Большевики вырвали Россию из мирового контекста и затормозили развитие и преподавание гуманитарных наук вообще и искусствоведческих в частности, заменив их на вульгарно-марксисткую концепцию "партийности".
Не знаю, кто там кого вырвал, но музыка уникальная была, была литература , был уникальный кинематограф, гениальная поэзия. Рок не разрешали, это правда, но разрешали Битлз, Армстронга, Феллини, Хемингуэя.
В этом смысле клятая тоталитарная культура сравнение с нынешней "свободной" культурой явно выигрывает
Может не стоит говорить за весь мировой процесс так уж категорично, да и про СССР это не совсем правда. Классицизм с его традиционными подходами, если и не умер, то прилично поизносился к началу века 20-го. Классическое искусство (то самое которое тогда изучалось в университетах) было для узкого круга людей. "Черный квадрат", "Черный круг" и еще несколько картин были этакой попыткой Малевича и компании создать новый способ общения художника и общества. Общаться без передачи смыслов невозможно. Малевич, как и многие авангардисты начала 20-го века (супрематисты, футуристы, нео-футуристы, и т.д.), конечно тролили, но при это и пытались создавать новые смыслы в полный рост и доносить их до масс. Вообще скандал и провокация были естественной формой искусства в ранние годы СССР и большевики к ним относились вполне благосклонно. Тут тебе и имаджинисткие перформансы Есенина и Мариенгофа перед удивленной пролетарской публикой во время гастролей по всей стране, Татлин с мегаломанскими проектами, Меерхольд или Маяковский с выступлениями на заводах явления того же порядка. Вывести искусство из салонов, заговорить на простейшем языке и передавать этим языком именно смыслы всеми доступными способами (рисунки на посуде, дизайн и интерьеров и одежды, архитектура Татлина) об этом много писалось и говорилось. Идея вообще была популярна, хотя и убита впоследствии в СССР Сталина-Хрущева и т.д, где подобное выражение явно не принималось и не вписывалось в общую идеологическую канву. Вы вспомнили отличный пример с выставкой. Думаю, что художники в голодной Москве 1919 очень удивились бы действиям коммуниста Хрущева.
Как пример для любителей судить о искусстве по академическим курсам - у меня есть огромный том - "The visual arts: A History" by Hugh Honour, подарок от профессора преподающего как раз в известном месте в области Arts&Design. Из всего оригинально русского искусства в академический том как раз и попали творцы с пиком на период раннего СССР (Исаак Бродский, Матюшин, Татлин, Малевич, Кандинский и Петров-Водкин). Пару строчек про соц-реализм и все. В этой книге все искусство с времен ассирийцев и до наших дней вполне наполняется смыслами. Авторы не в курсе того, что это уже неприлично в отличии от товарища по Вашей ссылке.
Большевики вырвали Россию из мирового контекста и затормозили развитие и преподавание гуманитарных наук вообще и искусствоведческих в частности, заменив их на вульгарно-марксисткую концепцию "партийности".
Не знаю, кто там кого вырвал, но музыка уникальная была, была литература , был уникальный кинематограф, гениальная поэзия. Рок не разрешали, это правда, но разрешали Битлз, Армстронга, Феллини, Хемингуэя.
В этом смысле клятая тоталитарная культура сравнение с нынешней "свободной" культурой явно выигрывает
Уникальность сама по себе всего лишь означает непохожесть на других и ни в коей мере не является показателем качества или чего-то еше.
А вот заслуживающим внимание показателем является практически полное отсутствие мирового интереса к майнстримным советским творцам, особенно позднесоветского периода, когда творческий импульс, заложенный в времена Российской империи полностью выдохся. И не надо искать в этом русофобию. Мировому зрителю, читателю и слушателю просто неинтересны продукты их творчества.
Ну а нелицеприятных характеристик тем советским деятелям искусства, которые как-то сумели проявить себя на мировом уровне, мы уже достаточно много услышали даже в этом топике
deev_a_v wrote: ↑17 Dec 2019 18:14
Уникальность сама по себе всего лишь означает непохожесть на других и ни в коей мере не является показателем качества или чего-то еше.
...
Ну а нелицеприятных характеристик тем советским деятелям искусства, которые как-то сумели проявить себя на мировом уровне, мы уже достаточно много услышали даже в этом топике
Можно и так:
"Ну а нелицеприятных характеристик тем советским деятелям искусства, которые как-то сумели проявить себя на мировом уровне, мы уже достаточно много услышали даже в этом топике".
Причина: "Уникальность сама по себе всего лишь означает непохожесть на других и ни в коей мере не является показателем качества или чего-то еше."
Дело разве в одной уникальности. Поздне-советская культура была по сути своей локальной, даже провинциальной. В отличии от культуры РИ-СССР периода 1917-1950+. Просто размах истории, идей и событий в РИ-СССР в этот период (две мировые войны, 3 революции, гражданская война) был таков, что задевал весь мир. Отсюда и страстный интерес к пред и после-революционному авангарду, музыке и театральным системам. Французы, законодатели мировой культурной моды перед войной, вовсю интересовались искусством СССР, устраивали визиты поэтов в Париж и носились с левыми идеями. США, одни из нынешних законодателей мод, были тогда глухим культурным захолустьем из которого писатели и художники рвались в Европу начиная с Генри Джеймса и далее со всеми остановками. В послевоенном мире уже события в США стали отзываться по всей планете изменяя восприятие и культуры неким условным "мировым зрителем". Тарковский, Звягинцев или Быков- отличные режиссеры, но и их фильмы, режиссерская и их сюжеты легко перенести в рамки условной западной традиции. Поэтому и сюжет из США играет у Звягинцева, а фильм "Майор" Быкова легко переснимается Netflix с переносом действия в Нью-Джерси. Принимать это или нет, вопрос глубоко личный и зависящими от конкретного произведения. Например у Тарковского я пересматривал "Андрей Рублев" и "Иваново детство", с интересом посмотрел "Солярис". "Зеркало" совсем не понравился, однако стихи и хроники были классными как раз и соединяли местные события СССР и мировую историю (война в Испании, начало 2й мировой).
Как бы мои мысли после этого поста, как бы мое отношение к столпам культуры.
Да, красиво. Да, лирично. - но это "art appreciation."
Эти отношения, эти эмоции меня сильно не задевают. - "It doesn't speak to me."
Я как бы вижу почему это кто-то ценит, но это не мое, не отражает моей сексуальности, не мой эмоциональный ритм. В этом вот и выражается отношение к некоторому культурному наследию : 1. Art appreciation. 2. Does it speak to you?
В картинах вообще важна структура мазка. Вот просто репродукции - это сотая картины. А если какая импрессионистическая картина и близко к глазам, и правильная для тебя цветовая гамма, и правильный для тебя сюжет - то тебе все равно именитый ли автор. В импрессиoнизме важна текстура, трехмерность.
Last edited by Цокотуха on 17 Dec 2019 21:43, edited 1 time in total.
Noskov Sergey wrote: ↑17 Dec 2019 18:45
Дело разве в одной уникальности. Поздне-советская культура была по сути своей локальной, даже провинциальной. В отличии от культуры РИ-СССР периода 1917-1950+. Просто размах истории, идей и событий в РИ-СССР в этот период (две мировые войны, 3 революции, гражданская война) был таков, что задевал весь мир. Отсюда и страстный интерес к пред и после-революционному авангарду, музыке и театральным системам. Французы, законодатели мировой культурной моды перед войной, вовсю интересовались искусством СССР, устраивали визиты поэтов в Париж и носились с левыми идеями. США, одни из нынешних законодателей мод, были тогда глухим культурным захолустьем из которого писатели и художники рвались в Европу начиная с Генри Джеймса и далее со всеми остановками. В послевоенном мире уже события в США стали отзываться по всей планете изменяя восприятие и культуры неким условным "мировым зрителем". Тарковский, Звягинцев или Быков- отличные режиссеры, но и их фильмы, режиссерская и их сюжеты легко перенести в рамки условной западной традиции. Поэтому и сюжет из США играет у Звягинцева, а фильм "Майор" Быкова легко переснимается Netflix с переносом действия в Нью-Джерси. Принимать это или нет, вопрос глубоко личный и зависящими от конкретного произведения. Например у Тарковского я пересматривал "Андрей Рублев" и "Иваново детство", с интересом посмотрел "Солярис". "Зеркало" совсем не понравился, однако стихи и хроники были классными как раз и соединяли местные события СССР и мировую историю (война в Испании, начало 2й мировой).
Я не спорю с тем, что современная российкая культура слава богу стала более интегрированной в мировую. Это отлично. Как я понимаю Звягинцев и Быков это уже сильно пост СССР, а к обсуждаемому советскому периоду относится только Тарковский.
И да, сюжеты и образы Тарковского принадлежат к европейской христианской традиции, и он всегда старался это подчеркнуть визуальным и музыкальным оформлением своих работ. За это его, собственно, и не любило советское начальство.
deev_a_v wrote: ↑17 Dec 2019 18:14
Уникальность сама по себе всего лишь означает непохожесть на других и ни в коей мере не является показателем качества или чего-то еше.
...
Ну а нелицеприятных характеристик тем советским деятелям искусства, которые как-то сумели проявить себя на мировом уровне, мы уже достаточно много услышали даже в этом топике
Можно и так:
"Ну а нелицеприятных характеристик тем советским деятелям искусства, которые как-то сумели проявить себя на мировом уровне, мы уже достаточно много услышали даже в этом топике".
Причина: "Уникальность сама по себе всего лишь означает непохожесть на других и ни в коей мере не является показателем качества или чего-то еше."
Можно. Но я не разделяю вашей мысли о том, что Тарковский вошел в историю мирового киноискусства только благодаря своему уникальному киноязыку. В его фильмах лично я для себя нахожу много всего помимо красивых меланхоличных сцен
В отличие, скажем, от тувинских мастеров горлового пения, которые тоже уникальны, но интересны, в основном, любителям курьезов
Так не любило, что он умудрился стать народным и заслуженным артистом СССР и получил ленинскую премию. При этом произвел на свет с десяток фильмов как режиссер и сценарист, совершенно не считаясь с необходимостью волноваться о бюджете или о прокате. Ну да, ему приходилось биться с цензорами и бюрократией. Не уверен, что это тяжелее, чем битва с продюсерами или инвесторами в авторское кино с прокатом на 100 экранов. Именно в этом формате творил Тарковский. А граждан с прямыми связями в европейской культуре даже в пост-военном СССР хватало. Например у Хуциева отсылок к итальянцам вагон и тележка. Я, кстати, согласен с тем что у Тарковского смыслов в его картинах хватает. Тот же Андрей Рублев это не биопик per-se, а именно история про столкновение христианства и варварства. Вечный сюжет о убийстве, пусть даже и насильника, и расплате за него.
deev_a_v wrote: ↑17 Dec 2019 18:14
Уникальность сама по себе всего лишь означает непохожесть на других и ни в коей мере не является показателем качества или чего-то еше.
...
Ну а нелицеприятных характеристик тем советским деятелям искусства, которые как-то сумели проявить себя на мировом уровне, мы уже достаточно много услышали даже в этом топике
Можно и так:
"Ну а нелицеприятных характеристик тем советским деятелям искусства, которые как-то сумели проявить себя на мировом уровне, мы уже достаточно много услышали даже в этом топике".
Причина: "Уникальность сама по себе всего лишь означает непохожесть на других и ни в коей мере не является показателем качества или чего-то еше."
Можно. Но я не разделяю вашей мысли о том, что Тарковский вошел в историю мирового киноискусства только благодаря своему уникальному киноязыку. В его фильмах лично я для себя нахожу много всего помимо красивых меланхоличных сцен
В отличие, скажем, от тувинских мастеров горлового пения, которые тоже уникальны, но интересны, в основном, любителям курьезов
Как я уже говорила, если мое личное мнение интересно, то Тарковского ценили бы если бы он ничего не создал кроме "Андрея Рублева". Сейчас, кстати, после компьютерных игр, у молодежи есть интерес и к его "Сталкеру".
Могу и эмоционально подставиться, привести пример романтической сцены, где для меня накала страстей больше, чем в обсуждаемом клипе.
Cold Mountain | ‘The Reunion’ (HD) https://www.youtube.com/watch?v=T0SXQ3daGXo
Могу схамить, и привести пример, когда в 80е было можно снимать "полеты в воздухе".
Across the Moon - E.T.: The Extra-Terrestrial (7/10) Movie CLIP (1982) https://www.youtube.com/watch?v=gTVoFCP1BLg
deev_a_v wrote: ↑17 Dec 2019 19:22
Я не спорю с тем, что современная российкая культура слава богу стала более интегрированной в мировую. Это отлично. Как я понимаю Звягинцев и Быков это уже сильно пост СССР, а к обсуждаемому советскому периоду относится только Тарковский.
А в чем она стала более интегрированной чем это было раньше? И почему только Тарковский?
Посмотрите историю наград Каннского фестиваля - всегда были награжденные от советского и российского кино, редкий год без наград. Пожалуй как раз в период 1995-2005 мало наград, но и времена то были «темные».
Оскар у Москва слезам не верит и Утомленные солнецем (все снято очень позднесоветскими режиссерами)
Кстати за год до Тарковского В Каннах был награжден фильм «Ленин в Польше» за лучшую режиссуру - так просто прикольный факт.
А единственным российским фильмом получившим «Золотую ветвь» Каннского фестиваля так и остается «Летят Журавли»
deev_a_v wrote: ↑17 Dec 2019 19:22
Я не спорю с тем, что современная российкая культура слава богу стала более интегрированной в мировую. Это отлично. Как я понимаю Звягинцев и Быков это уже сильно пост СССР, а к обсуждаемому советскому периоду относится только Тарковский.
А в чем она стала более интегрированной чем это было раньше? И почему только Тарковский?
Посмотрите историю наград Каннского фестиваля - всегда были награжденные от советского и российского кино, редкий год без наград. Пожалуй как раз в период 1995-2005 мало наград, но и времена то были «темные».
Оскар у Москва слезам не верит и Утомленные солнецем (все снято очень позднесоветскими режиссерами)
Кстати за год до Тарковского В Каннах был награжден фильм «Ленин в Польше» за лучшую режиссуру - так просто прикольный факт.
А единственным российским фильмом получившим «Золотую ветвь» Каннского фестиваля так и остается «Летят Журавли»
Меньшов, кстати, неоднократно высказывался по поводу Тарковского.
deev_a_v wrote: ↑17 Dec 2019 18:14
Уникальность сама по себе всего лишь означает непохожесть на других и ни в коей мере не является показателем качества или чего-то еше.
А вот заслуживающим внимание показателем является практически полное отсутствие мирового интереса к майнстримным советским творцам, особенно позднесоветского периода, когда творческий импульс, заложенный в времена Российской империи полностью выдохся. И не надо искать в этом русофобию. Мировому зрителю, читателю и слушателю просто неинтересны продукты их творчества.
Ну а нелицеприятных характеристик тем советским деятелям искусства, которые как-то сумели проявить себя на мировом уровне, мы уже достаточно много услышали даже в этом топике
Уникальность не в смысле отличия от других, а в смысле недостижимости и мастерства. Был Шнитке, который писал музыку к фильмам, нигде в мире не было, чтобы композитор такого уровня писал музыку к фильмам. Был Гилельс , который неоднократно награждался Гремми и пластинки которого издавались на западе миллионными тиражами, что говорит о том , что интерес был. Было много других имён. Судя по вашей реплике «Только Тарковский» и по «большевики порушили» вам эти имена ничего не говорят,что очень жаль. Ибо дело обстояло совсем не так.
А уж если творцов судить по « нелицеприятным характеристикам» в мире не останется никого, о ком стоило бы говорить
city_girl wrote: ↑17 Dec 2019 20:54
В Каннах был награжден фильм «Ленин в Польше» за лучшую режиссуру - так просто прикольный факт.
Очередь подошла. Как часто с номинациями. Награждается не лучшая работа, а кто долго в очереди стоял и пока не получал. Видимо, что представил Союз - то и наградили.
deliasmith wrote: ↑17 Dec 2019 21:49
А уж если творцов судить по « нелицеприятным характеристикам» в мире не останется никого, о ком стоило бы говорить
Для поговорить - как раз почва благодатная. А вот стоит ли хоть из кого делать идола? И требовать поклонения.
deliasmith wrote: ↑16 Dec 2019 16:28Надо выучить 10 модных имен на слуху , постоянно их мусолить , при это закатывать глаза и желательно с апломбом.
Только тогда ты культурный и вообще наш человек
Я знаю 3 имени:
Цветаева - раз.
Пушкин - два.
Тарковкий - три.
city_girl wrote: ↑17 Dec 2019 20:54
В Каннах был награжден фильм «Ленин в Польше» за лучшую режиссуру - так просто прикольный факт.
Очередь подошла. Как часто с номинациями. Награждается не лучшая работа, а кто долго в очереди стоял и пока не получал. Видимо, что представил Союз - то и наградили.
Так судя по истории наград советское кино особо в очереди не застаивалось, приз дали за режиссуру, а не за идеологию. Я не помню этого фильма, но вполне верю, что именно режиссура по тем временам была вполне выдающейся, ну или качественнее чем у других фильмов представленных на фестиваль.
Мы тут недавно с учителем итальянского обсуждали Тарковского, и он меня убеждал что фильм Тарковского называется совсем не Ностальгия, я никак не могла понять почему, он тоже. Стали выяснять, оказалось, что фильм латинницей назван как Nostalghia - что произносится как "ностальгия", то есть русское произношения, но по-итальянски то ностальгия есть nostalgia и произносится как "ностальджиа". Теперь и вопрос "что и кому хотел сказать автор"))).
Ну что пришли как оценивать культурный уровень человека или нет? В конве топика - учитель будте оценивать насколько культурный уровень студента соответствует изложенному в методичках уровню. Так что важно, не что ты думаешь или даже знаешь - важно кто сидит в жюри !
Я не спорю, я просто объясняю почему я прав ! (с) не мой
По-моему, на гуманитарных курсах вообще учат не иметь своего мнения. На сколько я помню, каждую свою фразу должен подкрепить цитаткой. Когда из произведения. А когда цитаткой из кого с регалиями. Ужасно авторитарные "науки".
Смотрите какую прелесть на ютюбе нашла: сами придумаем, сами оспорим. Все время заняты делом!
Быков: В том, что Шолохов написал “Тихий Дон” в 28 лет, я абсолютно убежден https://www.youtube.com/watch?v=lps1dj_xCow
Рекомендую всем спорщикам прочитать эту книжку от корки до корки. Глядишь и дойдет чего. Потому что саму проблематику книжки можно интерполировать на все сферы жизни. Русская культура, да и культура советская, потому и представляет собой столь важный феномен, и столь любопытного многоликого сфинкса, что она сочетает в себе две несовместимые, казалось бы, вещи - прогресс и отказ от мальтузианства.
Last edited by Jimmy Jones on 19 Dec 2019 03:43, edited 2 times in total.