда в доме другие дети старше eго, которые начинают с ним играт и ГРОМКО виз-жать, то наш тоже возбуждается и счастлив до ушей. Именно в эти моменты происходит развитие. А вы говорите "абстрагируется от шума"...

[b:e97870d67c]7. Чувство движения. Здесь основная рекомендация - не предлагать детям исскуственных "помощников" для движения - ходунков, прыгунков... Так как они создают ложное чувство движения, которое в определенном возрасте не свойственно малышу, и тем самым лишая его чувства его собственных мышц, своей силы... [/b:e97870d67c]

Почему бы не предложить ходунки? :pain1: Если они помогают раньше начать ходить, а в связи с этим и раньше начать развивать все остальное, когда ребенок уже пошел... Велосипед (или ролики), например, тоже создаёт "ложное" чувство движения (ложное в плане не натуральное), но кто-же запрещает велосипед???
:pain1:

[b:e97870d67c]8. Чувство баланса аналогично чувству движения. То есть, не надо помогать ребенку в его сложной, но необходимой работе по осваиванию своей роли в пространстве. Рекомендуется давать как можно больше двигательной свободы, то есть не пользоваться манежами, лестничными загородками, ограниченным пространством комнаты и "безопасными" детскими площалками, а стараться побольше бывать на природе, лазить по деревьям, ходить по "бревну", прыгать на скакалке, играть в прочие детские подвижные игры...
продолжение следует :)[/b:e97870d67c]

Не пользоваться лестничными загородками? А как же без них, когда есть лестница вниз, и есть вероятность, что 2-3х летний ребенок сам пойдет туда? И как же не пользоваться детскими площадками, которые и были задуманы для детей и подвижных игр? А вы говорите лазить по деревьем? Так наша стала лазить только в 8-летнем возрасте. Да и нет тут особо деревьев, по которым можно было лазить. Зато есть масса детских площадок, которые ни чем не хуже, а даже еще лучше, с моей точки зрения.

Вообщем, Наталья, чем больше я вас читаю в этом топике, тем больше понимаю, что мы поступаем со своими детьми с точностью до наоборот. :?[/quote:e97870d67c]
Thinker, это совершенно нормальное явление!
Точно так же делали наши мамы, и точно так же делаем мы - совершенно бездумно, идя на поводу СМИ и подменяя то, что ЗДОРОВО (в смысле здоровое :)) и нужно ребенку, тем, что его забавляет, что ему нравится. И тут важно не только ДУМАТЬ, но и ЧУВСТВОВАТЬ, то есть воспринимать единую систему ВСЕЛЕННАЯ-ЗЕМЛЯ-ЧЕЛОВЕК, где каждая составляющая - это все более уменьшенная модель предыдущей. И если Земля - это уменьшенная модель Вселенной, ЖИВУЩАЯ по тем же законам, то и Ребенок - тоже живет по этим же законам! Поэтому, когда я говорю о воспитании детей, то подразумеваю ЭКОЛОГИЧНОЕ отношение! Про Экологию, Вы, наверное, слышали? Стараетесь не разбрасывать мусор, когда бываете в лесу, любите чистую воду в реке и озере? я не ошибаюсь? Тогда, на мой взгляд, мысль о "загрязнении" ребенка покажется Вам тоже ужасной!
Я сама не полностью соблюдаю все те вещи, о которых тут пишу, по разным причинам, но желание сделать детскую жизнь здоровей и гармоничней, всегда присутствует во мне, и я благодарна авторам, который пишут такие книги, и искренне восхищаюсь людьми, которые данный подход совершенно естественно используют в своей жизни, и хочу поделиться с другими, кто может просто не задумался о каких-то других вариантах, кроме как "делаю как все"...
С уважением,
Наталья
Nmd
Уже с Приветом
Posts: 888
Joined: 03 Mar 2002 10:01
Location: Mountain View, CA

Post by Nmd »

[quote:463d3a4364="thinker"]

Почему бы не предложить ходунки? :pain1: Если они помогают раньше начать ходить, а в связи с этим и раньше начать развивать все остальное, когда ребенок уже пошел... [/quote:463d3a4364]

Ходунки а) опасны и б) не помогают раньше начать ходить. Ходунки по-моему запрещены (Consumer Products Commission?) - по-крайней мере точно, что они не могут иметь ярлыка JPMA (Juvenile Products Mfr Assoc.). Новых ходунков поэтому купить нельзя, ну а на garage sale...
User avatar
Донна Роза
Уже с Приветом
Posts: 882
Joined: 09 May 2002 20:26
Location: WA

Post by Донна Роза »

Натали!
Хорошая тема!
Я за экологию во всех смыслах.
Не поделитесь кто автор книги, которую вы цитируете?
Мало ли в Бразилии ПЕДРОВ? (Donna Rosa d’Alvadores)
Nataly Marchouk
Уже с Приветом
Posts: 265
Joined: 20 Sep 2000 09:01
Location: Sunnyvale, CA, USA

Post by Nataly Marchouk »

[quote:d32617dc20] Ходунки а) опасны и б) не помогают раньше начать ходить. Ходунки по-моему запрещены (Consumer Products Commission?) - по-крайней мере точно, что они не могут иметь ярлыка JPMA (Juvenile Products Mfr Assoc.). Новых ходунков поэтому купить нельзя, ну а на garage sale...[/quote:d32617dc20]
Спасибо, Nmd, за информацию, я даже не знала!

ОтЧаянная Роза, книга называется "Beyond the Rainbow Bridge" Barbara Patterson and Pamela Bradley, я купила ее через сеть магазинов при Вальдорфской школе, можно через интернет. Это впечатления учительницы со стажем, матери и бабушки, которая с одной стороны дает краткое введение в вальдорфскую педагогику (которая на самом деле не обязательно связывается со школой, так как многие верно замечают, что эта школа частная и за нее надо платить деньги, но для многих людей - эта педагогика становится образом жизни, который, может это покажется слишком самоуверенным, видится как один из спасительных островков для души), а с другой - приводит некоторые моменты из Антропософии Р. Штайнера, основателя данной школы. Собственно, эти Чувства, о которых я пишу тут, как раз кусочек теории (то есть Штайнера), а Барбара их разъясняет их в виде лекций для родителей, попутно отвечая на их вопросы (там даже есть такие, какие Thinker задает :))
Еще мне очень понравилась глава про "Творческую дисциплину"!, где приводятся примеры как можно ни разу не накричав на ребенка, привить ему понятие о дисциплине :) Очень практическая вещь, наверное чуть позже я и ее приведу, если будет интересно! (мне самой очень интересно переводить ее книжку, просто чтобы дать почитать неговорящим по-английски подругам :))
С уважением
Наталья
Nataly Marchouk
Уже с Приветом
Posts: 265
Joined: 20 Sep 2000 09:01
Location: Sunnyvale, CA, USA

Post by Nataly Marchouk »

Ну продолжаю :) Чего там у нас еще осталось?
9.Чувство тепла. С одной стороны - физическое ощущение тепла или холода, а с другой - душевное тепло, которое дети чувствуют гораздо более обостренно, чем взрослые. В состоянии физического и душевного тепла ребенок раскрепощается, чувствует себя хорошо, а следовательно - способено на творчество, позитивные поступки, в то время, как при отсутствии тепла малыш, напротив, закрывается, напрягая свои силы на "выживание".
10. Чувство языка (Sense of Speech). Тут тоже двойственность - чувство своего языка, то есть умение не просто говорть, а говорить красиво, чувствуя гармонию поэзии, уметь дикламировать со сцены; а второе - чувство иностранного языка, который передает еще и национальные особенности народа, который на нем говорит, то есть ты можешь не только понимать, что тебе говорят другие люди, но и через язык чувствововать характер.

Опять не хватает времени :)
Но те, кто прослеживает логику, могут уже догадаться о чем пойдет речь в двух последних :)
С уважением
Наталья
Soul
Уже с Приветом
Posts: 176
Joined: 29 Oct 2001 10:01
Location: VA

Post by Soul »

. [b:d1867a242e]"И тут важно не только ДУМАТЬ, но и ЧУВСТВОВАТЬ, то есть воспринимать единую систему ВСЕЛЕННАЯ-ЗЕМЛЯ-ЧЕЛОВЕК, где каждая составляющая - это все более уменьшенная модель предыдущей. И если Земля - это уменьшенная модель Вселенной, ЖИВУЩАЯ по тем же законам, то и Ребенок - тоже живет по этим же законам!"[/b:d1867a242e]

Наталья! Очень созвучно моим представлениям! Очень хорошая тема, поднятая здесь, спасибо! :gen1:
IMHO
Nmd
Уже с Приветом
Posts: 888
Joined: 03 Mar 2002 10:01
Location: Mountain View, CA

Post by Nmd »

[quote:3684e5f502="Nataly Marchouk"]8. Чувство баланса аналогично чувству движения. То есть, не надо помогать ребенку в его сложной, но необходимой работе по осваиванию своей роли в пространстве. Рекомендуется давать как можно больше двигательной свободы, то есть не пользоваться манежами, лестничными загородками, ограниченным пространством комнаты и "безопасными" детскими площалками, а стараться побольше бывать на природе, лазить по деревьям, ходить по "бревну", прыгать на скакалке, играть в прочие детские подвижные игры...
продолжение следует :)[/quote:3684e5f502]

Ой, вот с этим я не вполне согласна. Наша младшая дочь благодаря безопасным (относительно) площадкам получает выход своей энергии и своему безудержному стремлению познавать свою роль в пространстве и развивать чувство баланса. Если бы она лазила по деревьям, где бы я нашла такие деревья, чтобы она не поцарапалась, не выколола себе глаз? Нам пришлось бы переезжать в обезьянний питомник.

Конечно площадки с их ограниченными степенями свободы, предопределёнными видами движения, структурированностью (простите за кальку) обирают детство. Но с другой стороны в них много хорошего, особенно если ездить (ходить) на разные площадки с различным оборудованием. У нас в городе, я заметила, в старых районах есть площадки похожие на советские, с металлическим оборудованием, обшарпанные (ностальгия!), более опасные, но я смотрю, что и более "открытые" и интересные для детской изобретательности. А в новых районах, где developments, площадки, с одной стороны, смотришь, - просто роскошь, а дети поиграют-поиграют, и всё. Как going through the motions.

Но всё равно это здорово. Тут они у нас висят вниз головой (цепляясь ногами, согнутыми в коленках) на перекладинах над покрытием из опилок, которое каким-то стандартам безопасности отвечает, сколько дюймов в глубину ну и так далее, а мы в школе висели вниз головой на металлических перилах над асфальтовыми ступеньками. Хорошо, что никто не упал.

****
Про экологию - вот мы сегодня ездили сдавать стеклотару (и пластик). Дело в том, что у нас в комплексе народ несознательный и менеджмент уже давно махнул рукой и не держит баков для сортировки бутылок для сдачи во вторсырьё. Потому что в них всё равно мешкис грязными памперсами будут бросать.

Ну вот, поехали, всё рассказываю, как сварят новое стекло, отольют в формы, дочка вторит, развивает тему, что мы опять будем покупать и пить сок из банок.

Экология - искуственный, но круговорот. Ритм, цикличность (re-CYCLing).

Приезжаем, неудочное время - сразу несколько машин приехало сдавать банки и бутылки. Шум, гам, стекло бросают в баки огромные, noise pollution настоящий - бедные рабочие, такое день за днём. В общем, даже страшно ребёнку, наверное. И думаю, стоит ли незагрязнение природы наших барабанных перепонок? Ведь мы тоже живая природа.

А про маму, которая торопится, опаздывает, то это ткнётся делать, то то, а дети страдают - я назидательный пример. Плохо это. Ритм нужен. Не режим жёсткий, а именно ритм. Бум стараться, пытаться.
User avatar
Донна Роза
Уже с Приветом
Posts: 882
Joined: 09 May 2002 20:26
Location: WA

Post by Донна Роза »

[quote:234480f65a="Nmd"] Ритм нужен. Не режим жёсткий, а именно ритм. Бум стараться, пытаться.[/quote:234480f65a]

Интересная мысль. Что вы имеете в виду?
Я вот чувствую, что моему детю не режим нужен(как моя мама настаивает), а ритм. Однако объяснить не могу, вы не поможете?
Мне кажеться это созвучно топику, чувство ритма может быть двояко.
:)
Мало ли в Бразилии ПЕДРОВ? (Donna Rosa d’Alvadores)
Nataly Marchouk
Уже с Приветом
Posts: 265
Joined: 20 Sep 2000 09:01
Location: Sunnyvale, CA, USA

Post by Nataly Marchouk »

Роза, Вы все правильно чувствуете! Я, к сожалению, уже книжку успела отдать очень нуждающейся в ней маме, но напишу то, что запомнилось :)
Ритм, с одной стороны :), это как вдох-выдох, то есть есть дела, а есть "свободное плавание", то есть игры; и с другой стороны, ритм, как смена дня и ночи, смена времен года, так и на неделе должны быть дни, которые у нас ассоциируются с каким-то занятием. Автор книги приводила пример, что в ее семье не было названий "понедельник, вторник...", а были - день стирки, когда мама с самого утра начинала снимать постельное белье, относить все к стиральным машинам, сортировать по цвету и пр., а дочка (то есть автор в детстве) ей помогала, стирала в своем маленьком тазике кукольную одежу... Вторник - день глажки, все перестиранные вещи спокойно, с песнями-сказками гладились, раскладывались по полочкам... И так далее (почему-то про остальные дни она не пишет, но упоминает еще день выпечки хлеба). Конечно, она уже и сама осознает, что в наше время такие занятия не настолько актуальны, чтобы из них превращать целый ритуал, но очень рекомендует все-таки минимально ввести традиции, как например перед Новым Годом мы достаем коробку с елочными украшениями... Это же ритуал?!
В течении дня обязательно должно быть несколько "якорных" моментов, то есть: "пробуждение", "завтрак", ..."чтение книжки", "поцелуй перед сном"... У каждой семьи свои, и иногда в суете дня трудно их соблюдать, но надо постараться хотя бы основные - как день начинается и заканчивается - сделать наиболее приятными!
[quote:628d11a0e8] А про маму, которая торопится, опаздывает, то это ткнётся делать, то то, а дети страдают - я назидательный пример. Плохо это. Ритм нужен. Не режим жёсткий, а именно ритм. Бум стараться, пытаться.[/quote:628d11a0e8]
Nmd, у меня та же проблема, ну что поделать - очень неорганизованный человек, но потребность в "ритме" есть и у меня самой, поэтому я для себя стараюсь делать "якорные" моменты, например, традиционно сложилось, что по четвергам мы лепим из глины, а во вторник собираемся с другими мамами-детками попеть-поиграть в "дворовые" игры, - это у меня одни из главных опорных точек недели, но хочется еще и остальные дни распланировать рукоделием, занятием русским, и пр.
Успехов
Наталья
Nmd
Уже с Приветом
Posts: 888
Joined: 03 Mar 2002 10:01
Location: Mountain View, CA

Post by Nmd »

[quote:d9f1ba1ab2="ОтЧаянная Роза"][quote:d9f1ba1ab2="Nmd"] Ритм нужен. Не режим жёсткий, а именно ритм. Бум стараться, пытаться.[/quote:d9f1ba1ab2]

Интересная мысль. Что вы имеете в виду?
Я вот чувствую, что моему детю не режим нужен(как моя мама настаивает), а ритм. Однако объяснить не могу, вы не поможете?
Мне кажеться это созвучно топику, чувство ритма может быть двояко.
:)[/quote:d9f1ba1ab2]

Возвращаясь в этот топик... Несколько иной взгляд на ритм, возможно, похожий на Натальин...

Ритм - свойство естественное, в общем-то. "Коси, коса, пока роса". Тут и ритм, и рифма. Без ритма луг не покосить. Ритм свойствен музыке, океану, половому акту -- в общем, основа основ. Ритм довольно свободен. Ритм был свойствен деятельности до прихода конвейеров. Крестьянский труд хоть и очень тяжел, но не совершенно монотонен. Одна работа сменяется другой. Есть сезонность. До такого сумасшествия, как на фабрике 19 века, не дойдёшь. Вспомним всех, кто фабрику описывал, Вересаева или Стейнбека, не важно, - завыть и повеситься. Не только из-за бесчеловечных условий, от зари до зари -- ещё и то, что одно и то же. Как китайская казнь. Фабрика это режим. Ритм рождается изнутри, из сути дела, он органичен. Режим (ассоциация с фабрикой) навязан извне, чужд.

Навеяно соседним топиком - пошла в школу в первый раз первый класс, белый фартук все дела. Отчётливо помню ощущение - в общем-то, мне нравится, но вот так день за днём 10 лет? Каждый день вставать, приходить, уходить? Это не смешно, это ужас ребёнка перед режимом, режим угнетает и душит. Ассоциацию с режимом типа режимного учреждения или Пиночетом или Сталиным опускаю, а то уже просто сплошной шаблон получится. Спасибо, если прочитали, поток сознания. Мы только начали с ребёнком в садик ходить. И уже чувствуется стресс от монотонности. непонятно, то ли я проецирую от себя (бедная девочка, вот начинается у неё эта тягомотина, одно и то же каждый день), то ли правда тяжело, капризов стало намного больше, может реагирует так.

В курсе, что в советской детской невропатологии режим был во главе угла. И наверняка НЕКОТОРЫМ детям это необходимо. Другим нужен просто ритм. А вообще человеку нужно свободное время и праздность. Об этом ещё Пушкин писал. :umnik1:

Меняя тему - я читала всякие очень американские, очень современные, ориентированные на быстрый темп жизни, советы по организации быта и вообще всего (кстати, хорошие... для тех, кто соблюдает :mrgreen: ). И там вот о ритме, о днях того-то и того-то - просто куча. Без этого просто не выжить. Пекут хлеб раз в неделю, кладут в морозильник, например.
User avatar
thinker
Уже с Приветом
Posts: 26853
Joined: 29 Aug 2000 09:01

Post by thinker »

[quote:a396d4155b="Nmd"]Ритм - свойство естественное, в общем-то. "Коси, коса, пока роса". Тут и ритм, и рифма. Без ритма луг не покосить. Ритм свойствен музыке, океану, половому акту -- в общем, основа основ. Ритм довольно свободен. Ритм был свойствен деятельности до прихода конвейеров. Крестьянский труд хоть и очень тяжел, но не совершенно монотонен. Одна работа сменяется другой. Есть сезонность.[/quote:a396d4155b]

Вот моё филосовское мнение о ритме:

Ритм это скорее свойство, зафиксированное человеком. Человек видит ритм там, где он его хочет видеть и где он его может видеть. Более того, в некоторых ситуациях человек сам придумал понятие ритм, а потом вдруг удивляется, что он там его нашел (например, в музыке). 8O :pain1: То есть, я бы сказал, что ритм НЕ ЕСТь закон природы. Это мы, люди, приписали ритм природе, как один из "её законов". Ритм также НЕ ЯВЛЯЕТСЯ чем-то естественным и не есть "основа основ". Вся прелесть ритма и его значимость для человека происходят лишь от ограниченности человеческого восприятия. [b:a396d4155b] Чтобы чувствовать ритм, нужно быть в забвении. [/b:a396d4155b] :umnik1: Например, когда человек восхищается ритмом в музыке, сексе, или когда человек испытывает романтические чувства, слушая шум прибоя. Но чем больше человек всматривается в окружающий мир, вооружая свои органы чувств, тем меньше он видит в нем ритма, и больше видит хаоса.

Те, кто детально изучал секс, знают, что наряду с ритмичностью поступательных движений важны также и краткосрочные остановки, резкая смена ритма, его срывы. Иногда климакс достигается быстрее из-за неритмичности.

Шум прибоя также преставляет собой намного более сложную форму звука, чем обычный ритм, если посмотреть на спектр.

Пение птиц может показаться то-же ритмичным, однако при более близком рассмотремие там нет четкого ритма. Кукушка будет куковать лишь в течении короткого времени, а затем наступает тишина. Да и сами кукования только кажутся одинаково одаленными друг от друга во времени. В действительности время между ними различно, так же как различна продолжительность каждого из них, и это можно зафиксировать с помощью более точных приборов, чем человеческое ухо.

Сезонность, то есть смена зимы и лета, также являются лишь кажущими ввиду того, что у человека отсутствует историческое чувство. Ему кажется, что после зимы будет лето, а потом снова зима, и так было всегда. В действительности это не так. Стоит только вспомнить ледниковые периоды, чтобы убедится в этом. Или взрывы супервулканов на земле, после которых сезоны вообще отсутствовали долгие сотни лет...

Мой вывод: ритм - это иллюзия, сиюминутная фикция, искажение реальности. Но как и всякая иллюзия, она необходима человеку. Так же как ему нужны заблуждения и другие фикции. :?
All rights reserved, all wrongs revenged.
User avatar
Донна Роза
Уже с Приветом
Posts: 882
Joined: 09 May 2002 20:26
Location: WA

Post by Донна Роза »

Thinker, Вы ли это?!
Мне кажеться, что это все же mrs.Thinker :)
Особенно "климакс достигаетса"... Может вы имели в виду оргазм? :)

Меня тоже всегда угнетал режим....
Однако есть сомнение: не примет ли ребенок эти "праздность" и "забвение" как норму жизни?
Заметила, что наш сынок любит сидеть возле занятого делом взрослого и деловито играть со своими игрушками, как будто он тоже при деле.
Как бы у него это хорошее качество не отбить.... :roll:
Мало ли в Бразилии ПЕДРОВ? (Donna Rosa d’Alvadores)
User avatar
thinker
Уже с Приветом
Posts: 26853
Joined: 29 Aug 2000 09:01

Post by thinker »

[quote:8045359b4c="ОтЧаянная Роза"]Thinker, Вы ли это?!
Мне кажеться, что это все же mrs.Thinker :)
Особенно "климакс достигаетса"... Может вы имели в виду оргазм? :) :[/quote:8045359b4c]

Да. Пытался вспомнить это слово, но чтo-то с утра не смог. :? :)

[quote:8045359b4c="ОтЧаянная Роза"]Меня тоже всегда угнетал режим....
Однако есть сомнение: не примет ли ребенок эти "праздность" и "забвение" как норму жизни? :[/quote:8045359b4c]

Скажу только, что для одних режим это норма, для других наоборот скука.
All rights reserved, all wrongs revenged.
Nmd
Уже с Приветом
Posts: 888
Joined: 03 Mar 2002 10:01
Location: Mountain View, CA

Post by Nmd »

Thinker -- зачитаешься. Ах!!!

Return to “Наши дети”