[quote:04f20400dd="RrM"]Про школы сечйас не могу, к сожалению - времени нет, да и Интернета дома нет на данный момент. Но мимо вот етого просто не могу пройти:
[quote:04f20400dd="Nataly Marchouk"]Если вы читаете сказку, где Илья Муромец сражается с трехголовым змеем, а ваш ребенок "болеет" за змея и ругает грязными словами Илью, то как вы сможете привить ему понятия "добра" и "зла"? Это я утрирую. Наверное, все не так плохо, дети разные, родители тоже, ценности у всех тоже могут быть разные[/quote:04f20400dd]
А может, етому ребенку и не надо "прививать" понятия "добра" и "зла"? Может, у него они уже есть, да еще и более развитые, чем у некоторых взрослых?
Дети, конено, начинают в разное время понимать, что мир не делится на черное и белое и что бирочка "положительный герой" еще не дает права на, хм, не слишком нравственные поступки... Наверное, к моменту прочтения Д'артаньяна уже все понимают (а если нет - Д'артаньян и заставит задуматься). Но если мой ребенок начинает иногда сочувствовать "номинально-отрицательному" герою в более нежном возрасте - я только радуюсь... Лучше, конечно, чтобы обошлось без "грязных слов" (да и без больших слез тоже).
То есть я о чем опять - если ребенок сочувствует Змею, - может, ето не от большой любви к динозаврам, а от любви к справедливости? (речь идет, к примеру, о классическом епизоде "Гад просит пощады, а Герой ему проницательно не верит и убивает"). С моей точки зрения, само желание не выдавать индульгенций Илье Муромцу только за то, что он - Илья Муромец, а "смотреть в корень" - чего он, собственно, делает-то, - очень ценный росток в душе ребенка... Некоторым бы политикам так уметь...
Все - imho, конечно.[/quote:04f20400dd]
Rrm, Вы, конечно, правы! Понятия добра и зла у ребенка появляются еще раньше, чем мы начнем читать ему про Илью, а если нет, то уже, к сожалению, поздно
Сложность состоит в том, что действительно не существует "черного" и "белого", и, следовательно, мы часто сочувствуем "злым" героям, не меньше, чем ругаем "добрых" - это все нормально!
Ненормально когда ребенок растет исключительно злым, что часто выражается в наборе игрушек, способах игры и отношений со сверстниками. Я, к сожалению, сама видела такого мальчика, у которого вся комната оформлена в динозаврьей тематике, довольно часто он смотрит Джурасик парк или подобные фильмы и мультики, играет в компьютерные игры, а когда мы общаемся с ними (и не только мы, на его днях рождениях бывают разные дети), то игры обычно с динозаврами, и почему-то ни один из них не является травоядным
![Sad :(](./images/smilies/icon_sad.gif)
, а любимая шутка - это всерьез напугать из-за угла, при этом совершенно не рад, когда к нему приходят гости, иногда прямо заявляет, чтобы "убирались", или играет один в углу, все с теми же динозаврами. О многих подобных примерах я читала в литературе о детской психологии. (Nmd тоже упоминала о "клиническом" случае с ребенком, который знал наизусть все виды и подвиды динозавров, но в обычной жизни был неадекватен
![Sad :(](./images/smilies/icon_sad.gif)
)Обычно в таких случаях обращаются к психологам и только они могут диагностировать то ли это просто детские страхи (что является наиболее частой причиной подобного поведения, а причин страхов огромное количество, и не самое маленькое число - последствия фильмов и агрессивных мультиков
![Sad :(](./images/smilies/icon_sad.gif)
), то ли более серьезные отклонения в психике, то ли пустяки и способ самовыражения (которому тоже есть много причин, и хорошо если уловишь вовремя и скорректируешь)...
Опять-таки я стараюсь тоже не делить людей на "плохих" и "хороших", у детей, действительно, очень гибкая грань между своеобразием и на наш взгляд "недостатками", и этот мальчик, о котором я рассказывала, вполне вероятно может вырасти очень талантливым, и слава Богу, что, несмотря на наше воспитание, дети вырастают все-равно хорошими
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
!!!
И еще Вы очень правы, Rrm, в том, что надо "зрить в корень"! Это то, как пытался воспитывать меня мой папа, когда я со слезами прибегала из школы и начинала эмоционально выражать свое негодование, или говорила, что "все так делают!", а он спокойно говорил: "думай своей головой!" Так что примерно этим я и стараюсь заниматься в жизни и на этом форуме, в частности
И по поводу "сочувствия плохим" - этого тоже было много в моей жизни, я иногда переживала, может я какая-то ненормальная
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
Но это как раз может произойти только в том случае, если у ребенка есть установившиеся понятия "добра" и "зла", которые закладываются в возрасте от 0 до 3х лет (о чем я узнала позже, читая книги
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
), и первый этап оценки "положительных" и "отрицательных" героев происходит очень рано, отчасти из акцентов книги, отчасти из отношения родителей к данным героям, поэтому малышу двух лет, на мой взгляд, лучше не рассказывать что "волка жалко, ведь его убили!", а эмоционально передать смысловые оттенки, а о смысле и оттенках "добра", лучше всего говорить немного позже. Но так как я не профессиональный психолог, а только очень увлеченный человек, то конечно рекомендовать ничего не могу, каждая мама слушает свое сердце!
С уважением,
Наталья