Классный пассаж из книги Радзинского Случайные жизни. Как в зеркале, об истинном Православии.
Соборность
Из комнаты за алтарем вышел высокий старик в черной телогрейке и валенках, запер на навесной замок дверь и пошел ко мне. Я встал и поздоровался.
– Садись, – сказал старик и сам сел на лавку. – А то я за службу на ногах притомился.
Мы немного посидели молча в пустой церкви, слушая старухино бормотанье, пока она обметала углы. Половицы скрипели, переговариваясь с ней.
– Хотел поговорить с вами о вере, отец Андриян, – сказал я. – Об Иисусе Христе.
– Видел, как крестишься, – кивнул отец Андриян. – Неправильно крест кладешь: надо на плечи класть, а ты к грудкам прижимаешь.
– Я буду как надо, – пообещал я. – Просто не думал об этом.
– Сам откудошний?
– Из Москвы.
– Высланный, что ли?
– Ссыльный.
– И за чо тебя выслали? Поди, против власти пошел?
– В общем, так, – согласился я. – Я правду говорил.
В этом месте отец Андриян должен был понять, что я, как и он, носитель света истины, пострадавший за правое дело, прослезиться и проникнуться чувством соборности.
– Зачем же ты? – огорчился старик. – Власть вере не помеха: ходи молись. Работай хорошо и ходи в церковь – тебя и не тронут.
– Да меня не за веру, – пояснил я. – Работал преподавателем. И говорил правду.
– А, – понял отец Андриян, – за язык. Не то скверна, что в уста идет, а что из уст выходит.
Я молчал, обдумывая, как повернуть разговор в нужную сторону. И не мог придумать. Я ожидал, что представитель религии, несущей миру Христово сострадание, пожалеет меня, я же скромно, как и положено герою, приму его восхищение.
– Не так все тебе, значит, – подытожил отец Андриян. – Хотел научить, как по-твоему надо. Это гордыня в тебе, брат. Они, – он показал длинным узловатым пальцем наверх – в плохо беленный потолок, – править приспособились; значит, Господу так угодно. Ты что думаешь: Бог дурнее тебя, не видит, как надо? А ты решил за него все поправить? Гордыня и есть.
– Я не за Бога хотел поправить, – сказал я. – А за людей.
– А люди-то в Божьей власти, – образумил меня батюшка. – Ты думаешь, тебя против его воли наказали? Он тебя и наказал: за гордыню.
Отец Андриян явно придерживался гегелевского постулата о разумности всего действительного.
– Как звать тебя? – спросил отец Андриян.
– Олег.
– Это хорошее имя, православное. Ты молишься?
– Нет, – сознался я, обрадовавшись, что разговор повернул в нужное русло. – Я как раз хотел поговорить с вами о догматах веры, о сути христианства.
– А сейчас что? – непонятно спросил отец Андриян.
– Как что? Воскресенье.
– Нет, ты скажи, какая сейчас неделя поста, – потребовал батюшка. – Ты пост-то соблюдаешь?
– Не соблюдаю. – Я решил приподнять тон беседы. – Понимаете, для меня вера – это скорее чувство внутренней связи с идеалом. А не обрядовость.
– Ага, – покачал головой отец Андриян. – А скажи мне: кто есть Христос?
Я писал диплом о библейских образах в русской литературе XIX века и считал себя хорошо информированным в этом вопросе, оттого и, не задумываясь, ответил:
– Христос – воплощение идеи жертвенности. Абсолют любви и добра.
– Что ты?! – замахал руками отец Андриян. – Вовсе нет: Христос – Сын Божий.
Последние два слова он произнес с большой буквы.
– Да это понятно, – сказал я. Мне стало скучно.
– А если понятно, почему неправильно отвечаешь? – ехидно спросил батюшка. – Слаб ты в основах веры. Походи ко мне, я тебе Молитвослов дам и покажу, что читать. Пост соблюдай.
...............................................................
Мне хотелось оправдать мое отношение к вере, и я догнал священника у выхода.
– Понимаете, для меня вера – это прежде всего совокупность культуры, которую несет в себе христианство.
– Так ты в кого веришь? – остановился отец Андриян. – Ты в культуру веришь или в Христа? За культурой, брат, ты в клуб иди. А здесь храм, Господень Престол на земле.
Он открыл дверь, кивнул Георгию Победоносцу, пронзающему змия на иконе у входа, надел шапку и пошел со ступенек в поселок.
Было тихо в церкви. Я тоже надел шапку, собираясь уходить.
– Ну что, поучил тебя батюшка? – спросила старуха Полина.
– Странный он у вас, – поделился я впечатлениями от разговора. – Нежалостливый.
– А чего тебя жалеть? – удивилась старуха. – Увечный, что ль?
http://flibusta.site/b/531921/read