Binom wrote:А если не на склоне, а по ровной дороге? Тогда как можно "тормозить двигателем"?
Когда водитель опускает педаль газа, машина начинает сама по себе замедляться. Это и есть "торможение двигателем". Чем ниже включенная в даный момент передача, тем сильнее эффект торможения. Проявляется все это, разумеется, и на ручной, и на автоматической коробке. Но на ручной коробке передачу можно выбирать соврешнно прямым и очевидным образом, т.е. можно в любой момент насильно переключить коробку на более низкую передачу и тем самым интенсифицировать торможение двигателем. Вот и все. Ровная дорога или нет - роли не играет.
Россказни про то, что ручная коробка выбирается из какой-то финансовой экономии (в т.ч. топлива) - это, понятно, полный бред. Тем более что во многих случаях за ручную коробку приходится переплачивать даже тогда, когда формально "по прейскуранту" она дешевле. Например, у американских автодилеров наличный сток обычно состоит из одних "автоматов", а "стик" надо специально заказывать, что заметно ограничивает торгуемость: машину с автоматом из наличного стока а результате зачастую можно выторговать дешевле, чем заказанную со стиком.
Стик выбирают в первую очередь из-за эргономики стика, в котором немаловажную роль играет натуральность и понятность взаимосвязи между тем, что делается с органом управления (самим стиком) и тем, что получается в результате (взаимодействие шестерен в коробке). Стик по своей естественности - это, в некотором смысле, как компьютерная мышь.
Возвращаясь к теме торможения двигателем. На самом деле, дело тут не в торможении самом по себе, а в степени выраженности взаимосвязи положения педали газа со скоростью машины во всех режимах движения (разгон, торможение - не важно). На низких передачах эта взаимосвязь выражена очень сильно, т.е. нажатие на педаль газа приводит к быстрому разгону машины ("разгон двигателем"), а отпускание педали газа - к быстрому замедлению ("торможение двигателем"). Это оказывается весьма удобным при движении в потоке с меняющейся скоростью (трафик) - переключился на передачу пониже и управление машиной сводится к манипуляциям одной только педалью газа. По этой причине ручная коробка намного удобнее при движении в трафике (а не наоброт, как нам часто любят рассказывать наиболее беспокойные из "автоматчиков"). Опять же, к каким-то уклонам на дороге это все не имеет никакого отношения.