Назначенный Верховной радой премьер-министр Украины Арсений Яценюк потребовал срочно установить экономически обоснованные тарифы на транспортировку российского природного газа по территории Украины. «Мы российский Газпром дотировать не будем», – заявил Яценюк на заседании кабинета министров.
«Экономически обоснованная цена транзита прописана в договоре от 2009 года. С тех пор тариф вырос до 3 долларов. Повышать его в полтора–два раза, как хочет Киев, – это уже политика»
Никаких аргументов, доказывающих, что действующая ныне схема ценообразования на транзит российского газа является нерыночной, он не привел. И какой, по его мнению, должна быть якобы рыночная цена транзита, также не сказал.
Эксперты же единогласны: Яценюку просто нечего сказать, потому что Газпром и так платит за транзит достойную цену.
«До 2009 года действительно была не очень внятная схема оплаты услуг за транзит российского газа, и недовольство Украины низкой ставкой могло быть обоснованным», – говорит старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. Но в январе 2009 года с Украиной был подписан отдельный контракт по транзиту российского газа с четкой формулой цены. Детали ценовой формулы не раскрываются. Однако известно, что она складывается из базовой ставки, которая пересматривается в зависимости от уровня инфляции в ЕС и топливной составляющей, рассказывает Агибалов.
Исходя из контракта в 2010 году, транзитный тариф вырос на 60%. А в 2013 году он достиг 3,4 доллара за тысячу кубометров на 100 км. С января 2014 года ставка уменьшилась на 9,9%, составив 2,73 доллара. Украина неплохо зарабатывает на транзите российского газа. Так, в 2009 году Украина получила за это около 1,7 млрд, а в 2013-м – 3,6 млрд долларов.
«Я думаю, что экономически обоснованная цена на транзит прописана в договоре от января 2009 года. Во-первых, Украину никто не заставлял подписывать этот договор. Во-вторых, тогда этот тариф просчитали, и в дальнейшем он индексировался. С тех пор он вырос с менее чем 2 долларов до 3 долларов. Повышать его в полтора–два раза, как хочет Киев, – это уже политика», – считает старший аналитик ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев.
«Формула цены на транзит для каждого случая индивидуальна в деталях. Но, судя по описанию украинского тарифа – плавающий и зависит от стоимости топливной составляющей и инфляции в Европе, он находится в рамках общеэкономического смысла», – считает генеральный директор ГК «Народная Казна» Алексей Лебедев.
Однако сравнивать тарифы на транзит газа в разных странах не совсем корректно, потому что каждая газотранспортная система уникальна, у каждой свои капитальные затраты и единого метода ценообразования транзитных тарифов нет. Даже внутри Европы тарифы, взимаемые за транзит газа, очень сильно варьируются.
Как говорится в исследовании секретариата Энергетической хартии, который проанализировал методики расчета тарифов в 2006 году, тарифы зависят от многих факторов. В том числе от различных технических параметров (диаметра и давления в трубопроводе), от географических условий и экономических факторов, таких как амортизация системы и изменение обменного курса валют.
К примеру, есть «австрийская» и «словацкая» формулы цены транзита, рассказывает аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка Роман Ермаков. Цена транзита в Австрии составляет около 5 долларов за тысячу кубометров на 100 км, при этом в Словакии ставка транзита – около 3,5 долларов. Однако высокий транзитный тариф в Австрии связан со сложностью оценки стоимости земли, а также объясняется тем, что у них газ дорогой.
И все же даже сравнение с тарифами на транзит газа в соседних европейских странах показывает, что Газпром платит Украине за транспортировку экономически обоснованную цену. Так, в Европе примерная стоимость транзита газа составляет 2,2 евро, что в пересчете на доллары составляет около 3 долларов за тысячу кубометров на 100 километров, посчитал ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев.
В Центральной и Восточной Европе – Чехии, Польше, Словакии и т. д. – распространены ставки на уровне 2–3 доллара за тысячу кубометров на 100 км при больших объемах транзита, указывает также Сергей Агибалов. «Так что непонятно, чем именно Украина собирается мотивировать пересмотр тарифа на транзит», – говорит Неустроев.
Вахрамеев считает, что самый близкий аналог украинской ГТС – это трубопроводы Газпрома в России, по которым он транспортирует газ независимых компаний. «Я считаю, что при стопроцентной загрузке украинской ГТС тариф в 2 доллара за тысячу кубометров на 100 км, заложенный в контракте, вполне обоснованный. К тому же стоимость транзита по «Северному потоку» сопоставимая», – говорит Сергей Вахрамеев. Сравнивать с транзитным тарифом на поставки газа через Белоруссию он считает некорректным, так как Газпром владеет Белтрансгазом.
«Другое дело, что украинская ГТС сейчас не полностью загружена, и тариф, возможно, не полностью окупает затраты. Однако украинская ГТС сильно изношена, поэтому сложно понять, какой должен быть экономически обоснованный тариф. Для того, чтобы отремонтировать украинскую ГТС, наверно, и 10 долларов за тысячу кубометров на 100 км не хватит с учетом капекса (капитальные расходы на приобретение или модернизацию физических активов)», – говорит Вахрамеев.
Наконец, удивляет желание Украины повысить тарифы в одностороннем порядке. Фактически это означает, что Киев самостоятельно разрывает транзитный контракт. «Повысить цену на транзит можно только пересмотрев контракт. В рамках правового поля это можно сделать лишь через добрую волю Газпрома или через Стокгольмский арбитраж. Газпром на это никогда не пойдет, а арбитраж – это сложно и очень-очень долго», – говорит директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев.
Впрочем, с учетом того, как Украина выполняет (то есть не выполняет) контрактные условия газового договора от 2009 года, сложно ожидать от нее исполнения правовых основ транзитного договора.