Тем временем тихим сапом...
Третий фрегат проекта 11356 «Адмирал Макаров», предназначенный для Черноморского флота, завершил государственные испытания и до конца месяца будет передан ВМФ РФ. Об этом сообщил заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, передвет ТАСС.
«Планируется, что до конца сентября фрегат «Адмирал Макаров» проекта 11356 будет передан в состав Военно-морского флота», - сказал он.
По словам Бурсука, корабль прошел все этапы государственных испытаний, в ходе которых были «окончательно и детально проверены» материальная часть, комплексы артиллерийского, ракетного и противолодочного вооружения, навигационные и гидроакустические средства, а также все системы жизнеобеспечения.
Фрегат «Адмирал Макаров» был заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 29 февраля 2012 года, спущен на воду 2 сентября 2015 года. Это третий корабль в серии фрегатов проекта 11356 (разработка Северного ПКБ), построенных для Черноморского флота.
Первые два корабля серии, «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», были сданы ВМФ РФ 11 марта и 7 июня 2016 года.
Буровая установка Scarabeo 9, которая пробурит первую российскую скважину в Черном море, сегодня вечером выйдет в Черное море. По данным специализированного навигационного портала Marinetraffic, утром она прошла под мостами пролива Босфор. Фотографии прохода оперативно опубликовал турецкий блогер Юрюк Ишик, специализирующийся на отслеживании судов в проливе Босфор, передает EADaily.
«Модифицированная для этого путешествия, ультра-глубоководная буровая устновка Scarabeo 9 компании Saipem проходит пролив Босфор для работы по контракту для «Роснефти» в Черном море», - сделал подпись под фотографиями блогер в Twitter.
Судя по фотографиям, на время транзита буровой установки в Босфоре остановили движение других судов. Буксировку осуществляет турецкое 82-метровое спасательное судно Nene Hatun. Еще три буксира сопровождают караван.
Для прохода под мостами пролива Босфор, пролеты которых находятся на уровне 60 метров над водой, у полупогружной плавучей буровой установки (ППБУ) Scarabeo 9 демонтировали часть буровой вышки. Эту операцию провели в канарском Лас-Пальмасе. Обратный монтаж произойдет в румынской Констанце, куда сейчас и направляется ППБУ. Туда, по данным Marinetraffic, она должна прибыть послезавтра, 20 сентября. Далее буровая установка последует к российским берегам.
Как уже сообщало, «Роснефть» и итальянская Eni начнут бурение первой разведочной скважины в Черном море в конце года. «Мы предполагаем, что в конце года начнем бурить на Западно-Черноморской площади», - сказал заместитель начальника промышленной безопасности «Роснефти» Кирилл Ковальский на встрече с сочинскими экологическими организациями. По словам представителя «Роснефти», речь о добыче нефти пока не идет, так как неизвестно, есть ли на шельфе нефтяные месторождения: «Понятно, что речь идет не про один год, а про достаточно длительный период, и в первую очередь это связано с достаточно сложным процессом получения разрешительной документации».
Кирилл Ковальский сказал, что сейчас Западно-Черноморская площадь исследована больше, чем два других черноморских участка – Туапсинский прогиб в районе города Туапсе и Южно-Черноморский лицензионный участок вблизи Сочи.
Западно-Черноморская площадь находится на расстоянии 47-119 км от берега в районе городов Геленджик и Новороссийск. Бурением на площади будет заниматься полупогружная плавучая буровая установка (ППБУ) Scarabeo 9 итальянской компании Saipem. 23 августа она покинула порт Лас-Пальмаса на Канарских островах в Атлантическом океане.
По соглашению об освоении площади с «Роснефтью», подписанном в 2012 году, итальянская Eni полностью оплачивает геологоразведочные работы. В самом проекте итальянцы владеют 33%, остальное принадлежит «Роснефти». По данным российской компании, всего площадь может содержать 1,36 млрд тонн условного топлива. Однако подтвердить их наличие может только поисково-разведочное бурение, которое и будет вести ППБУ Scarabeo 9.
Как сообщила итальянская Saipem, по подписанному в мае контракту с Eni, буровая установка пробурит в Черном море одну скважину. Возможно строительство еще одной, но все будет зависеть от первоначальных результатов, говорится уже в отчете Saipem за первый квартал 2017 года. Работы будут вестись при глубине моря до 2200 метров. В компании также сообщили, что стоимость фрахта буровой установки среднерыночная. По данным специализированного издания Offshore, сегодня она составляет для буровых установок класса Scarabeo 9 $272 тыс. в сутки. Источник РБК называл похожую цифру – $300 тыс. По его словам, бурение одной скважины займет около полутора месяцев. Фрахт Scarabeo 9 для ее строительства обойдется, таким образом, итальянской Eni примерно в $15 млн. Общая стоимость скважины будет куда выше, так как в нее не включены трубы, необходимые растворы, обслуживание буровой установки судами-снабжения и прочие расходы. Ранее стоимость бурения глубоководной скважины в Черном море составляла около $100 млн. Хотя после падения цен на нефть снизились и ставки фрахта буровых установок – более чем вдвое.
Главное отличие совместного проекта «Роснефти» и Eni от остальных нынешних шельфовых проектов в России – впервые построят скважину в Черном море (без учета Крыма, где они бурились при Украине, а с 2014-го построили несколько на уже действующем Одесском месторождении). При этом именно бурение показывает реальные запасы нефти и газа или их отсутствие. Сейсморазведка позволяет получать данные лишь о возможном их наличии.
Совместный российско-итальянский проект подпадает под санкции ЕС и требует специальных разрешений итальянских и европейских регуляторов на участие в проекте европейских компаний, использование буровой установки и предоставления услуг по ее работе. Нынешняя же ситуация показывает, вероятно, что все согласования пройдены и санкционные настроения в Европе смягчились. Поэтому начало работы Scarabeo 9 в Черном море может стать неким прорывом в отношениях ЕС и России.