Рухнул мост...

Впечатления, размышления.

Moderator: Sw_Lem

User avatar
Princeton Lion
Уже с Приветом
Posts: 10613
Joined: 25 Apr 2000 09:01
Location: Princeton, NJ -> Lemont, IL -> Ann Arbor, MI -> Chapel Hill, NC

Post by Princeton Lion »

ESN wrote:The Millau Viaduct (French: le Viaduc de Millau) is a large cable-stayed road-bridge that spans the valley of the River Tarn near Millau in southern France.
http://en.wikipedia.org/wiki/Viaduc_de_Millau


А почему на картинке мост уходит куда-то в море?
Кирдык нечаянно нагрянет,
Когда его совсем не ждёшь...
User avatar
VladDod
Уже с Приветом
Posts: 56213
Joined: 06 May 2001 09:01

Post by VladDod »

ESN wrote: В старые-то времена каждому мОсту имя инженера присваивали, его построившего.

И инженер под мостом стоял во время испытаний.
в реале супруги редко бывают друзьями, так как их отношения подпорчены сексом (с)Роза
Плавали-Знаем! (C)
User avatar
ESN
Уже с Приветом
Posts: 19321
Joined: 04 Jan 2002 10:01
Location: РСФСР-UA-Bayern-München.

Post by ESN »

Princeton Lion wrote:А почему на картинке мост уходит куда-то в море?

Вы есть нефнимательно смотреть. Это горы
Image
User avatar
Ворона
Уже с Приветом
Posts: 1849
Joined: 06 Mar 2006 20:06

Post by Ворона »

ESN wrote: Ковтун прав на 100%. "Ключница мост проектировала".
А требования было всегда одно - что б стояло и не падало.
В старые-то времена каждому мОсту имя инженера присваивали, его построившего. А сейчас липовые инженеры строят пластилиновые мосты, которым и имя-то дать стыдно. Да и имён не стало :old:

Некоторые мосты 2000 лет простояли, а имени инженера мы до сих пор не знаем...
О Пон-дю-Гару - так называется каменный мост высотой с 16-этажный дом (48,77 м), три арочных яруса которого были сооружены около 2 тыс. лет назад римлянами:
http://www.ancientrome.ru/publik/hauck/hauck01.htm
МОСТ , еще в большей степени чем канал, поражает воображение и не только благодаря ажурности своей конструкции, выдерживающей вес шеститонных камней, из которых он сооружен, но и потому, что он пережил почти два тысячелетия. Мост отличается сбалансированностью пролетных строений: его нижний ярус больше и массивнее среднего, который в свою очередь больше и массивнее верхнего яруса с проходившим по нему водоводом. Долина, которую пересекает мост, известна своими ураганными ветрами, а река под ним весной сильно разливается. Римские инженеры, вероятно, не умели точно рассчитывать опрокидывающие нагрузки под действием ветра и паводков. Даже и в наше время расчет таких нагрузок является сложной задачей. Невольно возникает вопрос, не решали ли древние строители эту проблему за счет избыточной прочности своих сооружений?
В поисках ответа на этот вопрос я рассчитал, какова должна быть скорость ветра, чтобы возникающие нагрузки могли вызвать хотя бы небольшие трещины в швах каменной кладки в том или ином месте моста. Швы вообще являются самым слабым местом конструкции, поэтому любая трещина в них может привести к разрушению моста. Затем я сравнил результаты своих расчетов с данными для ветровых нагрузок, типичных для этого района.
В расчетах принимались во внимание направление и величина ветровых нагрузок, которые могли воздействовать на единичный пролет моста во время ураганов различной силы. (Пролет моста Пон-дю-Гар представляет собой секцию, состоящую из арки нижнего яруса и каменной кладки, расположенной непосредственно над ним на остальных ярусах). Затем я рассчитал растягивающие напряжения (в данном случае направленные вверх), возникающие под действием ветра с наветренной стороны пролета, а также сжимающие (направленные вниз) с его подветренной стороны (см. рисунок на с. 79). Кроме того, были рассчитаны напряжения сжатия, обусловленные весом каменной кладки над каждым данным участком, поскольку они противодействуют растягивающим напряжениям под действием ветра и тем самым ограничивают его опрокидывающую силу. Это легко показать на простом примере: стопка тяжелых кирпичей выдерживает довольно сильный боковой толчок, в то время как такую же стопку пенопластовых кирпичей можно опрокинуть, слегка ударив по ней пальцем.
В оценке прочности конструкции моста я исходил из того, что если растягивающее напряжение больше сжимающего, то в швах каменной кладки появляется трещина. В этом случае с наветренной стороны верхний слой кладки отходит от нижнего. Влияние раствора мне учитывать не пришлось, поскольку его не применяли при строительстве моста. Согласно расчетам, основания опор среднего яруса моста наиболее уязвимы для растягивающего напряжения, хотя и не намного больше, чем опоры нижнего яруса. Когда ураганы приводили к наводнениям, а разбушевавшаяся вода начинала биться о нижние опоры, их основания становились столь же уязвимыми, как и основания опор среднего яруса.
Мною было установлено, что разрушающее растягивающее напряжение возникает в основании опор нижнего и среднего яруса при ураганном ветре, скорость которого у поверхности земли составляет примерно 215 км/ч. В то же время скорость ветров в этом районе не превышает 150 км/ч, а вызываемые ими нагрузки лишь в редких случаях достигают половины той, которая возникает при указанной выше расчетной скорости. Тем самым мост имел примерно двухкратный запас прочности, или устойчивости, к нагрузкам, которые приводят к появлению трещин. Этот запас прочности вполне достаточен и соответствует принятому в современном строительстве.
Римляне знали, как рассчитывать вес каменной кладки, но не умели точно определять нагрузки, вызываемые ветром. Поэтому тем более впечатляют конструктивные решения, использованные ими при строительстве обоих ярусов. Очевидно, что строители и гидротехники не только успешно справились с невероятно сложными задачами, стоявшими перед ними, но и сумели обойтись при этом без чрезмерно дорогих и сложных конструкций.
User avatar
VladDod
Уже с Приветом
Posts: 56213
Joined: 06 May 2001 09:01

Post by VladDod »

Princeton Lion wrote:А почему на картинке мост уходит куда-то в море?

Есть там такое место, на подьезде. Здорово смотрится, особенно вечером на закате в легкой дымке.
в реале супруги редко бывают друзьями, так как их отношения подпорчены сексом (с)Роза
Плавали-Знаем! (C)
User avatar
ESN
Уже с Приветом
Posts: 19321
Joined: 04 Jan 2002 10:01
Location: РСФСР-UA-Bayern-München.

Post by ESN »

VladDod wrote:
ESN wrote: В старые-то времена каждому мОсту имя инженера присваивали, его построившего.

И инженер под мостом стоял во время испытаний.

Ага.. Вот поэтому он запаса прочности и не жалел ;)
User avatar
Сергей Ковтун
Уже с Приветом
Posts: 2680
Joined: 11 Dec 2002 17:24
Location: 344079->55404

Post by Сергей Ковтун »

derzkaya wrote:Но ведь там миллион других компонентов, не говоря уже о том что требования изменились, и то что считалось допустимым 40 лет назад, теперь может быть не соответствует новым стандартам. Потомо где грантия что строители кторые занимаются ремонтом что то не нарушили?
Я вам не зря рассказал про "каменный мост". Его строили вообще без всяких стандартов. И Эйфелева башня в Париже стоит и не падает уже много лет.
Роковую роль сиграл компромисс между надежностью и экономией денег. А вот чтобы подобных соблазнов впредь не возникало и надо непосредственных виновников наказать так, чтобы другим неповадно было.
Книга жалоб на судьбу находится в следующей жизни...
User avatar
ESN
Уже с Приветом
Posts: 19321
Joined: 04 Jan 2002 10:01
Location: РСФСР-UA-Bayern-München.

Post by ESN »

Ворона wrote:.. Римляне знали, как рассчитывать вес каменной кладки, но не умели точно определять нагрузки, вызываемые ветром....Тем самым мост имел примерно двухкратный запас прочности, или устойчивости, к нагрузкам, которые приводят к появлению трещин. Этот запас прочности вполне достаточен

Имхо - не стОит отбрасывать фактор естественного отбора. Сколько древнеримских мостов упало стех пор?


Ворона wrote:..
и соответствует принятому в современном строительстве.

Ну я не строитель. Но сопромат проходили. И запас прочности 10 - вполне нормален, если конструкция не критична по весу (понятно, что плоскостя самолёта с таким запасом не делают. А вот балку моста (автомобильного) - ужЕ вполне.
Ну и в строительстве - рассчитывать на то, что ветер не превысит типичное для данной местности значение, имхо - маразм. Т.е. расчёт на "авось".)
Last edited by ESN on 02 Aug 2007 22:07, edited 1 time in total.
User avatar
Ворона
Уже с Приветом
Posts: 1849
Joined: 06 Mar 2006 20:06

Post by Ворона »

ESN wrote:
Ворона wrote:Вообще считается, что экономически нецелесообразно строить дороги/мосты с избыточным запасом прочности, рассчитанным на многие годы вперед. .

Кем считается? На сколько сейчас вперёд рассчитывают? На полгода что ли? 8O

"Информация из учебника "Автомобильные дороги"":
http://www.roads.ru/articles/a14_ats.php
"Многие годы", видимо - сотни лет, а не десятки.
Помнится, хрущевки у нас строили с расчетом выносливости на 20 лет , а потом должен был наступить коммунизм. Правда, из-за ошибок ли в расчетах, или неоправданно завышенной прочности/стоимости, они все еще не падают.
User avatar
ESN
Уже с Приветом
Posts: 19321
Joined: 04 Jan 2002 10:01
Location: РСФСР-UA-Bayern-München.

Post by ESN »

Ворона wrote:
ESN wrote:
Ворона wrote:Вообще считается, что экономически нецелесообразно строить дороги/мосты с избыточным запасом прочности, рассчитанным на многие годы вперед. .

Кем считается? На сколько сейчас вперёд рассчитывают? На полгода что ли? 8O

"Информация из учебника "Автомобильные дороги"":
http://www.roads.ru/articles/a14_ats.php.

Хе... Зачем сравнивать покрытие дороги с несущей конструкцией моста. От разрушения покрытия образуются колдо.. выбоины, а от разрушения фермы - трупы.

Ворона wrote:Помнится, хрущевки у нас строили с расчетом выносливости на 20 лет , а потом должен был наступить коммунизм. Правда, из-за ошибок ли в расчетах, или неоправданно завышенной прочности/стоимости, они все еще не падают.

неПадают не хрущёвки, а "болгарки". Впрочем - согласен.
Их, кстати, в основном, просто разбирают, не дожидаясь падений
User avatar
derzkaya
Удалена за наезды на участников
Posts: 6939
Joined: 05 Nov 2004 18:18

Post by derzkaya »

ESN wrote:
derzkaya wrote:..Но ведь там миллион других компонентов, не говоря уже о том что требования изменились, и то что считалось допустимым 40 лет назад, теперь может быть не соответствует новым стандартам...

Да нет.. Ковтун прав на 100%. "Ключница мост проектировала".
А требования было всегда одно - что б стояло и не падало.
В старые-то времена каждому мОсту имя инженера присваивали, его построившего. А сейчас липовые инженеры строят пластилиновые мосты, которым и имя-то дать стыдно. Да и имён не стало :old:


"Ключница" ето тот кто деффекты строительства на глаз определяет и выносит вердикт тоже на глаз.
User avatar
ESN
Уже с Приветом
Posts: 19321
Joined: 04 Jan 2002 10:01
Location: РСФСР-UA-Bayern-München.

Post by ESN »

derzkaya wrote:"Ключница" ето тот кто деффекты строительства на глаз определяет и выносит вердикт тоже на глаз.

Да уж куда уж дальше. Мост рухнул - какой ещё глаз нужен 8O
User avatar
derzkaya
Удалена за наезды на участников
Posts: 6939
Joined: 05 Nov 2004 18:18

Post by derzkaya »

ESN wrote:
derzkaya wrote:"Ключница" ето тот кто деффекты строительства на глаз определяет и выносит вердикт тоже на глаз.

Да уж куда уж дальше. Мост рухнул - какой ещё глаз нужен 8O


знатоки........
User avatar
ESN
Уже с Приветом
Posts: 19321
Joined: 04 Jan 2002 10:01
Location: РСФСР-UA-Bayern-München.

Post by ESN »

derzkaya wrote:знатоки........

Адвокаты....;)

Имхо - если мост упал - значит он неправильно спроектирован либо построен с нарушением проекта. Либо теракт. Либо землетрясение. :pain1:
User avatar
Ворона
Уже с Приветом
Posts: 1849
Joined: 06 Mar 2006 20:06

Post by Ворона »

ESN wrote:Вообще - дело не только в запасе по прочности. Бытует мнение, что резонанс может разрушить вполне прочный мост. Даже в армии строем на мосту обязательна команда "не в ногу"

Ну, про резонанс мы смотрели в детстве в передаче "Очевидное-Невероятное" :mrgreen: , там же и про Такомский мост впервые услышали..
ESN wrote:Вообще по поводу запаса - для таких вещей как мосты, лифты и т.п. - 10 кратный запас - это вполне нормально.

Вы думаете, мост в Миннесоте был построен с 10-кратным запасом прочности?

Return to “О жизни”