Я мог бы попытаться ответить на этот вопрос, но вместо этого предлагаю Вам прочитать отрывок из статьи, опубликованной лауреатом Нобелевской премии по экономике ("За расширение понимания проблем конфликта и кооперации с помощью анализа в рамках теории игр") профессором Еврейского университета в Иерусалиме, Исраэлем Ауманом (2005 год). Это, как мне кажется, мнение вполне компетентного профессионала:
...С арабами можно сосуществовать, если они осознают, что война, террор
и насилие будут иметь для них более тяжелые последствия, чем для нас.
Скажем, мечтая уничтожить нас, они должны отдавать себе отчет в том,
что это приведет к плачевным для них результатам. По принципу
повторяющих игр, длительное взаимодействие даже в конфликте создает
баланс сил, который открывает возможность сотрудничества. Если сторона
чувствует опасность наказания за те или иные экстремальные шаги, она
откажется от этих шагов и предпочтет статус-кво. Именно это и сделает
мир реальным...
Истинные причины агрессии- зависть, косность, гордыня, жажда
мести, однако эти причины никогда не называются, вместо них называют
надуманные, но красиво звучащие предлоги.
Сравним с арабо-израильским конфликтом. Арабы называют множество
"нестерпимых обид", якобы причиненных им Израилем, но их можно свести к трем:"оккупированные" в1967 территории, арабские беженцы и статус Иерусалима. Все эти причины при внимательном рассмотрении не выдерживают критики.1. До1967года
все эти территории, и Иерусалим принадлежали арабам, однако конфликт
существовал и его накал был ничуть не меньшим. Вся территория Израиля
составляет 0.2% от территории арабских государств, а "оккупированные"
территории - совсем уже ничтожную величину, поэтому утверждение, что
арабам они жизненно необходимы, смехотворно.
Тезис же "мир за территории звучит просто непристойно, точно также,
как "любовь за деньги". Любому разумному человеку ясно, что "мир"
может быть только "за мир", точно также, как "любовь за любовь".
Выдвигая условием мира отступление Израиля к "границам 1967 года",
арабы показывают, что они хотят не мира, а максимального ослабления
Израиля перед решающей схваткой, так как границы 1967 года очень
трудно защищать.
Можно не сомневаться, что если Израиль отступит к границам 1967
года, то немедленно последует требование отступления к границам 1947
года, что, кстати, очень логично, ведь границы 1967 года никем и
никогда не были признаны, да и границами, собственно, не являлись, а
были просто линиями прекращения огня в 1948 году. Границы же 1947 года
узаконены решением ООН.
2. Обладая огромными незаселенными пространствами, арабы, при желании
легко могли бы расселить беженцев, а на средства, затраченные на войну
с Израилем, еще и сделать каждого из них миллионером.
Но вместо интеграции беженцев, арабы поселили их в лагерях- гетто,
где они и содержатся вот уже почти 68 лет на средства ООН, так как арабские
страны не выделяют средства на их содержание и делают все возможное,
чтобы не допустить их интеграции в странах проживания. Все это
делается для того, чтобы сохранить эту проблему как средство давления
на Израиль.
3. Проблема Иерусалима тоже является надуманной. Утверждения арабов о
том, что Иерусалим является для них вторым по значению городом после
Мекки - ложь, которая появилась одновременно с возникновением
арабо-израильского конфликта несколько десятков лет назад. Иерусалим
ни разу не упоминается в Коране.
К тому же, государственная принадлежность этого города
второстепенна, так как никто не посягает на мусульманские святыни и не
препятствует отправлению их религиозных служб. Арабы требуют Иерусалим
потому, что прекрасно знают важность его для евреев, потому что хотят
вырвать сердце еврейского государства и сломить его дух.
Таким образом, очевидно, что все три основные причины конфликта,
выдвигаемые арабами, подпадают под определение "предлог".
Истинная же причина неприятия еврейского государства арабами в
том, что оно, созданное на крайне незначительной и, к тому же, без
всяких ресурсов территории, в самой их середине, опережает их
буквально во всех отношениях, создавая у них сильнейший комплекс
неполноценности и поэтому внушая к себе страх, зависть, ненависть,
жажду мести.
...Почему начинаются войны? По Фукидиду причиной начала войны является
отсутствие фактора сдерживания. Агрессор никогда не начнет войну, не
надеясь на победу, зная, что он получит немедленный и сокрушительный
отпор. Не мирные договоры и соглашения обеспечивают мир, а сознание
агрессором неизбежности возмездия.
Недопустимо проявлять слабость перeд лицом агрессии, проводить
политику умиротворения и уступок, пытаться достичь компромисса.
Демократия покоится на фундаменте компромисса, однако для
тоталитарного агрессора любая попытка компромисса есть признак
слабости, которая лишь увеличит его агрессивность. Тоталитарный
агрессор понимает только язык силы, поэтому постоянно, не исключая
периодов затишья, ему следует напоминать, что он заплатит огромную,
неприемлемую для него цену за агрессию, то есть необходимо следовать
принципу неотвратимости наказания, который, кстати, является одним из
основных принципов правосудия в любом государстве. Переговоры же имеет
смысл вести только с сокрушенным агрессором.
Арабо-израильский конфликт является, пожалуй, наиболее ярким примером.
Еврейскому государству пришлось четырежды за свою историю воевать за
свое право на существование - в 1947, 1956, 1967 и 1973 годах. Каждый
раз Армия Обороны Израиля одерживает блестящие победы, арабы начинают
взывать о помощи, вмешиваются могущественные внешние силы, Израилю
навязывается очередное прекращение огня, гарантированное ими. Арабы
выполняют его до тех пор, пока не восстановят боеспособность и
почувствуют себя готовыми к новой войне, после чего грубо нарушают
условия перемирия.
Могущественные внешние силы заявляют о невозможности поддержать
силой свои гарантии и...
Израиль, оставшись один на один с врагами, снова вынужден воевать за
свое существование. Все это происходит потому, что Израилю ни разу не
было позволено завершить войну решающим разгромом противника, сокрушив
его волю и заставив навсегда отказаться от мысли об уничтожении
Израиля.
Вывод: войны оканчиваются только в том случае, когда одна из сторон
наносит сокрушительное поражение другой, потери побежденных превысят
меру их терпения, их дух и воля к победе сломлены, вера в победу
полностью потеряна.
С этой точки зрения, мир с арабами не представляется возможным в
обозримом будущем. Даже если будут подписаны какие-то соглашения, это
ничего не изменит (вспомним соглашения Осло, Ваи и т.п.). Израилю надо
быть готовым к тому, что конфликт продлится еще десятки лет и
перестать стремиться к подписанию ничего не значащих бумажек. Вместо
этого нужно перестать отступать, теряя стратегические преимущества,
занять твердую и непреклонную позицию и усиливаться день за днем, год
за годом - в экономическом, военном, политическом отношении. Только
тогда придет день, когда арабы поймут что Израиль им не по зубам и
оставят надежды его уничтожить, день, когда наступит мир.