Задачки для школьников
-
- Уже с Приветом
- Posts: 881
- Joined: 22 Dec 2000 10:01
- Location: USA
Задачки для школьников
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Joker:
[i:b77bf5929c]Похожая идея позволяет отличить крутое яйцо от сырого...[/i:b77bf5929c]<HR></BLOCKQUOTE>
В оригинале, по-моему, их предлагается скатить с наклонной плоскости. [img:b77bf5929c]images/smiles/icon_smile.gif[/img:b77bf5929c] Детям предложила, один сказал "постучать", другой - скатить с горки. Тому шарику, у которого масса сосредоточена дальше от центра, "будет труднее раскручиваться". По-моему, вполне логично.
Chicken, если книжки нет в библиотеке, сходите в Барнс с Нобелем, полистайте. Покупать, может, и ни к чему, а несколько идей почерпнуть и так можно.
На разрезание - склеивание была чудная задача-шутка, когда разрезается клетчатый прямоугольник, куски складываются, и получается треугольник с площадбю на единицу больше (или меньше?). Я ее могу, наверное, вспомнить, но нарисовать здесь все равно некак. Так что вспоминайте сами. [img:b77bf5929c]images/smiles/icon_smile.gif[/img:b77bf5929c]
Гораздо более сложная задача на разрезание есть здесь: http://www.nsa.gov/programs/mepp/usamts/problems/problems12R4.pdf
[i:b77bf5929c]Похожая идея позволяет отличить крутое яйцо от сырого...[/i:b77bf5929c]<HR></BLOCKQUOTE>
В оригинале, по-моему, их предлагается скатить с наклонной плоскости. [img:b77bf5929c]images/smiles/icon_smile.gif[/img:b77bf5929c] Детям предложила, один сказал "постучать", другой - скатить с горки. Тому шарику, у которого масса сосредоточена дальше от центра, "будет труднее раскручиваться". По-моему, вполне логично.
Chicken, если книжки нет в библиотеке, сходите в Барнс с Нобелем, полистайте. Покупать, может, и ни к чему, а несколько идей почерпнуть и так можно.
На разрезание - склеивание была чудная задача-шутка, когда разрезается клетчатый прямоугольник, куски складываются, и получается треугольник с площадбю на единицу больше (или меньше?). Я ее могу, наверное, вспомнить, но нарисовать здесь все равно некак. Так что вспоминайте сами. [img:b77bf5929c]images/smiles/icon_smile.gif[/img:b77bf5929c]
Гораздо более сложная задача на разрезание есть здесь: http://www.nsa.gov/programs/mepp/usamts/problems/problems12R4.pdf
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2180
- Joined: 13 Aug 1999 09:01
- Location: Tomsk, Russia --> Bay Area, CA, USA
Задачки для школьников
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by ChickenFromMinsk:
[i:dc47f60c3d]Joker, ну с вами прямо не интересно - вы все знаете[/i:dc47f60c3d]<HR></BLOCKQUOTE> Не, я просто яйца люблю [img:dc47f60c3d]images/smiles/icon_smile.gif[/img:dc47f60c3d]
[i:dc47f60c3d]Joker, ну с вами прямо не интересно - вы все знаете[/i:dc47f60c3d]<HR></BLOCKQUOTE> Не, я просто яйца люблю [img:dc47f60c3d]images/smiles/icon_smile.gif[/img:dc47f60c3d]
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2180
- Joined: 13 Aug 1999 09:01
- Location: Tomsk, Russia --> Bay Area, CA, USA
Задачки для школьников
Ко мне тут друг приехал, с которым мы вместе лет 15... в физматшколе и университете... олимпиадами и задачками заведовали. Вот вам по этому случаю еще пара свеженьких очень красивых и малоизвестных задачек:
1. На каждой стороне квадрата пометили по точке. Потом квадрат взяли... и стерли. Как восстановить квадрат по этим четырем точкам?
2. Имеется бесконечная квадратная сетка со стороной ячейки 1 см. Имеется (односвязное) пятно произвольной формы, площадью ровно 1 кв.см. Ну, короче, клякса. Доказать, что сетку всегда можно сдвинуть/повернуть так, что на пятне не окажется ни одного перекрестия.
1. На каждой стороне квадрата пометили по точке. Потом квадрат взяли... и стерли. Как восстановить квадрат по этим четырем точкам?
2. Имеется бесконечная квадратная сетка со стороной ячейки 1 см. Имеется (односвязное) пятно произвольной формы, площадью ровно 1 кв.см. Ну, короче, клякса. Доказать, что сетку всегда можно сдвинуть/повернуть так, что на пятне не окажется ни одного перекрестия.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 278
- Joined: 24 Mar 2001 10:01
Задачки для школьников
Физика -> Механика
Два абсолютно одинаковых шарика бросаются сверху на разные чаши весов. Одна чашка липкая и шарик прилипает. Другая нелипкая и шарик прыгает вверх-вниз. Какая чаша весов в конечном счёте перевесит?
Два абсолютно одинаковых шарика бросаются сверху на разные чаши весов. Одна чашка липкая и шарик прилипает. Другая нелипкая и шарик прыгает вверх-вниз. Какая чаша весов в конечном счёте перевесит?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 881
- Joined: 22 Dec 2000 10:01
- Location: USA
Задачки для школьников
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Joker:
[i:8c121a4e2a]
1. На каждой стороне квадрата пометили по точке. Потом квадрат взяли... и стерли. Как восстановить квадрат по этим четырем точкам?
2. Имеется бесконечная квадратная сетка со стороной ячейки 1 см. Имеется (односвязное) пятно произвольной формы, площадью ровно 1 кв.см. Ну, короче, клякса. Доказать, что сетку всегда можно сдвинуть/повернуть так, что на пятне не окажется ни одного перекрестия.[/i:8c121a4e2a]<HR></BLOCKQUOTE>
Ну, про сетку я знаю - распилить и сложить в стопочку... [img:8c121a4e2a]images/smiles/icon_smile.gif[/img:8c121a4e2a] Красиво. Хотя я помню формулировку "площадью меньше 1 кв. см." Правда, задачки на доказательства здешние (обыкновенные) школьники не любят. Или не понимают. А про квадрат сейчас пойду, поставлю эксперимент (не с квадратом, а с детьми)
А вот и задачка: Три шахматиста А, В и С сыграли матч-турнир (каждый с каждым сыграл одинаковое число партий). Может ли случиться, что по числу очков А занял первое место, а С - последнее, а по числу побед, наоборот, А занял последнее место, а С - первое (за победу присуждается одно очко, за ничью - пол-очка)? [img:8c121a4e2a]images/smiles/icon_biggrin.gif[/img:8c121a4e2a] Что-то мне это недавние президентские выборы напоминает...
И еще вспоминается мне красивая задача про паука и муху, сидящих в разных концах комнаты (прямоугольного параллелепипеда). Предлагалось найти для паука кратчайший путь к мухе, и путь этот находился мгновенно путем рисования прямой линии, если догадаться развернуть все стенки в плоскость. Я, разумеется, [img:8c121a4e2a]images/smiles/icon_rolleyes.gif[/img:8c121a4e2a] не помню, где они в точности сидели, а именно в этом расположении заключается граница между тривиальной версией этой задачи и нетривиальной... Может, кто-нибудь вспомнит?
[i:8c121a4e2a]
1. На каждой стороне квадрата пометили по точке. Потом квадрат взяли... и стерли. Как восстановить квадрат по этим четырем точкам?
2. Имеется бесконечная квадратная сетка со стороной ячейки 1 см. Имеется (односвязное) пятно произвольной формы, площадью ровно 1 кв.см. Ну, короче, клякса. Доказать, что сетку всегда можно сдвинуть/повернуть так, что на пятне не окажется ни одного перекрестия.[/i:8c121a4e2a]<HR></BLOCKQUOTE>
Ну, про сетку я знаю - распилить и сложить в стопочку... [img:8c121a4e2a]images/smiles/icon_smile.gif[/img:8c121a4e2a] Красиво. Хотя я помню формулировку "площадью меньше 1 кв. см." Правда, задачки на доказательства здешние (обыкновенные) школьники не любят. Или не понимают. А про квадрат сейчас пойду, поставлю эксперимент (не с квадратом, а с детьми)
А вот и задачка: Три шахматиста А, В и С сыграли матч-турнир (каждый с каждым сыграл одинаковое число партий). Может ли случиться, что по числу очков А занял первое место, а С - последнее, а по числу побед, наоборот, А занял последнее место, а С - первое (за победу присуждается одно очко, за ничью - пол-очка)? [img:8c121a4e2a]images/smiles/icon_biggrin.gif[/img:8c121a4e2a] Что-то мне это недавние президентские выборы напоминает...
И еще вспоминается мне красивая задача про паука и муху, сидящих в разных концах комнаты (прямоугольного параллелепипеда). Предлагалось найти для паука кратчайший путь к мухе, и путь этот находился мгновенно путем рисования прямой линии, если догадаться развернуть все стенки в плоскость. Я, разумеется, [img:8c121a4e2a]images/smiles/icon_rolleyes.gif[/img:8c121a4e2a] не помню, где они в точности сидели, а именно в этом расположении заключается граница между тривиальной версией этой задачи и нетривиальной... Может, кто-нибудь вспомнит?
-
- Новичок
- Posts: 32
- Joined: 31 Oct 1999 10:01
Задачки для школьников
Специально для школьников с богатым (не обязательно пространственным!) воображением.
Очевидно, что вокруг окружности единичного радиуса можно расположить 6 равных ей окружностей, касающихся исходной и не пересекающихся друг с другом - в вершинах правильного шестиугольника со стороной равной 2.
*** Это была присказка, а вот - сказка.
Вокруг сферы 1-го радиуса легко расположить (в вершинах соответствующего икосаэдра!) 12 касающихся ей сфер, также единичного радиуса.
Вопрос: а могут ли 13 единичных сфер одновременно касаться исходной?
Очевидно, что вокруг окружности единичного радиуса можно расположить 6 равных ей окружностей, касающихся исходной и не пересекающихся друг с другом - в вершинах правильного шестиугольника со стороной равной 2.
*** Это была присказка, а вот - сказка.
Вокруг сферы 1-го радиуса легко расположить (в вершинах соответствующего икосаэдра!) 12 касающихся ей сфер, также единичного радиуса.
Вопрос: а могут ли 13 единичных сфер одновременно касаться исходной?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 881
- Joined: 22 Dec 2000 10:01
- Location: USA
Задачки для школьников
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Joker:
[i:e7740a8ea9]
1. На каждой стороне квадрата пометили по точке. Потом квадрат взяли... и стерли. Как восстановить квадрат по этим четырем точкам?
[/i:e7740a8ea9]<HR></BLOCKQUOTE>
Joker, я что-то в растерянности. Получается, что при любом симметричном расположении точек (например, в середине каждой стороны) квадратов можно нарисовать сколько угодно...
[i:e7740a8ea9]
1. На каждой стороне квадрата пометили по точке. Потом квадрат взяли... и стерли. Как восстановить квадрат по этим четырем точкам?
[/i:e7740a8ea9]<HR></BLOCKQUOTE>
Joker, я что-то в растерянности. Получается, что при любом симметричном расположении точек (например, в середине каждой стороны) квадратов можно нарисовать сколько угодно...
-
- Новичок
- Posts: 78
- Joined: 24 May 1999 09:01
- Location: Bellevue, WA, US
Задачки для школьников
Мне кажется, при любом расположении точек можно нарисовать сколько угодно квадратов. Все они будут равны исходному (если точки не накладываются друг на друга), только ориентация будет разная.
-
- Новичок
- Posts: 32
- Joined: 31 Oct 1999 10:01
Задачки для школьников
2COPOKA, 2Virgo
"Легкая паника?" ;=)
Аналитическая геометрия позволяет найти соотношение между
1) искомым углом ориентации квадрата - alfa;
2) длинами отрезков между точками с противоположных сторон квадрата - L13, L24;
3) углом между отрезками L13, L24 - fi.
Для определенности alfa - наклон первой стороны квадрата. Тогда имеем
(L13/L24)*sin(alfa) = cos(fi-alfa).
При fi=90 градусов (ортогональные, равные отрезки!) получаем тождество:
1*sin(alfa) = cos(90-alfa) = sin(alfa).
Отсюда следует, что alfa - произвольный угол... из ОДЗ (не упустить из виду!): ориентация "пробного" квадрата НЕ должна нарушать топологической картины == точки 1,2,3,4 располагаются именно на сторонах квадрата, а не просто на линиях, эти стороны содержащие.
Окончательно: значение alfa (наклона первой стороны квадрата) варьируется ВНЕ раствора угла, образованного точками "4-1-2".
З.Ы. При fi, не равном 90 градусов, решение единственное.
З.З.Ы. Задача допускает обобщение: вместо квадрата построить прямоугольник с заданным соотношением сторон.
[ 06-04-2001: Message edited by: vofa ]
[ 06-04-2001: Message edited by: vofa ]
"Легкая паника?" ;=)
Аналитическая геометрия позволяет найти соотношение между
1) искомым углом ориентации квадрата - alfa;
2) длинами отрезков между точками с противоположных сторон квадрата - L13, L24;
3) углом между отрезками L13, L24 - fi.
Для определенности alfa - наклон первой стороны квадрата. Тогда имеем
(L13/L24)*sin(alfa) = cos(fi-alfa).
При fi=90 градусов (ортогональные, равные отрезки!) получаем тождество:
1*sin(alfa) = cos(90-alfa) = sin(alfa).
Отсюда следует, что alfa - произвольный угол... из ОДЗ (не упустить из виду!): ориентация "пробного" квадрата НЕ должна нарушать топологической картины == точки 1,2,3,4 располагаются именно на сторонах квадрата, а не просто на линиях, эти стороны содержащие.
Окончательно: значение alfa (наклона первой стороны квадрата) варьируется ВНЕ раствора угла, образованного точками "4-1-2".
З.Ы. При fi, не равном 90 градусов, решение единственное.
З.З.Ы. Задача допускает обобщение: вместо квадрата построить прямоугольник с заданным соотношением сторон.
[ 06-04-2001: Message edited by: vofa ]
[ 06-04-2001: Message edited by: vofa ]
-
- Уже с Приветом
- Posts: 248
- Joined: 06 Jul 2000 09:01
- Location: Belarus'->NJ->Paris->NJ->Sunnyvale,CA
Задачки для школьников
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Enchanter:
[i:f9dec51f78]Физика -> Механика
Два абсолютно одинаковых шарика бросаются сверху на разные чаши весов. Одна чашка липкая и шарик прилипает. Другая нелипкая и шарик прыгает вверх-вниз. Какая чаша весов в конечном счёте перевесит?[/i:f9dec51f78]<HR></BLOCKQUOTE>
Enchanter, а ваша задача с подвохом? Логически рассуждая, в конце концов прыгающий шарик перестанет прыгать и весы уравновесятся (если пренебречь весом липкой массы)? Или я что-то упускаю? Кстати, мне вот тут подкинули задачу тоже по физике, которую я не могу решить. Может кто-нибудь подскажет. Сила тяготения возрастает по мере приближения тел друг к другу. Привести пример, когда тела приближаются, а сила тяготения ослабевает. Я предложила решение "лед и пламя", но мне было сказано, что тела не меняют свое состояние и никакая другая сила в процессе не участвует...
[i:f9dec51f78]Физика -> Механика
Два абсолютно одинаковых шарика бросаются сверху на разные чаши весов. Одна чашка липкая и шарик прилипает. Другая нелипкая и шарик прыгает вверх-вниз. Какая чаша весов в конечном счёте перевесит?[/i:f9dec51f78]<HR></BLOCKQUOTE>
Enchanter, а ваша задача с подвохом? Логически рассуждая, в конце концов прыгающий шарик перестанет прыгать и весы уравновесятся (если пренебречь весом липкой массы)? Или я что-то упускаю? Кстати, мне вот тут подкинули задачу тоже по физике, которую я не могу решить. Может кто-нибудь подскажет. Сила тяготения возрастает по мере приближения тел друг к другу. Привести пример, когда тела приближаются, а сила тяготения ослабевает. Я предложила решение "лед и пламя", но мне было сказано, что тела не меняют свое состояние и никакая другая сила в процессе не участвует...
-
- Уже с Приветом
- Posts: 881
- Joined: 22 Dec 2000 10:01
- Location: USA
Задачки для школьников
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by vofa:
[i:075ade7014]2COPOKA, 2Virgo
"Легкая паника?" ;=)
. . . .
З.Ы. При fi, не равном 90 градусов, решение единственное.
[/i:075ade7014]<HR></BLOCKQUOTE>
Ну. А я о чем говорила? При симметричном расположении точек угол как раз 90... Вот отступите от каждого угла по часовой стрелке на одинаковое расстояние и посмотрите сами ... [img:075ade7014]images/smiles/icon_smile.gif[/img:075ade7014]
[i:075ade7014]2COPOKA, 2Virgo
"Легкая паника?" ;=)
. . . .
З.Ы. При fi, не равном 90 градусов, решение единственное.
[/i:075ade7014]<HR></BLOCKQUOTE>
Ну. А я о чем говорила? При симметричном расположении точек угол как раз 90... Вот отступите от каждого угла по часовой стрелке на одинаковое расстояние и посмотрите сами ... [img:075ade7014]images/smiles/icon_smile.gif[/img:075ade7014]
-
- Уже с Приветом
- Posts: 881
- Joined: 22 Dec 2000 10:01
- Location: USA
Задачки для школьников
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by ChickenFromMinsk:
[i:f20025d733]
в конце концов прыгающий шарик перестанет прыгать и весы уравновесятся (если пренебречь весом липкой массы)?[/i:f20025d733]<HR></BLOCKQUOTE>
Я так понимаю, они могут уравновеситься наперекосяк? И вообще, есть ли у весов масса? (Ребенок спрашивает, я в задачку по обыкновению не врубалась, не пинайтесь больно)
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>[i:f20025d733]
Привести пример, когда тела приближаются, а сила тяготения ослабевает. [/i:f20025d733]<HR></BLOCKQUOTE>
Как насчет маленького шарика, приближающегося изнутри к стенке большого полого шара? (just a thought)
ChickenFromMinsk, ну как, книжку-то нашли в библиотеке?
[i:f20025d733]
в конце концов прыгающий шарик перестанет прыгать и весы уравновесятся (если пренебречь весом липкой массы)?[/i:f20025d733]<HR></BLOCKQUOTE>
Я так понимаю, они могут уравновеситься наперекосяк? И вообще, есть ли у весов масса? (Ребенок спрашивает, я в задачку по обыкновению не врубалась, не пинайтесь больно)
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>[i:f20025d733]
Привести пример, когда тела приближаются, а сила тяготения ослабевает. [/i:f20025d733]<HR></BLOCKQUOTE>
Как насчет маленького шарика, приближающегося изнутри к стенке большого полого шара? (just a thought)
ChickenFromMinsk, ну как, книжку-то нашли в библиотеке?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 1292
- Joined: 29 Jan 2001 10:01
Задачки для школьников
Просили задачки по физике, а дают все по математике. Вот старая задачка с физ. олимпиады. Все, наверное, знают решение, но вдруг кто не знает..
Когда на велосипеде тормозишь передним тормозом, то он имеет тенденцию переворачиваться через руль. Почему этого не случается, когда используешь задний тормоз?
Когда на велосипеде тормозишь передним тормозом, то он имеет тенденцию переворачиваться через руль. Почему этого не случается, когда используешь задний тормоз?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2180
- Joined: 13 Aug 1999 09:01
- Location: Tomsk, Russia --> Bay Area, CA, USA
Задачки для школьников
Потому что сзади не руль, а седло [img:7c8082e515]images/smiles/icon_biggrin.gif[/img:7c8082e515] [img:7c8082e515]images/smiles/icon_biggrin.gif[/img:7c8082e515] [img:7c8082e515]images/smiles/icon_biggrin.gif[/img:7c8082e515]
-
- Уже с Приветом
- Posts: 881
- Joined: 22 Dec 2000 10:01
- Location: USA
Задачки для школьников
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="Arial, Verdana, Helvetica, sans-serif">quote:</font><HR>Originally posted by Joker:
[i:27c732564e][QUOTE]
P.P.S. Так ни одной задачки никто и не решил [img:27c732564e]images/smiles/icon_wink.gif[/img:27c732564e] про квадрат, конечно, задача намного легче...[/i:27c732564e]<HR></BLOCKQUOTE>
Почему это ни одной? Говорю же - распилить по сетке. Сложить квадратики в стопочку. Посмотреть на просвет... Где виднеется сквозная дырочка - воткнуть булавку. Разложить все обратно [img:27c732564e]images/smiles/icon_biggrin.gif[/img:27c732564e] и нарисовать новую сетку с узлами в дырочках. Поворот даже и ни к чему, одного сдвига вроде как хватает... А зачем, кстати, кляксе быть такой уж односвязной?
[i:27c732564e][QUOTE]
P.P.S. Так ни одной задачки никто и не решил [img:27c732564e]images/smiles/icon_wink.gif[/img:27c732564e] про квадрат, конечно, задача намного легче...[/i:27c732564e]<HR></BLOCKQUOTE>
Почему это ни одной? Говорю же - распилить по сетке. Сложить квадратики в стопочку. Посмотреть на просвет... Где виднеется сквозная дырочка - воткнуть булавку. Разложить все обратно [img:27c732564e]images/smiles/icon_biggrin.gif[/img:27c732564e] и нарисовать новую сетку с узлами в дырочках. Поворот даже и ни к чему, одного сдвига вроде как хватает... А зачем, кстати, кляксе быть такой уж односвязной?