Причина падения самолёта Качинского ясна?

И прочий транспорт будущего
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17204
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Re: Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by Privet »

f_evgeny wrote:... Посадочный вес 80т. Снижаемся с вертикальной скоростью примерно 4 м/с, для того, чтобы перейти в горизонтальный полет, предположим за 20с, необходимо уменьшить эту вертикальную скорость, до 0 м/с, это дает нам ускорение (4м/с)/20с=0.2 м/с^2
Что в свою очередь дает нам силу, которую необходимо приложить вверх, F=ma=80*0.2= 16 т.
Силу эту взять неоткуда, кроме как из подъемной силы крыла. Это конечно очень грубый расчет, но он позволяет понять порядок величин.
Подъемную силу можно увеличить двумя путями, увеличить скорость и/или угол атаки.
Действительно, похоже, в расчётах замаскированная ошибка. Я сразу даже не увидел. Ускорение 0.2 м/с^2 это примерно 1/50 от ускорения свободного падения - 10 м/с^2. Значит, в реальности эта перегрузка либо существенно меньше, либо действует только в короткий промежуток времени, что хорошо сочетается с практикой. Далее самолёт переходит опять в стабильный полёт примерно с той же скоростью и углом атаки. Кажется, разобрались? Спасибо, Hoochin!
Привет.
User avatar
f_evgeny
Уже с Приветом
Posts: 10367
Joined: 12 Apr 2001 09:01
Location: Lithuania/UK

Re: Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by f_evgeny »

StrangerR wrote: да нет же. При снижении часть подъемной силы направлено вперед потому что самолет наклонен вперед.
У Ту 154 угол тангажа в посадочном режиме от 0 до 2 градусов, т.е. он может быть и не наклонен вперед.
И подъемная сила направлена, как мне кажется вверх.
Дальше, все будет только хуже. Оптимист.
User avatar
f_evgeny
Уже с Приветом
Posts: 10367
Joined: 12 Apr 2001 09:01
Location: Lithuania/UK

Re: Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by f_evgeny »

Privet wrote:
f_evgeny wrote:... Посадочный вес 80т. Снижаемся с вертикальной скоростью примерно 4 м/с, для того, чтобы перейти в горизонтальный полет, предположим за 20с, необходимо уменьшить эту вертикальную скорость, до 0 м/с, это дает нам ускорение (4м/с)/20с=0.2 м/с^2
Что в свою очередь дает нам силу, которую необходимо приложить вверх, F=ma=80*0.2= 16 т.
Силу эту взять неоткуда, кроме как из подъемной силы крыла. Это конечно очень грубый расчет, но он позволяет понять порядок величин.
Подъемную силу можно увеличить двумя путями, увеличить скорость и/или угол атаки.
Действительно, похоже, в расчётах замаскированная ошибка. Я сразу даже не увидел. Ускорение 0.2 м/с^2 это примерно 1/50 от ускорения свободного падения - 10 м/с^2. Значит, в реальности эта перегрузка либо существенно меньше, либо действует только в короткий промежуток времени, что хорошо сочетается с практикой. Далее самолёт переходит опять в стабильный полёт примерно с той же скоростью и углом атаки. Кажется, разобрались? Спасибо, Hoochin!
В реальности эта перегрузка больше, чем 0.02, думаю в несколько раз, потому, что я брал предельно упрощенный случай с равномерно распределенным ускорением, а в реальности для тяжелого самолета так не получится, а во вторых за двадцать секунд просадка будет почти до земли со 100 м.
По любому механизм любого энергичного маневра такой, газ вперед, ручка на себя, даже если это просто энергичный разворот. Иначе либо теряется скорость, либо не получается энергичного маневра.
Дальше, все будет только хуже. Оптимист.
erix
Уже с Приветом
Posts: 3289
Joined: 18 Oct 2005 18:08

Re: Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by erix »

f_evgeny wrote: По любому механизм любого энергичного маневра такой, газ вперед, ручка на себя, даже если это просто энергичный разворот. Иначе либо теряется скорость, либо не получается энергичного маневра.
На чем летаем?
StrangerR
Уже с Приветом
Posts: 38016
Joined: 14 Dec 2006 20:13
Location: USA

Re: Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by StrangerR »

f_evgeny wrote:
StrangerR wrote: да нет же. При снижении часть подъемной силы направлено вперед потому что самолет наклонен вперед.
У Ту 154 угол тангажа в посадочном режиме от 0 до 2 градусов, т.е. он может быть и не наклонен вперед.
И подъемная сила направлена, как мне кажется вверх.
Важно куда сила направлена - если он снижается значит - чуть вперед...
StrangerR
Уже с Приветом
Posts: 38016
Joined: 14 Dec 2006 20:13
Location: USA

Re: Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by StrangerR »

erix wrote:
f_evgeny wrote: По любому механизм любого энергичного маневра такой, газ вперед, ручка на себя, даже если это просто энергичный разворот. Иначе либо теряется скорость, либо не получается энергичного маневра.
На чем летаем?
Иначе просто получается сначала набор скорости а потом нос задирается. Куда там скорости то теряться??

Короче, все это от лукавого - что тушка что цессна устроены по одинаковой аэродинамической схеме и ведут себя в целом одинаково (с поправкой на размер), а основное отличие - это поток от винта у цессны и медленный набор мощности у реактивных движков у тушки...
varenuha
Уже с Приветом
Posts: 6859
Joined: 09 Sep 2001 09:01

Re: Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by varenuha »

Privet wrote:P.S. Вообще, мы в оффтопе.
Когда вы из него выйдете, хотелось бы вот какую вещь услышать. Представьте, что вы в кабине польского самолета в момент когда он находился на глиссаде. И по-приборам у вас вертикальная скорость - 7 м/c, при положенных 4-5 м/c . Ваши действия?

P.S. Стрейнджера с аргументами, что поляки - полные идиоты и ничего не замечали, просьба не беспокоится. :D
StrangerR
Уже с Приветом
Posts: 38016
Joined: 14 Dec 2006 20:13
Location: USA

Re: Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by StrangerR »

varenuha wrote:
Privet wrote:P.S. Вообще, мы в оффтопе.
Когда вы из него выйдете, хотелось бы вот какую вещь услышать. Представьте, что вы в кабине польского самолета в момент когда он находился на глиссаде. И по-приборам у вас вертикальная скорость - 7 м/c, при положенных 4-5 м/c . Ваши действия?

P.S. Стрейнджера с аргументами, что поляки - полные идиоты и ничего не замечали, просьба не беспокоится. :D
А при чем тут _идиоты_? Действия вполне понятны - вырубить АТ нафиг, добавить тяги двигателям до положенных минимум 65 процентов кажется, и уменьшить скорость до положенной по РЛЭ (вертикальную) а чтобы не разгоняться - использовать интерцепторы (уж не знаю как они там устроены). Какие еще могут быть действия? Все прописано в РЛЭ, и дейтствия второго пилота, и допустимые обороты на снижении, и просадка на выходе в горизонт - все отлично известно...

(Чтобы не замечать ничего не нужно быть идиотом - достаточно испытывать сильную психологическую перегрузку. В данном случае она была - во первых, опыта у КВС было мало и он не мог вести тушку по глиссаде в штурвальном режиме, во вторых, за спиной стояла куча первых лиц, в третьих, он помнил об судьбе предшественника. Все это вызывает сужение внимания и отлично известно любому авиационному психологу.)

Слегка офф, в тему - вот сейчас заканчиваю последние тренировки перед IFR Checkride. Знаете, в чем отличия от первых полетов - не самых первых а тех когда мы уже технически все наладили, уже насобачились заходить по глиссаде и не оказываться на 100 метров выше и 200 левее? Заходы - такие же, как и тогда (одно - два деления по шкале, а чаще точно в центре) - а отличия в том что тогда в первых заходах - "ничего не вижу ничего не слышу, простой радиообмен с башней - вызывает потерю курса на 30 градусов, а о чеклистах и речи не идет" - а сейчас "ну идем и идем, какие проблемы еще и поговорить и на приборы глянуть". То есть отличия именно в остатке внимания - было 0, стало 50%. Так и там - у КВС внимания остаточного было - 0%, и ни на какие радио - высоту - прочее его просто не было...
Oleg_IT
Уже с Приветом
Posts: 1420
Joined: 03 Nov 2005 20:58
Location: NJ

Re: Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by Oleg_IT »

StrangerR wrote: То есть отличия именно в остатке внимания - было 0, стало 50%. Так и там - у КВС внимания остаточного было - 0%, и ни на какие радио - высоту - прочее его просто не было...
Истину глаголите! Этот эффект может вспомнить любой, кто учился водить машину и особенно на ручке.
Можно также привести аналогию с ездой на snowboard или что-то подобное. Пока думаешь как не упасть, то едешь абы куда, а если начинаешь осматриваться, то почти наверняка падаешь...
StrangerR
Уже с Приветом
Posts: 38016
Joined: 14 Dec 2006 20:13
Location: USA

Re: Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by StrangerR »

Oleg_IT wrote:
StrangerR wrote: То есть отличия именно в остатке внимания - было 0, стало 50%. Так и там - у КВС внимания остаточного было - 0%, и ни на какие радио - высоту - прочее его просто не было...
Истину глаголите! Этот эффект может вспомнить любой, кто учился водить машину и особенно на ручке.
И особенно в Москве... куда еду, не знаю, где еду, не знаю, куда приеду, не знаю, главное ни в кого ни вмазаться :)
User avatar
Brazen
Уже с Приветом
Posts: 7412
Joined: 03 Apr 2004 09:35
Location: 1st Rock From The Moon

Re: Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by Brazen »

А почему автопилот им разрешил 8 м/с? Что вообще автопилот делает при посадке?
varenuha
Уже с Приветом
Posts: 6859
Joined: 09 Sep 2001 09:01

Re: Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by varenuha »

StrangerR wrote:
varenuha wrote:Представьте, что вы в кабине польского самолета в момент когда он находился на глиссаде. И по-приборам у вас вертикальная скорость - 7 м/c, при положенных 4-5 м/c . Ваши действия?
Чтобы не замечать ничего - достаточно испытывать сильную психологическую перегрузку.
То есть, вы считаете вполне объяснимым и допустимым, чтобы три члена экипажа одновременно не замечали, что их вертикальная скорость в полтора-два раза превышает требуемую, в тот момент когда они идут строго по приборам?
Я же, вроде, просил вас не беспокоится с версиями про массовый идиотизм? :pain1:
User avatar
Trespassers W
Уже с Приветом
Posts: 7841
Joined: 04 Dec 2003 06:55
Location: USA

Re: Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by Trespassers W »

varenuha wrote:То есть, вы считаете вполне объяснимым и допустимым, чтобы три члена экипажа одновременно не замечали, что их вертикальная скорость в полтора-два раза превышает требуемую, в тот момент когда они идут строго по приборам?
Я же, вроде, просил вас не беспокоится с версиями про массовый идиотизм? :pain1:
Как уже было сказано, идиотизм тут не причем. Второй пилот и штурман были еще менее опытны чем КВС, один отсчет высоты по радиовысотомеру штурманом чего стоит. Легко рассуждать находясь в уравновешенном состоянии, там же в кабине все будет восприниматься по другому. Все это давно известно, почитайте хотя бы того же В.Ершова про его полеты на ТУ-154, он подробно пишет и про важность согласованных действий экипажа _под руководством_ КВС в СМУ и про "эффект проверяющего" в кабине и про "коэффициент обалдения" в условиях стресса, когда действия, которые человек выполнял на тренажере на пятерку в экстренной ситуации выполняет в лучшем случае на тройку. Тут все эти проблемы имели место.
Как кому, а мне нравится думать! М.Жванецкий
User avatar
Зырянин
Уже с Приветом
Posts: 6156
Joined: 20 Dec 2007 16:46
Location: сша

Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by Зырянин »

varenuha wrote:...когда они идут строго по приборам?
в последние секунды перед ударом они не "шли по приборам", а широко раскрытыми глазами вглядывались в туман , пытаясь разглядеть там прожектора и полосу - каковые были предусмотрительно спрятаны за край оврага.
User avatar
rzen
Уже с Приветом
Posts: 24375
Joined: 18 Nov 2003 16:42

Re: Причина падения самолёта Качинского ясна?

Post by rzen »

а разве оно не изза тумана+оврага получилось? как я понял они шли по радио-высотомеру, попали на пологий склон оврага и так "съехали" на неправильную траекторию, а когда поняли что к чему, то оказалось поздно.
Don't code today what you can't debug tomorrow.

Return to “Авиация, космонавтика, мореплавание”