Письмо Черняева в развитие темы топика. Сдается мне, однако, что все его гневные опровержения сводятся не к тому, что "этого не было вообще", a к тому, что "этого не было на Мальте".
Германский вопрос. Здесь ложь особого рода. Этот вопрос среди массы разных проблем, главным образом безопасности, разоружения, региональных конфликтов, занял по времени едва ли два-три процента. И споров никаких не было.
Было понимание, что ответственность двух сверхдержав состоит в том, чтобы разрешение германского вопроса, исторического для немцев и всего мира, не приняло разрушительного характера, не навредило начатому делу преодоления "холодной войны" и конфронтации. Договорились, что ни тот, ни другой не будут вмешиваться во внутренние германские дела. Буш даже произнес свою знаменитую фразу: "Я не собираюсь прыгать на стену" (Берлинская стена, кстати, уже была к тому времени разрушена. Буш намекал на поведение Рональда Рейгана, когда тот посетил Западный Берлин). "Да, - реагировал со смехом Горбачев, - это не дело президента - прыгать на стену".
Вот и все, что касалось германского вопроса. Тогда еще не шла речь ни об идее нейтрализации, ни о вхождении будущей Германии в НАТО и т.п. Это все относится к двусторонним и многосторонним переговорам в феврале-июне 1990 года.
Домыслы мадам Дюранден, будто Горбачев "запаниковал" и "сдал" Германию. Все, что происходило на Мальте, подробно записано, стенограммы хранятся в Горбачев-фонде. На эту тему есть статьи, в том числе большая моя статья в журнале "Новая и новейшая история", N 3 за 2001 год.
Ночевали американцы на своем фрегате, мы - на теплоходе. Никто с ними сепаратно не общался. На палубе это было бы заметно, а в каюты с американцами никто не уединялся, да и некогда было.
http://www.izvestia.ru/letters/article3113265/
"При желании можно выклянчить все: деньги, славу, власть. Но только не Родину, господа. Особенно такую, как моя."