http://www.ng.ru/politics/2014-07-08/1_citizenship.html
"Двойные граждане" ходят под статьей
Правительство так и не разработало процедуры уведомления ФМС о втором паспорте
Александра Самарина
Зав. отделом политики "Независимой газеты"
Константин Ромодановский пока не придумал, как будет работать новый закон о двойном гражданстве.
В начале августа начинается отсчет времени, предоставленного «двойным гражданам» для заявления о своем статусе в Федеральную миграционную службу. Уклонисты подпадают под уголовную статью за сокрытие этого факта. Между тем в ФМС признают: процедура уведомлений отсутствует – и кивают на законодателей. Президент палаты адвокатов Москвы Генри Резник считает, что уголовное наказание, которое грозит сокрывшим, может стать поводом для обращения в Конституционный суд.
Принятые в начале июня поправки в закон «О гражданстве РФ», которые вводят уголовную ответственность за сокрытие двойного гражданства, предписывают обладателю иностранного паспорта сообщить об этом в ФМС в течение 60 дней с момента получения документа.
В начале августа закон вступает в силу и начинается отсчет двухмесячного срока для подачи уведомлений. Озабоченные россияне одолевают звонками ведомство Константина Ромодановского. Законопослушным гражданам не хочется ходить под статьей. Нарушителям закона, напомним, грозят обязательные работы или штраф до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты, полученной в срок до года. А за несвоевременную подачу уведомления человека оштрафуют на сумму от 500 до 1 тыс. руб.
Люди рады бы уведомить ФМС, да обращаться им, как выяснила «НГ», некуда. На сайте ведомства по-прежнему пусто – ни намека на информацию. Сотрудница пресс-службы уверенно отвечает корреспонденту «НГ»: «Вы не переживайте. Никто не будет вас штрафовать и вводить ответственность до появления подзаконных актов». На замечание «НГ» о том, что такая ответственность уже есть в законе, подписанном президентом Владимиром Путиным, и вряд ли чиновники ФМС могут ее отсрочить, снова прозвучало успокоительное: «Пока ничего не нужно делать! Еще не приняты подзаконные акты. А это вопрос к законодателям. Мы же исполнительный орган, правильно? Мы только исполняем… Как только у нас появится информация – мы сразу все вывесим, все расскажем…»
Однако собеседница «НГ» отказалась дать гарантии того, что наказание не последует. И предложила интересующимся почаще посещать сайт ФМС.
Сколько таких интересующихся в стране? В ФМС подтвердили, что звонков много. Числа обладателей двойного гражданства в Сети нет. Зато нашлась фраза из недавнего выступления главы Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского: «Только в 2013–2014 годах более 74 тыс. граждан, получивших в этот период российское гражданство, имеют на руках паспорт другой страны».
Возникает и другой вопрос – насколько состоятельны ссылки ФМС на Госдуму, которая якобы должна сама придумать подзаконные акты. На июньской пресс-конференции, вскоре после принятия закона, председатель комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин заявил: форма уведомления будет определяться ФМС, а сообщать о наличии второго гражданства можно будет лично или «в установленном порядке по почте».
И вот здесь в который раз встает вопрос о смысле инициативы депутата от ЛДПР Андрея Лугового. Может, государство просто хочет знать, сколько граждан имеет двойное гражданство? Версия не складывается: при оформлении анкеты на выдачу загранпаспорта требуется указать наличие аналогичного документа другого государства. Никто анкету не фальсифицирует – незачем.
Тогда – зачем все это? Андрей Луговой в ответ на просьбу «НГ» прокомментировать свою инициативу сообщил, что у него трехчасовое совещание. А потом его телефон замолчал. Пресс-секретарь ответила, что он вчера собирался в поездку.
Остается огромное количество нерешенных вопросов, волнующих обладателей вторых паспортов. Что делать тем, у кого на момент вступления закона в силу уже было иностранное гражданство? По словам Владимира Плигина, в его комитет неоднократно обращались люди, получившие российское гражданство по закону от 6 февраля 1992 года, признавшему гражданами РФ всех граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории России на день вступления закона в силу. Ведь за ними сохранилось также гражданство иного государства из числа бывших союзных республик.
Непонятно также, появится ли наконец объяснение – как будут использованы данные, полученные ФМС путем уведомлений. В законе ничего об этом не говорится. Совершенно очевидно, что тайной двойное гражданство в нашем государстве не останется. Доступность ведомственных баз данных ни для кого не секрет. Тогда – как быть с официальным курсом на сохранность персональных данных, о которых так печется отечественная бюрократия?
З
акон нарушает Конституцию. А именно – сразу две ее статьи, 23-ю и 24-ю, где утверждается: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник подтверждает: документ, принятый Госдумой, не соответствует Основному закону. И поэтому гражданин, которого государство вздумает преследовать за сокрытие факта двойного гражданства, имеет полное право обратиться в Конституционный суд. Генри Резник считает требование закона «абсолютно чрезмерным»: «Оно никоим образом не привязано к защите каких-либо ценностей, общественной безопасности, нравственности. Разумно ввести ограничения подобного рода лишь для чиновников, занимающих определенные должности. Но это уже есть! Запретительно-репрессивный тренд нашей Думы уже просто удержу не знает». Наказанный гражданин имеет право обратиться с иском в Конституционный суд, считает Резник: «Закон – абсолютно безосновательная криминализация деяния, которое не является ни в коей степени ни вредным, ни опасным».