Подросток и чтение книг
-
- Уже с Приветом
- Posts: 46012
- Joined: 12 Jun 2005 17:45
- Location: Tallinn-> SF--> London--> LA--> SFBA
Re: Подросток и чтение книг
Какими не были бы обстоятельства, знания и образование никогда не помешают. Более того, они вполне могут помочь адаптировать новые, нужные знания. Мне, к примеру, совершенно не понадобилась специальность, по которой я училась, но дала мне достаточно знаний, чтоб я смогла приобрести новую. Любой мир, в котором живут и будут жить люди, будет требовать базу. Вот базу мы и можем попробовать дать детям. А дальше - их выбор.
Кстати, насчет общения...помню, злилась, что приходится вставать дико рано, чтоб ехать черти куда на соревнования по дебатам, еще и в судьи меня записала. Вот, думала, на кой черт дочке это надо- выходной к черту, далеко, недёшево- и поразилась, дети совершенно другие, умные, развитые, начитанные. И их много! Такое счастье было видеть эти лица- для меня.
Кстати, насчет общения...помню, злилась, что приходится вставать дико рано, чтоб ехать черти куда на соревнования по дебатам, еще и в судьи меня записала. Вот, думала, на кой черт дочке это надо- выходной к черту, далеко, недёшево- и поразилась, дети совершенно другие, умные, развитые, начитанные. И их много! Такое счастье было видеть эти лица- для меня.
"Я уезжаю навсегда, и вообще все всегда уезжают навсегда. Вернуться невозможно - вместо нас всегда возвращается кто-то другой..."
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2422
- Joined: 16 Feb 2005 21:14
- Location: село Сестринское Вердановской волости Царегорского уезда Квебенской губернии
Re: Подросток и чтение книг
Это не повод не пиздить не учить.
Если бы моей маме, когда ока катала колясочку со мной, сказали, что через 30 лет кончится Советский Союз, а её дочь будет жить в Канаде, она бы санитаров вызвала.
Но физматшкола и английский второй специальностью, и дали мне эту возможность уехать, а моим соседкам по дому, после пту такая мысль даже в голову не приходила.
Так что...
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3003
- Joined: 28 Feb 2013 03:18
- Location: NY
Re: Подросток и чтение книг
Хм, ну вот это уже антиреклама какая-то. Как это человек, позиционирующий себя начитанным и образованным, не может трёх предложений написать без обсценной лексики? Извиняюсь за снобизм, но просто режет глаз и нарушает моё чувство прекрасного.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 57554
- Joined: 27 Oct 2003 14:33
Re: Подросток и чтение книг
Ну почему же... Как раз образно перечеркивает пту-шное соседство, но напоминает, что оно-таки было.BronenosezPotemkin wrote: ↑13 Jul 2021 17:59 Хм, ну вот это уже антиреклама какая-то. Как это человек, позиционирующий себя начитанным и образованным, не может трёх предложений написать без обсценной лексики? Извиняюсь за снобизм, но просто режет глаз и нарушает моё чувство прекрасного.
Но, конечно, не учить, исходя из идеи, что неизвестно, каково оно, будущее - странно и неестественно. В какой момент и чему предлагается уже не учить? Писать, например, надо уметь рукой? Считать без калькулятора? Где остановимся? А то ведь ни письмо, ни счет вроде как уже ни к чему, все за нас сделает электроника.
Другое дело, что есть-таки разница между "лень, но поддается пенделю" и "не хочет категорически".
Лучше пузо от пива, чем горб от работы!
-
- Уже с Приветом
- Posts: 10080
- Joined: 08 Oct 2003 15:34
- Location: Volgograd -> TX -> NJ ->PA
Re: Подросток и чтение книг
Ключевое слово - дочке это надо. Ей самой это надо. Заметьте, не мама ребенка пи.. пинает, а ребенок сам чего-то хочет. Две большие разницы как говорят в Одессе.JN wrote: ↑13 Jul 2021 15:28 Кстати, насчет общения...помню, злилась, что приходится вставать дико рано, чтоб ехать черти куда на соревнования по дебатам, еще и в судьи меня записала. Вот, думала, на кой черт дочке это надо- выходной к черту, далеко, недёшево- и поразилась, дети совершенно другие, умные, развитые, начитанные. И их много! Такое счастье было видеть эти лица- для меня.
Я выше упоминала что специалисты уже вовсю обсуждают что энциклопедические знания у ребенка это конечно любой еврейской маме приятно, деточку-то рожала исключительно нобелевского лауреата, никак не меньше , однако вполне вероятно что этому ребенку жизненно важно развить эмоциональный интеллект, уметь считывать чувства других и перестраивать свое поведение соответственно. Чтоб не как у Пушкина "Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя". Может быть та же самая коллективная игра в Майнкрафте, где дети совместными усилиями строят ферму, научит ребеночка полезным навыкам.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 15134
- Joined: 15 Aug 2006 14:00
- Location: FL
Re: Подросток и чтение книг
На моего в мидл скул повлияло то, что все в окружении читали и обсуждали прочитанное, так он за год прочитал в разы больше книг чем за все придыдущие годы вместевзятые. На английском конечно. Летом тоже взял книжек читать из списка литературы, чтобы было что обсудить. Это с чтением на английском.
На русском читает когда напоминаем - что в русской школе задают. Если по времени, он Алексе говорит засечь время и как только время проходит он останавливается на полуслове, что для меня поразительно. Даже младший брат слушая между делом иногда возмущается мол а дальше что? До конца главы хоть дочитай.
Младший читает опыть же то, что в школе обсуждают, а это увы пока что полная фигня на мой взгляд.
Как бы мы не уговаривали и не пытались привить любовь к чтению дома не сравнится с peer pressure в школе, что у одного что у другого.
На русском читает когда напоминаем - что в русской школе задают. Если по времени, он Алексе говорит засечь время и как только время проходит он останавливается на полуслове, что для меня поразительно. Даже младший брат слушая между делом иногда возмущается мол а дальше что? До конца главы хоть дочитай.
Младший читает опыть же то, что в школе обсуждают, а это увы пока что полная фигня на мой взгляд.
Как бы мы не уговаривали и не пытались привить любовь к чтению дома не сравнится с peer pressure в школе, что у одного что у другого.
какое блаженство быть совершенством!
-
- Уже с Приветом
- Posts: 10080
- Joined: 08 Oct 2003 15:34
- Location: Volgograd -> TX -> NJ ->PA
Re: Подросток и чтение книг
Где же было написано что не надо учить? Апогей системного мышления на базе фундаментальной русской классической литературы 19-го века. Вы же родитель, доминирующая заботящаяся особь, вам и решать чему и как учить, и соответственно брать на себя ответственность - дорогой, ты будешь по зеленому свистку читать час в день потому что мне это пришло в голову, ну вот такая у меня блажь.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 46012
- Joined: 12 Jun 2005 17:45
- Location: Tallinn-> SF--> London--> LA--> SFBA
Re: Подросток и чтение книг
Стесняюсь спросить, а это не у вас ребенок в приказном порядке читает час в день? Или я с кем то путаю?Osen' wrote: ↑13 Jul 2021 19:22Ключевое слово - дочке это надо. Ей самой это надо. Заметьте, не мама ребенка пи.. пинает, а ребенок сам чего-то хочет. Две большие разницы как говорят в Одессе.JN wrote: ↑13 Jul 2021 15:28 Кстати, насчет общения...помню, злилась, что приходится вставать дико рано, чтоб ехать черти куда на соревнования по дебатам, еще и в судьи меня записала. Вот, думала, на кой черт дочке это надо- выходной к черту, далеко, недёшево- и поразилась, дети совершенно другие, умные, развитые, начитанные. И их много! Такое счастье было видеть эти лица- для меня.
Я выше упоминала что специалисты уже вовсю обсуждают что энциклопедические знания у ребенка это конечно любой еврейской маме приятно, деточку-то рожала исключительно нобелевского лауреата, никак не меньше , однако вполне вероятно что этому ребенку жизненно важно развить эмоциональный интеллект, уметь считывать чувства других и перестраивать свое поведение соответственно. Чтоб не как у Пушкина "Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя". Может быть та же самая коллективная игра в Майнкрафте, где дети совместными усилиями строят ферму, научит ребеночка полезным навыкам.
Дочерь моя принцесса Будур хочет много всего и все ей надо- вот такая досталась на раздаче. И мы как бы не возражаем, по мере возможности. Почему? А потому что, как говорит Тетя Мотя- обЧество там приличное. Умные девочки и мальчики, развитые, образованные. И во всем остальном - то же самое. Чтоб могла свои мысли выразить четко и ясно, без вот этого вот youknowwhatimean через слово. То есть как в детстве примерно- вот тебе желтое платье и красное- делай самостоятельный выбор но только масштаб покрупнее
Last edited by JN on 13 Jul 2021 21:23, edited 1 time in total.
"Я уезжаю навсегда, и вообще все всегда уезжают навсегда. Вернуться невозможно - вместо нас всегда возвращается кто-то другой..."
-
- Уже с Приветом
- Posts: 10080
- Joined: 08 Oct 2003 15:34
- Location: Volgograd -> TX -> NJ ->PA
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3003
- Joined: 28 Feb 2013 03:18
- Location: NY
Re: Подросток и чтение книг
Мда, не знаю как там Изя и его мама, но я по крайней мере честна со своими детьми и не стараюсь казаться кем-то, кем я не являюсь. Вас же, Осень, просто корёжит от того, что у кого-то может быть другой взгляд на любую тему, тут на форуме это хорошо видно. Мне кажется, что вы просто лукавите, когда утверждаете, какая вы либеральная мама и как прислушиваетесь к малейшим желаниям и нежеланиям своих детей. Скорее всего вы так же бегаете за ними и пытаетесь протолкнуть своё мнение, потрясая многочисленными свеженарытыми статейками и последними трудами "специалистов".
-
- Уже с Приветом
- Posts: 10080
- Joined: 08 Oct 2003 15:34
- Location: Volgograd -> TX -> NJ ->PA
Re: Подросток и чтение книг
О боги, привет в своем неизменном амплуа. Я иногда забываю куда я попала, пардон.
Интересно, по каким таким признакам определили что меня "корежит"?
Интересно, по каким таким признакам определили что меня "корежит"?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3003
- Joined: 28 Feb 2013 03:18
- Location: NY
Re: Подросток и чтение книг
Да я тоже иногда напишу здесь что-нибудь, а потом жалею. Обязательно найдется кто-нибудь, кто кинется поунижать совершенно незнакомых ему людей ( и детей!). Это же надо, что удумала - в каникулы! летом! заставляет! детей! читать! целый час! Дети, которые позволяют с собой так обращаться - просто безынициативные бесхребетные тряпки, из них никогда ничего хорошего не вырастет. А мать - просто тиран и самодура. Как там у вас - "блажь", которой нет никакого объяснения. Ну а уж недвусмысленные намеки на пятую графу, вообще за гранью. Но это нормально в либеральном сообществе.
Я обязательно напишу, когда ваши мрачные прогнозы сбудутся, и на выходе будут "дети которым ничего не интересно и они ничего хотят", чтобы вы могли посмаковать и написать "Что и требовалось доказать".
Пока, увы - порадовать мне вас нечем.
Я обязательно напишу, когда ваши мрачные прогнозы сбудутся, и на выходе будут "дети которым ничего не интересно и они ничего хотят", чтобы вы могли посмаковать и написать "Что и требовалось доказать".
Пока, увы - порадовать мне вас нечем.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 57554
- Joined: 27 Oct 2003 14:33
Re: Подросток и чтение книг
Ну так вот именно. "На дебаты" (или на что-то другое подобное) она хочет не вдруг и не с пустого места. А потому что есть некоторый багаж за спиной. Который в большой мере есть забота родителей и их же ценность. Короче, родитель свои ценности пытается ребенку привить (ну или навязать, кому какой термин ближе), считаю это совершенно правильным и естественным развитием сюжета. А бояться, что мы с нашими ценностями глубоко устарели и только мешаемся под ногами у Прекрасного Нового Мира - странно как-то...JN wrote: ↑13 Jul 2021 21:11 Дочерь моя принцесса Будур хочет много всего и все ей надо- вот такая досталась на раздаче. И мы как бы не возражаем, по мере возможности. Почему? А потому что, как говорит Тетя Мотя- обЧество там приличное. Умные девочки и мальчики, развитые, образованные. И во всем остальном - то же самое. Чтоб могла свои мысли выразить четко и ясно, без вот этого вот youknowwhatimean через слово. То есть как в детстве примерно- вот тебе желтое платье и красное- делай самостоятельный выбор но только масштаб покрупнее
Лучше пузо от пива, чем горб от работы!
-
- Уже с Приветом
- Posts: 46012
- Joined: 12 Jun 2005 17:45
- Location: Tallinn-> SF--> London--> LA--> SFBA
Re: Подросток и чтение книг
Вы совершенно напрасно расстраиваетесь, еврейская мама -это забота, любовь и обязательно наилучшее образование так что это был комплиментBronenosezPotemkin wrote: ↑13 Jul 2021 23:39 Да я тоже иногда напишу здесь что-нибудь, а потом жалею. Обязательно найдется кто-нибудь, кто кинется поунижать совершенно незнакомых ему людей ( и детей!). Это же надо, что удумала - в каникулы! летом! заставляет! детей! читать! целый час! Дети, которые позволяют с собой так обращаться - просто безынициативные бесхребетные тряпки, из них никогда ничего хорошего не вырастет. А мать - просто тиран и самодура. Как там у вас - "блажь", которой нет никакого объяснения. Ну а уж недвусмысленные намеки на пятую графу, вообще за гранью. Но это нормально в либеральном сообществе.
Я обязательно напишу, когда ваши мрачные прогнозы сбудутся, и на выходе будут "дети которым ничего не интересно и они ничего хотят", чтобы вы могли посмаковать и написать "Что и требовалось доказать".
Пока, увы - порадовать мне вас нечем.
"Я уезжаю навсегда, и вообще все всегда уезжают навсегда. Вернуться невозможно - вместо нас всегда возвращается кто-то другой..."
-
- Уже с Приветом
- Posts: 46012
- Joined: 12 Jun 2005 17:45
- Location: Tallinn-> SF--> London--> LA--> SFBA
Re: Подросток и чтение книг
настоящие ценности вряд ли так уж быстро устареютТетя-Мотя wrote: ↑14 Jul 2021 00:36Ну так вот именно. "На дебаты" (или на что-то другое подобное) она хочет не вдруг и не с пустого места. А потому что есть некоторый багаж за спиной. Который в большой мере есть забота родителей и их же ценность. Короче, родитель свои ценности пытается ребенку привить (ну или навязать, кому какой термин ближе), считаю это совершенно правильным и естественным развитием сюжета. А бояться, что мы с нашими ценностями глубоко устарели и только мешаемся под ногами у Прекрасного Нового Мира - странно как-то...JN wrote: ↑13 Jul 2021 21:11 Дочерь моя принцесса Будур хочет много всего и все ей надо- вот такая досталась на раздаче. И мы как бы не возражаем, по мере возможности. Почему? А потому что, как говорит Тетя Мотя- обЧество там приличное. Умные девочки и мальчики, развитые, образованные. И во всем остальном - то же самое. Чтоб могла свои мысли выразить четко и ясно, без вот этого вот youknowwhatimean через слово. То есть как в детстве примерно- вот тебе желтое платье и красное- делай самостоятельный выбор но только масштаб покрупнее
"Я уезжаю навсегда, и вообще все всегда уезжают навсегда. Вернуться невозможно - вместо нас всегда возвращается кто-то другой..."
-
- Уже с Приветом
- Posts: 10080
- Joined: 08 Oct 2003 15:34
- Location: Volgograd -> TX -> NJ ->PA
Re: Подросток и чтение книг
Вообще-то это был анекдот, вполне себе известный. Феномен еврейской мамы в русскоязычной культуре.JN wrote: ↑14 Jul 2021 02:32Вы совершенно напрасно расстраиваетесь, еврейская мама -это забота, любовь и обязательно наилучшее образование так что это был комплиментBronenosezPotemkin wrote: ↑13 Jul 2021 23:39 Да я тоже иногда напишу здесь что-нибудь, а потом жалею. Обязательно найдется кто-нибудь, кто кинется поунижать совершенно незнакомых ему людей ( и детей!). Это же надо, что удумала - в каникулы! летом! заставляет! детей! читать! целый час! Дети, которые позволяют с собой так обращаться - просто безынициативные бесхребетные тряпки, из них никогда ничего хорошего не вырастет. А мать - просто тиран и самодура. Как там у вас - "блажь", которой нет никакого объяснения. Ну а уж недвусмысленные намеки на пятую графу, вообще за гранью. Но это нормально в либеральном сообществе.
Я обязательно напишу, когда ваши мрачные прогнозы сбудутся, и на выходе будут "дети которым ничего не интересно и они ничего хотят", чтобы вы могли посмаковать и написать "Что и требовалось доказать".
Пока, увы - порадовать мне вас нечем.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 64875
- Joined: 12 Jul 2002 16:38
- Location: г.Москва, ул. Б. Лубянка, д.2
-
- Уже с Приветом
- Posts: 64875
- Joined: 12 Jul 2002 16:38
- Location: г.Москва, ул. Б. Лубянка, д.2
-
- Уже с Приветом
- Posts: 46012
- Joined: 12 Jun 2005 17:45
- Location: Tallinn-> SF--> London--> LA--> SFBA
Re: Подросток и чтение книг
Ну и как?
"Я уезжаю навсегда, и вообще все всегда уезжают навсегда. Вернуться невозможно - вместо нас всегда возвращается кто-то другой..."
-
- Уже с Приветом
- Posts: 10080
- Joined: 08 Oct 2003 15:34
- Location: Volgograd -> TX -> NJ ->PA
Re: Подросток и чтение книг
https://snob.ru/entry/169654/
«Ковыряние в носу» как осознание полученных знаний
Ваш ребенок ходит в «правильную» школу, занимается в тысяче кружков, изучает китайский, но все равно не знает, чем будет заниматься в будущем? Психолог Катерина Мурашова объясняет, почему вам не стоит паниковать в этой ситуации
17 ДЕКАБРЯ 2018 10:07
Наверняка я об этом уже не раз вскользь писала. Но сейчас хочется написать конкретно и подробно. Потому что встречается это явление все чаще.
О чем речь?
О родительской тревоге. О неумении и частично нежелании с ней работать. О противоречиях в воспитании, которые получаются из особенностей нашей сегодняшней общественной ситуации и в значительном проценте случаев приводят к неврозу у подростка и конфликту в семье.
Откуда это происходит?
Все хотят добра своим детям. Все хотят, чтобы они вышли в жизнь по возможности подготовленными к грядущим жизненным испытаниям. Чтобы могли заработать себе на кусок хлеба (желательно с маслом), создать семью, завести свой круг общения и всякое такое. Фокус в том, что ситуация сегодняшних родителей довольно существенно отличается от родителей прошлого — давнего (100, 200 лет назад) и даже не очень давнего (50 лет назад). Те родители искренне думали, что знают, в каком мире будут жить их дети и что им там понадобится, — и часто были правы.
Например, семья городского сапожника 200 лет назад. У него сын и дочь. Оба родителя небезосновательно полагают, что это именно их задача — сформировать и обеспечить судьбу своим детям, и вполне готовы взять на себя за это ответственность. Отец знает, что сын унаследует его мастерскую, и так сыну с ранних лет и говорит: буду тебя учить нашему сапожному ремеслу, добром или сапожной колодкой — это уж от твоего старания зависит, а потом тебе дело передам, сам на покой уйду. И будешь ты наш конец города сапогами обеспечивать, а если талант да сметку проявишь больше, чем у меня от Господа нашего имеется (чего бы мне, понятное дело, и хотелось), так и в верхнем городе заказы будешь брать, у тех, кто побогаче.
Что касается судьбы пятилетней дочки, то отец с матерью приглядываются к сыну знакомого зеленщика с соседней улицы и уже пару раз обсуждали, что неплохо бы детей, когда подрастут, обручить, а затем и повенчать. Обе семьи достойные, работящие, дети выглядят крепкими и здоровыми — почему бы и нет? Девочке еще прямо об этом не говорят, но к хозяйству постепенно приучают и намекают, что игра «в лавку» с подружками очень для нее хороша, потому что вполне возможно, что в будущем она как раз хозяйкой лавки и окажется.
Сын и дочь слышат все это с самых ранних лет, все и всё вокруг лишь подтверждает сказанное отцом и матерью, и постепенно дети привыкают к родительским планам, начинают считать их своими.
Разумеется, мальчик иногда думает: а вот бы уйти с бродячими актерами, что выступают сейчас на площади! А девочка мечтательно закатывает глаза: а вот бы за боярина замуж выйти! Но все это, скорее всего, так и остается мечтами. В реальности мальчик осваивает премудрости сапожного ремесла, а девочка при встречах «со значением» строит глазки сыну зеленщика (да и он искоса, но внимательно приглядывается к ее взрослению) и учится у матери рукоделию и ведению хозяйства.
Все это на современный взгляд выглядит несколько скучноватым, предопределенным, лишенным интриги и креатива, но ни в коем случае не невротичным.
Какова же ситуация сейчас? Она принципиальным образом отличается. Мир развивается так стремительно, что современные родители не имеют буквально ни малейшего представления о том, каким он окажется, когда в нем будут жить и трудиться, создавать семьи, воспитывать уже своих детей их выросшие дети. Да будут ли у них вообще семьи и дети?
И что же им там, в будущем «непонятно каком» мире понадобится?
Однако задачу, которая стояла и перед семьей сапожника 200 лет назад, вроде бы никто не отменял: надо взять на себя ответственность и подготовить своих детей к грядущей жизни. Надо подготовить, но я не знаю к чему. Типичный невротический конфликт. Здравствуй, родительский невроз.
Второй момент. Именно сейчас заканчивается детство и начинается вход в реальную жизнь подростков, родившихся на рубеже тысячелетий, то есть в те времена, когда мутная волна перестройки (Выживай как сумеешь! Хапай до чего дотянешься! Предпринимай что предпримется!) уже более-менее схлынула и в нашем обществе наметилась какая-никакая стабильность. А когда стабильность, воспитанию детей всегда уделяется повышенное внимание.
На приеме это обычно предъявляется мне так:
— Мы все в него годами вкладывали, у нас самих в детстве и десятой части того не было, вроде бы все есть, чтобы спокойно определиться, а он теперь ничего не знает, ничего не хочет, ему бы только в телефоне сидеть, то голова у него болит, то еще что, а к экзаменам кто будет готовиться, и вообще, я в его годы… да и его сверстники все уже определились, а он… Может быть, вы с ним профориентацию проведете и вообще поговорите, а?
В зависимости от характеров, темпераментов и других особенностей нервной системы членов семьи, имеем разные букеты сопутствующих наличных чувств: агрессия, разочарование, апатия, взаимное раздражение, обида, презрение, усталость и так далее. Ведущее всегда — непонимание. Почему так?
И их таких все больше и больше. Прямо волна последние два-три года.
Что происходит? Давайте разберемся.
Родители тревожатся: мы должны обеспечить его будущее. Мы многое можем дать своему ребенку (мир стал просто чудовищно, опасно многообразен), но не знаем, что конкретно ему понадобится. Поэтому на всякий случай понапихаем в него побольше всего — вдруг пригодится? Пихают со страшной силой. «Ваш ребенок еще китайский язык не изучает? А почему? Всем же понятно, что за Китаем — будущее, это потом может дать ребенку очень серьезные выигрышные очки в жизненной гонке!» — «Ой, и правда! Начинаем изучать китайский!»
Дети, у которых нет ни одной свободной минуты. Они учатся в «хороших школах» и посещают «кружки с хорошей историей», занимаются с репетиторами. Их водят в музеи, театры, на выставки и на развивающие занятия, их таскают по развалинам и достопримечательностям всех эпох и континентов. У них нет времени и сил на синтез всего этого. А ведь чем больше информации поступает, тем больше времени нужно на то, чтобы ее усвоить. И когда идет синтез, ребенок выглядит нестерпимо для невротичных родителей: он сидит и ковыряет пальцем в носу, или возит по столу машинку, или играет с ручкой, болтает по телефону вроде бы «ни о чем», или просто смотрит в стену. Поэтому бо́льшая часть всей этой информации просто проваливается впустую, сливается, как вода в унитаз. Но родителей это не беспокоит — они получают временное успокоение: мы же выполняем свою задачу, готовим его к будущей жизни.
И вот наконец пора куда-нибудь поступать.
Процесс запихивания знаний и навыков «добром или сапожной колодкой» подошел к промежуточному финишу.
В семье сапожника, как вы помните, в этом пункте была кристальная ясность: сейчас ты — мой помощник в сапожном деле, а потом я передам тебе мастерскую. А чего ты там сам хотел или хочешь, это никого никогда не интересовало и сейчас не интересует. Впрочем, скорее всего, парень, которого последние десять лет учили именно на сапожника, ничего другого себе уже и не представляет и не хочет. Что ж, буду сапожником, как отец — хорошее, уважаемое дело. Если есть честолюбие: постараюсь дело расширить.
Но не таков современный мир «хороших семей», построенный на гуманистических ценностях и уважении к личности ребенка.
Однажды эта хорошая семья садится в кружок и, доброжелательно поблескивая глазами и очками, говорит ребенку:
— Больше десяти лет мы вкладывали в твое развитие и воспитание все, что могли. Теперь ты уже почти вырос. Ты — уникальная человеческая личность. Впереди — твоя собственная жизнь. Поэтому теперь мы хотим знать, чем ты собираешься заняться дальше. Слушаем тебя внимательно.
Немая сцена.
— Я… я… я не знаю… — говорит подросток.
— Как это не знаешь?! — удивляются родители. — Ведь тебе столько всего показывали, столькому научили.
— А вот не знаю…
— Но ведь надо же куда-то поступать! — начиная раздражаться, говорит семья.
— А надо?
— Ты что, издеваешься?! Мы столько в тебя вложили…
Надо ли продолжать?
Вы понимаете, что здесь произошло? Десять лет ребенка вели по «сапожно-авторитарному типу», решали за него, как ему проводить время, где, чему и сколько учиться, а потом вдруг вместо логичного «все в нашей семье были врачами, и ты поступаешь в медицинский» запросили совершенно другое, то, к чему он абсолютно не готов. И продолжают запрашивать все настойчивее и настойчивее. А он реально не может ответить. Иногда просто тыкает пальцем наугад — лишь бы отстали. И тогда решение проблемы просто откладывается еще на два-три года — как правило, до конца второго курса института, когда молодой человек понимает, что он учится чему-то совершенно ему ненужному и неинтересному.
Иногда в этом месте случаются депрессии, которые начинают лечить. И вот намечается выход, который потом закрепляется: проблемы? Попей полезных таблеток!
Что же делать?
Самое простое — профилактика. Пока ребенок еще маленький, решите для себя: вы «семья сапожника»? Тогда вперед, алгоритм известен и понятен.
Вы за «уникальную человеческую личность»? Отлично. Тогда информируйте, советуйте, направляйте, но ни в коем случае не императивно. И сразу давайте ребенку побольше «поковырять в носу» для синтеза происходящего вокруг, возлагайте на него побольше ответственности за то, что он делает или не делает, и принимайте результаты, даже если они кажутся вам странными или неудовлетворительными. Тогда есть серьезный шанс, что ребенок выберет именно свой собственный путь — например, уйдет с бродячими актерами.
Что делать, если вы уже «все сделали», как выше описано, вашему сыну или дочери 15–17 и он(а) «ничего не знает»?
Для начала перестаньте паниковать. Поезд никуда не ушел. Современное общество, в отличие от общества, в котором жила семья сапожника, предоставляет человеку достаточно много времени для «поиска себя». Так что время еще есть. Перестаньте «грузить» подростка своими тревогами и проекциями. Пусть он оглядится. Может быть, поработает где-нибудь. Может быть, поучится чему-нибудь промежуточному, что даст потом возможность заработать на кусок хлеба и как следует сориентироваться, попытаться осознать собственную структуру и запросы. А если все это не для вас, и вам даже читать об этом страшно и неприятно, не иезуитствуйте и не выключайте «сапожника», к которому ваш ребенок привык за последние десять лет. Тогда по крайней мере депрессии и невроза у него не случится.
«Ковыряние в носу» как осознание полученных знаний
Ваш ребенок ходит в «правильную» школу, занимается в тысяче кружков, изучает китайский, но все равно не знает, чем будет заниматься в будущем? Психолог Катерина Мурашова объясняет, почему вам не стоит паниковать в этой ситуации
17 ДЕКАБРЯ 2018 10:07
Наверняка я об этом уже не раз вскользь писала. Но сейчас хочется написать конкретно и подробно. Потому что встречается это явление все чаще.
О чем речь?
О родительской тревоге. О неумении и частично нежелании с ней работать. О противоречиях в воспитании, которые получаются из особенностей нашей сегодняшней общественной ситуации и в значительном проценте случаев приводят к неврозу у подростка и конфликту в семье.
Откуда это происходит?
Все хотят добра своим детям. Все хотят, чтобы они вышли в жизнь по возможности подготовленными к грядущим жизненным испытаниям. Чтобы могли заработать себе на кусок хлеба (желательно с маслом), создать семью, завести свой круг общения и всякое такое. Фокус в том, что ситуация сегодняшних родителей довольно существенно отличается от родителей прошлого — давнего (100, 200 лет назад) и даже не очень давнего (50 лет назад). Те родители искренне думали, что знают, в каком мире будут жить их дети и что им там понадобится, — и часто были правы.
Например, семья городского сапожника 200 лет назад. У него сын и дочь. Оба родителя небезосновательно полагают, что это именно их задача — сформировать и обеспечить судьбу своим детям, и вполне готовы взять на себя за это ответственность. Отец знает, что сын унаследует его мастерскую, и так сыну с ранних лет и говорит: буду тебя учить нашему сапожному ремеслу, добром или сапожной колодкой — это уж от твоего старания зависит, а потом тебе дело передам, сам на покой уйду. И будешь ты наш конец города сапогами обеспечивать, а если талант да сметку проявишь больше, чем у меня от Господа нашего имеется (чего бы мне, понятное дело, и хотелось), так и в верхнем городе заказы будешь брать, у тех, кто побогаче.
Что касается судьбы пятилетней дочки, то отец с матерью приглядываются к сыну знакомого зеленщика с соседней улицы и уже пару раз обсуждали, что неплохо бы детей, когда подрастут, обручить, а затем и повенчать. Обе семьи достойные, работящие, дети выглядят крепкими и здоровыми — почему бы и нет? Девочке еще прямо об этом не говорят, но к хозяйству постепенно приучают и намекают, что игра «в лавку» с подружками очень для нее хороша, потому что вполне возможно, что в будущем она как раз хозяйкой лавки и окажется.
Сын и дочь слышат все это с самых ранних лет, все и всё вокруг лишь подтверждает сказанное отцом и матерью, и постепенно дети привыкают к родительским планам, начинают считать их своими.
Разумеется, мальчик иногда думает: а вот бы уйти с бродячими актерами, что выступают сейчас на площади! А девочка мечтательно закатывает глаза: а вот бы за боярина замуж выйти! Но все это, скорее всего, так и остается мечтами. В реальности мальчик осваивает премудрости сапожного ремесла, а девочка при встречах «со значением» строит глазки сыну зеленщика (да и он искоса, но внимательно приглядывается к ее взрослению) и учится у матери рукоделию и ведению хозяйства.
Все это на современный взгляд выглядит несколько скучноватым, предопределенным, лишенным интриги и креатива, но ни в коем случае не невротичным.
Какова же ситуация сейчас? Она принципиальным образом отличается. Мир развивается так стремительно, что современные родители не имеют буквально ни малейшего представления о том, каким он окажется, когда в нем будут жить и трудиться, создавать семьи, воспитывать уже своих детей их выросшие дети. Да будут ли у них вообще семьи и дети?
И что же им там, в будущем «непонятно каком» мире понадобится?
Однако задачу, которая стояла и перед семьей сапожника 200 лет назад, вроде бы никто не отменял: надо взять на себя ответственность и подготовить своих детей к грядущей жизни. Надо подготовить, но я не знаю к чему. Типичный невротический конфликт. Здравствуй, родительский невроз.
Второй момент. Именно сейчас заканчивается детство и начинается вход в реальную жизнь подростков, родившихся на рубеже тысячелетий, то есть в те времена, когда мутная волна перестройки (Выживай как сумеешь! Хапай до чего дотянешься! Предпринимай что предпримется!) уже более-менее схлынула и в нашем обществе наметилась какая-никакая стабильность. А когда стабильность, воспитанию детей всегда уделяется повышенное внимание.
На приеме это обычно предъявляется мне так:
— Мы все в него годами вкладывали, у нас самих в детстве и десятой части того не было, вроде бы все есть, чтобы спокойно определиться, а он теперь ничего не знает, ничего не хочет, ему бы только в телефоне сидеть, то голова у него болит, то еще что, а к экзаменам кто будет готовиться, и вообще, я в его годы… да и его сверстники все уже определились, а он… Может быть, вы с ним профориентацию проведете и вообще поговорите, а?
В зависимости от характеров, темпераментов и других особенностей нервной системы членов семьи, имеем разные букеты сопутствующих наличных чувств: агрессия, разочарование, апатия, взаимное раздражение, обида, презрение, усталость и так далее. Ведущее всегда — непонимание. Почему так?
И их таких все больше и больше. Прямо волна последние два-три года.
Что происходит? Давайте разберемся.
Родители тревожатся: мы должны обеспечить его будущее. Мы многое можем дать своему ребенку (мир стал просто чудовищно, опасно многообразен), но не знаем, что конкретно ему понадобится. Поэтому на всякий случай понапихаем в него побольше всего — вдруг пригодится? Пихают со страшной силой. «Ваш ребенок еще китайский язык не изучает? А почему? Всем же понятно, что за Китаем — будущее, это потом может дать ребенку очень серьезные выигрышные очки в жизненной гонке!» — «Ой, и правда! Начинаем изучать китайский!»
Дети, у которых нет ни одной свободной минуты. Они учатся в «хороших школах» и посещают «кружки с хорошей историей», занимаются с репетиторами. Их водят в музеи, театры, на выставки и на развивающие занятия, их таскают по развалинам и достопримечательностям всех эпох и континентов. У них нет времени и сил на синтез всего этого. А ведь чем больше информации поступает, тем больше времени нужно на то, чтобы ее усвоить. И когда идет синтез, ребенок выглядит нестерпимо для невротичных родителей: он сидит и ковыряет пальцем в носу, или возит по столу машинку, или играет с ручкой, болтает по телефону вроде бы «ни о чем», или просто смотрит в стену. Поэтому бо́льшая часть всей этой информации просто проваливается впустую, сливается, как вода в унитаз. Но родителей это не беспокоит — они получают временное успокоение: мы же выполняем свою задачу, готовим его к будущей жизни.
И вот наконец пора куда-нибудь поступать.
Процесс запихивания знаний и навыков «добром или сапожной колодкой» подошел к промежуточному финишу.
В семье сапожника, как вы помните, в этом пункте была кристальная ясность: сейчас ты — мой помощник в сапожном деле, а потом я передам тебе мастерскую. А чего ты там сам хотел или хочешь, это никого никогда не интересовало и сейчас не интересует. Впрочем, скорее всего, парень, которого последние десять лет учили именно на сапожника, ничего другого себе уже и не представляет и не хочет. Что ж, буду сапожником, как отец — хорошее, уважаемое дело. Если есть честолюбие: постараюсь дело расширить.
Но не таков современный мир «хороших семей», построенный на гуманистических ценностях и уважении к личности ребенка.
Однажды эта хорошая семья садится в кружок и, доброжелательно поблескивая глазами и очками, говорит ребенку:
— Больше десяти лет мы вкладывали в твое развитие и воспитание все, что могли. Теперь ты уже почти вырос. Ты — уникальная человеческая личность. Впереди — твоя собственная жизнь. Поэтому теперь мы хотим знать, чем ты собираешься заняться дальше. Слушаем тебя внимательно.
Немая сцена.
— Я… я… я не знаю… — говорит подросток.
— Как это не знаешь?! — удивляются родители. — Ведь тебе столько всего показывали, столькому научили.
— А вот не знаю…
— Но ведь надо же куда-то поступать! — начиная раздражаться, говорит семья.
— А надо?
— Ты что, издеваешься?! Мы столько в тебя вложили…
Надо ли продолжать?
Вы понимаете, что здесь произошло? Десять лет ребенка вели по «сапожно-авторитарному типу», решали за него, как ему проводить время, где, чему и сколько учиться, а потом вдруг вместо логичного «все в нашей семье были врачами, и ты поступаешь в медицинский» запросили совершенно другое, то, к чему он абсолютно не готов. И продолжают запрашивать все настойчивее и настойчивее. А он реально не может ответить. Иногда просто тыкает пальцем наугад — лишь бы отстали. И тогда решение проблемы просто откладывается еще на два-три года — как правило, до конца второго курса института, когда молодой человек понимает, что он учится чему-то совершенно ему ненужному и неинтересному.
Иногда в этом месте случаются депрессии, которые начинают лечить. И вот намечается выход, который потом закрепляется: проблемы? Попей полезных таблеток!
Что же делать?
Самое простое — профилактика. Пока ребенок еще маленький, решите для себя: вы «семья сапожника»? Тогда вперед, алгоритм известен и понятен.
Вы за «уникальную человеческую личность»? Отлично. Тогда информируйте, советуйте, направляйте, но ни в коем случае не императивно. И сразу давайте ребенку побольше «поковырять в носу» для синтеза происходящего вокруг, возлагайте на него побольше ответственности за то, что он делает или не делает, и принимайте результаты, даже если они кажутся вам странными или неудовлетворительными. Тогда есть серьезный шанс, что ребенок выберет именно свой собственный путь — например, уйдет с бродячими актерами.
Что делать, если вы уже «все сделали», как выше описано, вашему сыну или дочери 15–17 и он(а) «ничего не знает»?
Для начала перестаньте паниковать. Поезд никуда не ушел. Современное общество, в отличие от общества, в котором жила семья сапожника, предоставляет человеку достаточно много времени для «поиска себя». Так что время еще есть. Перестаньте «грузить» подростка своими тревогами и проекциями. Пусть он оглядится. Может быть, поработает где-нибудь. Может быть, поучится чему-нибудь промежуточному, что даст потом возможность заработать на кусок хлеба и как следует сориентироваться, попытаться осознать собственную структуру и запросы. А если все это не для вас, и вам даже читать об этом страшно и неприятно, не иезуитствуйте и не выключайте «сапожника», к которому ваш ребенок привык за последние десять лет. Тогда по крайней мере депрессии и невроза у него не случится.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2400
- Joined: 18 Dec 2006 08:15
- Location: Palo Alto, CA
Re: Подросток и чтение книг
Вспомнилось:Osen' wrote: ↑14 Jul 2021 02:53 Современное общество, в отличие от общества, в котором жила семья сапожника, предоставляет человеку достаточно много времени для «поиска себя». Так что время еще есть. Перестаньте «грузить» подростка своими тревогами и проекциями. Пусть он оглядится. Может быть, поработает где-нибудь. Может быть, поучится чему-нибудь промежуточному, что даст потом возможность заработать на кусок хлеба и как следует сориентироваться, попытаться осознать собственную структуру и запросы. А если все это не для вас, и вам даже читать об этом страшно и неприятно, не иезуитствуйте и не выключайте «сапожника», к которому ваш ребенок привык за последние десять лет. Тогда по крайней мере депрессии и невроза у него не случится.
«Когда-нибудь у меня родится сын, и я сделаю все наоборот...."
https://fit4brain.com/7537
-
- Уже с Приветом
- Posts: 64875
- Joined: 12 Jul 2002 16:38
- Location: г.Москва, ул. Б. Лубянка, д.2
Re: Подросток и чтение книг
bingo! меня зовут ИзяСнежная Королева wrote: ↑14 Jul 2021 03:49Да мама у него еврейская.
Не смешно на самом деле. Ask me how I know.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 46012
- Joined: 12 Jun 2005 17:45
- Location: Tallinn-> SF--> London--> LA--> SFBA
Re: Подросток и чтение книг
Точно, я где то это как раз недавно.ol123 wrote: ↑14 Jul 2021 03:13Вспомнилось:Osen' wrote: ↑14 Jul 2021 02:53 Современное общество, в отличие от общества, в котором жила семья сапожника, предоставляет человеку достаточно много времени для «поиска себя». Так что время еще есть. Перестаньте «грузить» подростка своими тревогами и проекциями. Пусть он оглядится. Может быть, поработает где-нибудь. Может быть, поучится чему-нибудь промежуточному, что даст потом возможность заработать на кусок хлеба и как следует сориентироваться, попытаться осознать собственную структуру и запросы. А если все это не для вас, и вам даже читать об этом страшно и неприятно, не иезуитствуйте и не выключайте «сапожника», к которому ваш ребенок привык за последние десять лет. Тогда по крайней мере депрессии и невроза у него не случится.
«Когда-нибудь у меня родится сын, и я сделаю все наоборот...."
https://fit4brain.com/7537
Вообще, прикольно, разговаривала тут с одним стародавним знакомым, он учился том же факультете. И вот он мне жалуется-ааааа, зачем я туда пошел, мне надо было в пед идти или на журналистику. Но родители уговорили. Я говорю- слушай, ты закончил учиться примерно сто лет назад. Тебе самому уже почти сто лет, ты мог пойти в пед и добрать нужные предметы и забыть про первую специальность. Он говорит- да, родители то же самое говорили. Но нет, он предпочитает сидеть и тошнить и валить на родителей
"Я уезжаю навсегда, и вообще все всегда уезжают навсегда. Вернуться невозможно - вместо нас всегда возвращается кто-то другой..."
-
- Уже с Приветом
- Posts: 46012
- Joined: 12 Jun 2005 17:45
- Location: Tallinn-> SF--> London--> LA--> SFBA
Re: Подросток и чтение книг
А если не захочет?
"Я уезжаю навсегда, и вообще все всегда уезжают навсегда. Вернуться невозможно - вместо нас всегда возвращается кто-то другой..."
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2422
- Joined: 16 Feb 2005 21:14
- Location: село Сестринское Вердановской волости Царегорского уезда Квебенской губернии
Re: Подросток и чтение книг
О! Именно так! Диплом по специальности, которая будет кормить, на стол и -- делай, что хочешь.Снежная Королева wrote: ↑14 Jul 2021 05:36 Ребёнка я костьми лягу, заставлю брать математику. Undergrad math+computer science получит, а потом хоть клоуном в цирке.
В качестве примера привожу Чехова и Булгакова. В качестве контр-примера предлагаю найти какого-нибудь известного блогера-журналиста, которому после шикарной статьи предложили стать нейрохирургом в госпитале.
На данном этапе веду со счетом 2:0.
А, нет, 3:0 -- еще Дольф Лунгрен в списке.
На следующий год ребенок берет нужную математику, физику и химию.