Историческая справка.
За участие в незаконных вооруженных формированиях, за за уголовные преступления, в том числе и вооруженные грабежи, в тюрьме г. Баку содержались заключенные. При эвакуации Баку под наступлением турецких войск, депутат от фракции большевиков А. Микоян, используя угрозы расправы с начальником тюрьмы своими головорезами, забрал 26 своих товарищей для "ведения следствия и суда над арестованными в Астрахани", куда происходила эвакуация. По дороге на Астрахань (занятую красными), команда парохода под руководством морских офицеров, свернула на г. Петровск, занятый белыми. В это время все 27 "комиссаров" растворились среди всех 600 беженцев. По прибытии в г.Петровск во время паспортного контроля органами военной контрразведки тов. Микоян был пойман за незаконное ношение оружия и помещен в следственный изолятор временного содержания. Начальник штаба отряда генерала Л. Бичерахова, он же начальник контрразведки генерал-майор Генерального Штаба Алексей Мартынов во время допросов предложил А. Микояну сделку - жизнь в обмен на помощь в отборе среди беженцев всех "комиссаров". Благодаря помощи А. Микояна все "комиссары" были задержаны и преданы суду. По окончании следствия все 26 были приговорены к смертной казни через расстрел, а А. Микоян отпущен под честное слово не заниматься антиправительственной деятельностью. По свидетельству генерала Алексея Евгеньевича Мартынова (сын атамана уральского казачьего войска, кавалер Ордена Святого Георгия, полный Георгиевский кавалер "солдатского" Георгия с "пальмовой веткой") "из всех задержанных- самая мразь была, надо было его тоже шлепнуть, но я ему слово офицера дал, что жизнь сохраню..."
Но в действительности никакого расстрела не было. Историю с расстрелом выдумали советские идеологи. Подлинная картина гибели 26 бакинских комиссаров была установлена в свое время комиссией ВЦИК РСФСР, которая прибыла для этой цели из Москвы. Возглавлял ее Вадим Афанасьевич Чайкин - эсер по партийной принадлежности. В эту комиссию также входила большая группа высокопоставленных московских чекистов под предводительством небезызвестного палача, тогда заместителя председателя ВЧК Якова Петерса.
Вот эта вся компания и установила на месте подлинную картину гибели комиссаров и составила об этом подробный отчет еще в то время. Так сказать, по горячим следам.
26 бакинских комиссаров не были расстреляны, а были обезглавлены, как самые оголтелые преступники и мородеры. При этом непосредственным исполнителем казни являлся только один человек - туркмен, исполинской силы богатырь. Этот туркмен один, своими собственными руками шашкой обезглавил всех.
Яма с останками бакинских комиссаров и отделенных от них голов была вскрыта в присутствии высокой комиссии ВЦИК и представителей ВЧК. Коммунисты решили, что ни в коем случае не станут оглашать факты о подлинной гибели комиссаров широким массам, так как она отнюдь не изобилует примерами их героизма. Все это как-то надо было идеализировать, превратив всех комиссаров в несгибаемых революционеров-ленинцев. Вот здесь и была выдумана "история" с расстрелом и героическим поведением бакинских комиссаров, - пишет историк Б. Сенников.