ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ В 1992-1995 ГОДАХ
В этой части доклада я хочу рассмотреть российскую инфляцию, начиная с причин ее скачка в 1992 г. и вплоть до 1995 г., а также ситуация на валютном рынке страны в эти годы, включая знаменитые «чёрный вторник» и «чёрный четверг». Для примера можно рассмотреть борьбу с инфляцией в Аргентине, когда с 5000% в год инфляция снизилась до 7 %.
Данные примеры показывают, что при правильном подходеи разумной кономической политике любую инфляцию можно подавить за пару лет, а уже на третий — четвертый год добиться экономического роста.
Сравнивая борьбу с инфляцией в Польше и Аргентине с преодолением этой проблемы в России, можно увидеть некоторые интересные моменты. Так например, борьба с инфляцией в Аргентине проходила при единодушии всех ветвей власти по этому вопросу, тогда как в России постоянно происходили и происходят серьёзные конфликты между различными политическими силами, что естественно резко снижает эффективность борьбы с инфляцией. На протяжении всего времени с 1992 по 1995 год ясно прослеживается одна тенденция: сначала темпы инфляции снижаются вследствие созидательных усилий правительства, однако затем под давлением неких сил на то же правительство (но уже в другом составе) достигнутые результаты быстро разламываются и всё начинается сначала. Здесь уместно привести пример
Польши.
Все мы наверное помним, как перед началом реформ нас пугали польской
«шоковой терапией». Для можно привести лишь несколько цифр: максимальный спад производства в Польше составил менее 20% от дореформенного уровня; инфляция была подавлена почти за год, а экономический рост начался уже на
3-й год реформ.
Технологическая отсталость большинства отраслей промышленности, главным образом потребительского сектора, и низкая эффективность использования ресурсов — все это закономерный итог существования в течение 70-ти лет командно-административной системы хозяйствования. Кроме этого добавились еще и тенденции 90-х годов: спад производства (в
1990—1991 гг.) и деловой активности (скорость обращения денег в конце
1991 г. была менее 2-х оборотов в год), разрушение хозяйственных связей между предприятиями, нарастающая «бартеризация» экономики, пустые прилавки магазинов, повсеместное проникновение карточной и талонной системы, потеря доверия к рублю внутри страны, развал административно- распределительной системы в экономике, потеря контроля над денежно- кредитной сферой, внешнеэкономическое и валютное банкротство страны — вот с чем вошла Россия в 1992 год.
1992 — первый год реформ
После скачка цен в январе, когда потребительские цены выросли в 3,5 раза, а оптовые — в 5 раз, в последующие месяцы инфляция составляла
10—15% в месяц. В результате быстрого роста цен, которые, как уже говорилось, привели к резкому обесцениванию оборотных средств предприятий, и неадекватного поведения производителей в новых условиях, неправильно расценивавших свои возможности в условиях инфляции и закупавших впрок материальные ресурсы, придерживавших готовую продукцию и завышавших цены, а также в результате отсутствия механизма банкротства резко возросла взаимная задолженность предприятий, что вызвало кризис неплатежей. Процесс либерализации цен в условиях монополизма не дал полностью выявить неэффективные производства и начать структурную перестройку экономики.
Стремление избежать массовых остановок предприятий и безработицы из- за кризиса неплатежей и необходимость сезонных работ (завоз на Крайний
Север, посевная) потребовали увеличения в середине 1992 г. объема кредитования хозяйства Центральным Банком. Возрос с 918 млрд руб. на первое апреля и с 1393 млрд на первое июня до 2878 млрд руб. на первое октября и до 3731 млрд на первое ноября объем кредитных вложений в экономику страны. Темпы прироста денежной массы с июня по сентябрь превышали 25% в месяц, тогда как с января по май они были в пределах
9—14% в месяц. Это ослабило кризис неплатежей, но укрепило положение убыточных предприятий и усилило инфляционные процессы. В четвертом квартале инфляция составляла примерно 25% в месяц. В целом цены в 1992 г. выросли примерно в 30 раз, на сельскохозяйственную продукцию — в 10 раз.
С середины 1992 г. по мере смягчения финансово-кредитной политики начался значительный рост бюджетного дефицита, составившего по итогам последних восьми месяцев примерно 10% от ВВП. В целом по итогам года дефицит госбюджета составил 5% от ВВП.
1993 — второй год реформ
Массовая денежная эмиссия в конце 1992 г. отразилась на темпах инфляции в начале 1993 г. Темпы прироста денежной массы в конце 1992 г. составляли более 25% в месяц. Соответственно, инфляция в январе и феврале составила 25% и 26%. Поскольку денежная эмиссия не сразу влияет на инфляцию, то такие ее темпы можно было отнести к последствиям финансовой политики предыдущего года.
Новый финансовый год хотелось начать с хорошего. Задачей на 1993 г. было максимально затормозить инфляцию, избежав при этом социального взрыва. Поэтому первые месяцы были отмечены довольно жесткой финансовой политикой. Как следствие инфляция с марта по июнь была в пределах 18 —
20% в месяц. Повлиял также сезонный фактор: летом происходит спад деловой активности, а значит, уменьшается скорость обращения денег.
Отпуск цен на уголь, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, завоз продовольствия и топлива на Север увеличили инфляцию в третьем квартале: в июле инфляция составила 22%, а в августе и сентябре 26 и 23% соответственно. Однако жесткая финансовая политика в четвертом квартале, а также повышение учетной ставки ЦБ и начало работы рынка ГКО (что позволило профинансировать дефицит бюджета) снизили темпы инфляции. Так в сентябре инфляция составила 20%, а в декабре уже 13%. Таким образом, ежемесячную инфляцию к концу 1993 г. удалось снизить почти вдвое.
1994 — год, потерянный для реформ
При проведении антиинфляционной политики правительства всех стран сталуиваются с одной и той же проблемой: как осуществить реформы с наименьшими социальными издержками? Необходимо обеспечить продвижение к рыночной экономике и в то же время сохранить и укрепить недавно обретенную демократию, не допустить прихода к власти реакционных сил на почве сложной социальной обстановки в стране. Выборы руководства государства во время реформ могут привести к власти силы, которые попытаются вернуть реформы назад, не понимая, что это невозможно. Поэтому во многих странах осуществление реформ связано с длительным правлением одного человека или партии, как например в Чили, Южной Корее и других.
Особенно это важно в странах, где уровень общего экономического образования очень низок.
Однако к власти могут прийти силы, которые наряду со своей тоталитарной природой настроены против реформ, и тогда страна на долго погружается в диктатуру, как в бывшем СССР. Диктатура же во время реформ постепенно отмирает сама, так как рыночная экономика с ней несовместима.
Если в январе — феврале 1994 г. темпы роста денежной массы были на уровне 5—6% в месяц, то с марта по август темпы прироста денежной массы составляли 10—15% ежемесячно.
В феврале 1994 г. дефицит госбюджета возрос в 2,5 раза по сравнению со средним уровнем последнего квартала 1993 г. и достиг 14,4% ВВП. В последующие месяцы дефицит бюджета еще трижды, в мае, июле и августе составлял двузначную цифру. В целом за период с февраля по август дефицит бюджета возрос с 6,7% ВВП до 11%. Несмотря на то что на финансирование дефицита использовались иностранные кредиты (вторую часть кредита по системе преобразования (КСП) в размере 1,5 млрд долл., предоставленная
МВФ в апреле 1994 г. и давший 0,9% ВВП), а также возросшие поступления от
ГКО (1% ВВП по сравнению с 0,2% в последнем квартале 1993), кредиты ЦБ
Министерству финансов также выросли с 6,5% ВВП до 9,1% и остались важнейшим источником покрытия дефицита бюджета.
Ставка рефинансирования ЦБ в течение первого квартала держалась на уровне 210% годовых, этот фактор сыграл в сторону понижения инфляции, ограничивая предложение денег. Однако весной ставка начала резко снижаться, сначала до 185%, а в мае — июне и до 130%, увеличивая предложение денег, которые внесли свой вклад в осенний всплеск инфляции.
Только после «черного вторника» ставка ЦБ повысилась до 180% и осталась таковой до конца года. Темпы инфляции в декабре 1994 г. остались на уровне конца 1993 г., хотя за год рост цен был почти в 2 раза ниже, чем в
1993 г.
Начиная с января 1994 г. инфляция начала неуклонно снижаться и в августе составила менее 5%. Это можно объяснить следующими причинами. Во- первых, это было действием политики, проводимой Е. Гайдаром и Б.
Федоровым в конце 1993 г. и начале 1994 г. Временной лаг действия бюджетной и финансовой политики составляет от трех до шести месяцев. Во- вторых, летом в связи со снижением деловой активности скорость обращения денег упала примерно на 10%, что весьма существенно сказалось на уровне инфляции. Осенью же скорость обращения денег начала расти, подстегивая инфляцию.
Осенняя инфляционная волна, причиной которой явилась мягкая финансово-бюджетная политика правительства России, застала власти врасплох. За один месяц темпы инфляции увеличились в 2,5 раза (в сентябре
6%, а в октябре — 15%) и продолжали расти до 17.5% в январе 1995 г.
11 октября 1994 г. произошел инцидент на ММВБ — так называемый
«черный вторник», когда курс американского доллара подскочил за один день на 27%. Естественно, это увеличило недоверие к рублю среди населения.
Осенью же руководству правительства пришлось пересмотреть приоритеты экономической политики, и председатель правительства В. Черномырдин объявил скорейшую финансовую стабилизацию главной целью на ближайшие годы.
Вместе с тем правительство поняло, что без жесткой финансовой и бюджетной политики достижение этой цели невозможно. В ноябре на должность вице-премьера по экономической политике был назначен Анатолий Чубайс, известный своими либеральными взглядами. Обещания правительства были подтверждены конкретными делами, с сентября и до конца года темпы прироста денежной массы составляли 5—7% в месяц.
1995 — Россия на «дне». Год стабилизации?
1995 г. стал первым годом реформ, в течение которого планомерно и последовательно осуществлялся курс, направленный на реформирование и оздоровление экономики России.
В течение предыдущих 3-х лет реформы «метались» из стороны в сторону. То проводилась жесткая финансово-бюджетная политика, то под давлением различных лоббистских структур выдавались массовые кредиты, что перечеркивало прежние достижения.
1995 г. стал годом борьбы с инфляцией. Правительство, наученное своим горьким опытом осени 1994 г., поняло, что главной задачей на ближайшее будущее является снижение до минимума темпов инфляции. Вся денежно-кредитная и бюджетная политика была направлена на выполнение этой задачи. Курс на скорейшую финансовую стабилизацию был объявлен еще осенью, когда стало ясно, что 1994 г. по сути потерян в плане борьбы с инфляцией. «Черный вторник» поставил под вопрос способность правительства вывести страну из кризиса, конец которого не приближался. В октябре 1994 г. было сделано несколько перестановок в правительстве с целью скорейшего проведения реформ. Сам председатель правительства Виктор Черномырдин со времени своего назначения существенно изменил свои взгляды на проблему инфляции.
Главными новшествами в проведении стабилизационной экономической политики в 1995 г. стали отказ государства от кредитов ЦБ на покрытие дефицита госбюджета и введение валютного коридора.
С сентября 1994 г. темпы прироста денежной массы держались на уровне
5% в месяц, что предопределило снижение темпов инфляции в 1995 г., и, хотя темпы прироста денежной массы превышали 10% в месяц, существенно на темпах инфляции это не отразилось.
В 1995 году была пересмотрена бюджетная политика. Было прекращено финансирование ЦБ бюджетного дефицита. Если в первом квартале за счет кредитов ЦБ финансировалось до одной трети бюджетного дефицита, то во втором квартале было принято решение о прекращении финансирования бюджетного дефицита, и, более того, возвращение ранее взятых кредитов ЦБ увеличило расходную часть федерального бюджета на 0,2% от ВВП. В целом дефицит бюджета находился в пределах 3—4% ВВП и по итогам первых девяти месяцев составил 3.3% ВВП, что более чем в 3 раза меньше, чем за аналогичный период 1994 г. Дефицит госбюджета в 1995 г. финансировался за счет внешних займов (1,95% ВВП) и за счет продажи ценных бумаг ГКО и ОФЗ
(1,66% ВВП). В последние месяцы начали поступать доходы от денежной приватизации.
Темпы инфляции в 1995 г. неуклонно снижались, упав за год более, чем в пять раз, с 17,8% в январе и до 3,2% в декабре. И хотя правительством прогнозировалось более резкое снижение темпов инфляции, все же и это можно считать успехом.
В январе инфляция составила 17,8%, что являлось не только последствием «накачки» экономики в 1994 г., но и обычными выплатами задолженности государства перед бюджетными организациями по итогам года, а также все еще сильными инфляционными ожиданиями, усилившимися после
«черного вторника» и в связи с войной в Чечне. Скорость обращения денег в начале года выросла примерно на 10%, по сравнению с осенью 1994 г., что помешало более быстрому снижению темпов инфляции в первой половине 1995 г., хотя для этого были созданы все условия. Начиная с марта темпы инфляции падали в среднем на 1% в месяц, достигнув 4,6% в августе. В сентябре и октябре инфляция была на уровне 4,5% в месяц. В конце года, в ноябре и декабре инфляция составила 3,3 и 3,2% соответственно — это самые низкие показатели с 1992 г. В целом за 1995 г. цены в России выросли на
129%, что значительно меньше, чем в 1994 г.
Ставка рефинансирования ЦБ почти весь год держалась на высоком уровне. В течение первых девяти месяцев она составляла свыше 180% годовых. В дальнейшем ставка ЦБ снизилась сначала до 170%, а затем и до
160%. Темпы инфляции падали, а ставка оставалась на достаточно высоком уровне, что сокращало объем предложения денег в экономике. Это ускорило приближение банковского кризиса, начавшегося 11 августа 1995 г., которое многие прозвали «черным четвергом». Он потряс банковскую систему России.
Рухнул рынок межбанковских кредитов. В июне был введен валютный коридор.
ЦБ должен был контролировать валютный курс рубля в пределах 4300—4900 рублей за доллар и в случае необходимости скупать или продавать валюту, не давая курсу рубля выйти за указанные рамки. Эта идея долго обсуждалась в правительстве. Первоначально введение валютного коридора предполагалось еще осенью 1994 г., когда летние темпы инфляции были низки, а курс рубля по отношению к доллару был более или менее стабилен. Однако осенняя волна инфляции, а затем и «черный вторник» похоронили планы правительства. Но в июне жесткая финансово-бюджетная политика правительства и ЦБ дали свои результаты. Резкое падение курса доллара дало возможность «загнать» доллар в валютный коридор. Активность на валютном рынке упала более, чем в 2 раза. Так, объем продаж на основной валютной площадке страны — ММВБ — составил 1474 млн долл. В июле, против 3833 млн долл. в июле. Валютный коридор был введен сначала до октября, а затем до конца 1995 г. Каковы же последствия такого шага? Во-первых, валютный коридор нанес ощутимый удар по инфляции, прежде всего тем, что снизил инфляционные ожидания. Кроме того, первоначально коридор вводился как мера по предотвращению еще большего снижения курса доллара, который по некоторым оценкам мог упасть до 3000 рублей за доллар, что могло нанести сильный удар по экспортерам при продолжающейся инфляции. Однако затем валютный коридор сыграл обратную роль. Снизившаяся в результате этой меры активность на валютном рынке предопределила более медленный рост курса доллара по отношению к рублю. В итоге курс доллара за год вырос на 22%, а годовая инфляция составила 129%.
Если проследить колебания темпов инфляции за эти 4 года (1992—1995), то можно увидеть, что темпы инфляции изменялись волнами, минимум которых приходился на лето. Примерно та же картина, только с опережением примерно в 3 месяца наблюдалась и с темпами прироста денежной массы в стране.
Таким образом, Россия всё это время «болталась» на пути то к стабилизации, то обратно, отсрочивая этим стабилизацию экономики и ухудшая жизнь людей. Поэтому большая часть социальных проблем, которыми мы расплачиваемся за это, связана с той политической нестабильностью, которая царила как в целом в стране, так и внутри исполнительной власти, на которую и были возложены основные функции по проведению реформ. Таким образом, вместо «шоковой терапии», которую мы всеми способами старались не допустить, мы получили чуть ли не «клиническую смерть».
Нерешительность наших политиков обошлась очень дорого российскому народу.
ПРИЧИНЫ РОССИЙСКОЙ ИНФЛЯЦИИ
Все причины инфляции в россии можно условно разделить на две точки зрения:
1) Инфляция в России имеет монетарные причины.
2) Инфляция в России имеет нематериальные причины.
Сторонники второй точки зрения утверждают, что российская инфляция порождена не денежными причинами: высокими ценами на энергоносители, неплатежами, монополизмом в промышленности, и что сама инфляция носит характер "издержек".
С данной теорией не согласны стороники первой точки зрения. Они считают, что монополизм в российской промышленности не является причиной инфляции, так как монополисты конечно же могут поднять цены, но только до определенного уорвня и это вызовет лишь единовременный рост цен, но никак не к постоянному их росту.
Также и неплатежи не являются причиной инфляции.Они лишь затрудняют проведение жесткой кредитно-денежной политики, так как при этом неплатежи растут, а инфляция нет.Смягчив кредитно-денежную политику правительство получает уменьшение неплатежей , но в замен получит повышение уровня инфляции.
Теперь о энергоносителях. Чтобы стоимость энергии повлияло на ситуацию с инфляцией необходимо увеличение издержек на все энергоносители для всех пользователей, а так же рост номинального спроса.
Рассмотрим мнение еще одного специалиста — А. Белякова, главного инспектора Счетной палаты РФ. Он подчеркивает, что “.. наша инфляция не вписывается в рамки стагфляционных процессов рыночной экономики. ..” И объясняет это тем, что ее причиной является спад общественного производства, а не монетарные причины. Даже избыток денежной массы в экономике страны он относит на счет недостаточной эффективности экономики и постоянного сокращения товарной массы (отсюда и непокрытая эмиссия денежной массы).
Он также подчеркивает , что временное, но значительное занижение единого курса рубля в непроизводительной экономике однозначно ведет к росту инфляции. Следовательно, курс рубля не стоит качать в ту или иную стороны, иначе это вызовет всплеск финансовой нестабильности. А. Беляков предлагает мягкую, периодическую фиксацию курса рубля самим ЦБ. Или привязку рубля к инфляции с целью недопущения его дальнейшего падения. Но в то же время эти шаги не должны рассматриваться как меры по обеспечению полной финансово- экономической стабилизации.
А. Беляков считает, что с инфляцией “издержек производства” бороться только монетарными способами бесполезно. “...Проблема не только в том, что она развивается при общем дефиците денежной массы, но и в последствиях монетарно-шоковой политики ...”. Прямое усиление кредитно-денежной политики приведет к общему падению спроса, глубокому кризису сбыта, падению прибыли и инвестиций. И следовательно, еще большему падению производительности производства. Но при сокращении товарной массы и росте издержек инфляция не уменьшается. А развитие общей инфляции плюс дальнейшая либерализация способствуют дальнейшему развитию инфляционных процессов. И так без конца.
Вспомним события последних лет. В 1992-1995 годах было сделано четыре попытки преодолеть инфляцию. Первая — в начале 1992 года: жесткая денежная политика вызвала резкое увеличение неплатежей и сокращение конечного спроса. В итоге инфляция в третьем квартале снизилась до 10,7 % в месяц, но ускорился спад производства — 24 %. Однако после масштабной эмиссии денег сокращение производства было замедленно, но эмиссия привела к росту инфляции. Вторая попытка понизить темпы инфляции относится к 3-4 кварталам
1993 года. Также была ужесточена кредитно-денежная политика, проводились попытки стабилизировать номинальный валютный курс. Экономика отреагировала вначале ускорением оборота денег, а затем, в январе-феврале 1994 года — сильным спадом производства. В итоге уже во втором квартале 1994 года все вернулось “на круги своя”: была проведена денежная эмиссия, приостановлен спад производства, начался рост цен на транспорт и электроэнергию. Все это
+ “черный вторник” способствовали росту инфляции до 13-16 % в месяц.
Третья попытка уменьшить темпы инфляции была похожа на прежние, хотя и не сопровождалась сильным падением промышленного производства.
Четвертая попытка преодоления инфляции существенно отличалась от предыдущих, так как снижение инфляции произошло в условиях относительно мягкой денежной политики и под влиянием еще нескольких факторов.
Во-первых, впервые с 1992 года был нарушен механизм индексации заработной платы. Она начала устойчиво сокращаться в реальном выражении.
Одновременно возросло число безработных.
Во-вторых, введение “валютного коридора” в 1995 году привело к стабилизации курса рубля по отношению к доллару. В итоге замедлился рост цен на импортные товары, что сказалось на динамике потребительских цен.
Кроме того, фиксация валютного курса привела к его сближению с паритетом покупательной способности, что ограничивает влияние мировых цен на внутренние.
В-третьих, были введены административные ограничения на рост цен на продукцию предприятий транспорта и ТЭКа.
В-четвертых, в 1995 году кризис в сельском хозяйстве проявился особенно остро. Это показало, что потенциал дальнейшего перераспределения ресурсов из АПК исчерпан. Поэтому резко уменьшилось инфляционное перераспределение добавленной стоимости из сельского хозяйства в другие отрасли экономики.
Сокращение инфляции в 1995 году было достигнуто в условиях сравнительно мягкой кредитно-денежной политики с использованием немонетарных антиифляционных мер. Они оказались достаточно эффективными, что подтверждает немонетарный характер отечественной инфляции.
Существует еще одно мнение, о котором упоминалось ранее: инфляция всегда и везде является денежным явлением. Сторонники этой точки зрения утверждают, что уровень цен в экономике зависит от количества обращающихся в ней денег. Это выражается в уравнении обмена:
MV=PQ P=MV/Q , где
Р — уровень цен,
М — денежная масса, находящаяся в обращении,
V — скорость обращения денег,
Q — количество реальных товаров и услуг.
Получается, что важнейшая причина усиления инфляции состоит в более быстром росте номинальной денежной массы по сравнению с ростом объема реального продукта:
сP=cM cV/cQ, где cP — прирост цен, темпы инфляции, cM — темпы прироста денежной массы, cV — темпы прироста скорости обращения денег, находящихся в обороте, cQ — темпы прироста реального продукта.
Из уравнения видно, что при стабильных значениях скорости обращения и объема реального продукта инфляция определяется темпом роста денежной массы. Стабильный уровень денежной массы и снижение объема реального продукта ведут к росту инфляции, так как меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же реального продукта при прежнем объеме денежной массы ведет к дефляции — понижению уровня цен. Чем же определяется движение денежной массы ?
Денежная масса создается ЦБ. Процесс создания денег состоит из двух стадий. На первой — ЦБ страны увеличивает свои активы путем предоставления кредитов правительству, коммерческим банкам, зарубежным странам, а также путем увеличения своих золото-валютных резервов. Увеличение активов ЦБ приводит одновременно и к росту его пассивов, то есть к созданию денежной базы (наличность в обращении+резервы комбанков в ЦБ). Вторая стадия наступает тогда, когда коммерческие банки, опираясь на свои резервы увеличивают кредитование своих клиентов. Остатки денег на счетах клиентов + наличность в обращении составляют денежную массу. Соотношение между денежной массой и денежной базой показывающее, какое количество денег создается в результате “разрастания“ денежной базы, называется денежным мультипликатором.
Таким образом, количество денег в обращении определяется кредитной эмиссией ЦБ. Рост его активов неизбежно приводит к увеличению денежной базы, что через эффект мультипликатор передается на повышение денежной массы, которая и воздействует уже на ускорение темпов инфляции.
Рассмотрев деятельность ЦБ в 1992 - 1994 годах мы увидим, что темпы роста его активов наиболее высокими были в 1992 году. Невероятно высокое отношение приростов активов ЦБ к ВВП в 1992 году — свыше 43 % определило исключительно высокий уровень инфляции в России в том же году и в начале
1993 года. Затем в результате перехода к ограничительной кредитно-денежной политике они несколько снизились.
В первой половине 1992 года значение величины денежного мультипликатора снизилось с 3,3 до 1,4 и после колебаний от 1,7 до 1,9 вышло на естественный уровень. Относительная стабильность денежного мультипликатора дает представление о динамике денежной массы.
Динамика денежной массы отчетливо выделяет два периода в июне - ноябре
1992 и в апреле - августе 1994 года и пик в июле 1993, когда денежная масса достигала высокого уровня. Сдержанными темпами денежная масса росла в первые месяцы 1992 года, в сентябре 1993 — феврале 1994 и начиная с сентября 1994. Очевидно, что темпы прироста денежной массы будут соответствовать темпам прироста инфляции и темпы сдержанного роста денежной массы — замедлению темпов инфляции.
Одним из важнейших факторов, определяющих темпы инфляции
А.Илларионов считает скорость денежного обращения. Он отмечает, что в первой половине 1992 года значение скорости денежного обращения росло, в августе — ноябре того же года падало. Снижение скорости обращения денег осенью 1992 года вызванное, очевидно, слишком медленными расчетами в банковской системе, спасло Россию от реальной угрозы гиперинфляции. Он считает, что если бы скорость обращения вместо снижения поднялась до того уровня на каком оказалась через 1,5 года, в апреле 1994 года, то темп инфляции в России достиг бы как минимум 50 % в месяц.
С декабря 1994 года по апрель 1994 года скорость обращения денег в российской экономике возрастала — с 5,4 до 11,4. Именно поэтому заметное сокращение темпов прироста денежной массы в течение всего 1993 года долго не приводило к снижению инфляции. И неожиданное “..снижение темпов инфляции летом 1994 года было обусловлено не только снижением темпов прироста денежной массы за 6 месяцев до того, но и снижением на 31 % скорости обращения денег с апреля по август 1994 года.”.
Таким образом, получается что, российская инфляция монетарную природу, поэтому для ее подавления надо воздействовать на факторы ее определяющие.
1996 год был наиболее благоприятным из всех — он стал переломным в снижении уровня инфляции. ИПЦ за девять месяцев 1996 года вырос на 15,5
%, тогда как в 1995 году его рост составил 2,3 раза. За 1996 год уровень инфляции уменьшился более чем в шесть раз. Это подтверждается также динамикой цен в производственной сфере .
Таблица 1.
Изменение уровня цен в 1996 году по кварталам.
( в % на конец периода.)
| |1 квартал |2 квартал |3 квартал|нояб 96 к дек 95 |
|Индекс потреб. цен |110,0 |105,0 |100,8 |120,1 |
|Инд. цен в промышленн. |108,8 |105,2 |105,1 |124,6 |
|Индекс тарифов на перев. |109,1 |106,3 |104,5 |120,4 |
Эти цифры свидетельствуют о замедлении инфляционных процессов, а также о том, что инфляция в большей степени сместилась в область повышения издержек производства. Соответственно этому ослабилась роль инфляции как фактора ограничения спроса населения и усилилась ее влияние на уменьшение денежных доходов и платежеспособности предприятий.
Экономические данные характеризующие начало текущего года, свидетельствуют о реальности достижения поставленных целей. Инфляция находится под контролем. За четыре месяца 1997 года среднемесячный уровень инфляции составил 1,5 %. Поэтому в этом году сохранятся основные принципы политики в денежно-кредитной сфере.
На основе прочитанных материалов довольно сложно сделать вывод, какую же природу имеет российская инфляция. С одной строны проавы и те, кто говорит, что в инфляции виновато значительное снижение обьемов производста, что привело к превышению денежной массы по стравнению с товарами. Но правы и те, которые отвергают "инфляцию издержек" и утверждает, что причины инфляции в неправильных действиях ЦБ, плохо учитывающего эффект мультипликатора и скорость обращения денежных средств.
Но как видно из первой части моего доклада, повествующего о таком явлении как "инфляция". На практике сложно выделить ту или иную причину возникновения инфляции т.к. обычно они все присутствуют в экономической жизни страны, просто воздействуют с разной силой, в зависимости от действия
ЦБ и правительства. И задача правительства выделить степень влияния каждого фактора и принимать соответствующие меры.