vaduz wrote:30 тыс руб за новый Жигуль 2107, цвета мокрый асфальт, в Москве - в 1989г.
В 86м должно было быть подешвле, без наворотов, тысяч 10.
И без записи и парткомов - месткомов? Просто пришли в автомагазин и купили за 30 тыс в 89 году? В 86 по записи автомобиль стоил под 10 тыс рублей, рыночная его цена была тыс 30.
А, нашел. Цена Ваз 2101 в 86 году - 6 тысяч ЧЕКОВ ВПТ. Черный рынок - 1 чек ВПТ - 3 рубля примерно. То есть цена Ваз 2101 около 18 - 20 тыс рублей. Бакс на черном рынке стоил примерно 4 рубля (насчет 7 - 8 я приврал похоже), то есть зарплата пусть даже с учетом общественных фондов в 200 рублей была примерно равна 50 долларам (в месяц) по покупательной способности.
Автомобиль - цена 20 тыс рублей, зарплата около 200 (очень хорошая), 100 зарплат. Тамошние 200 рублей сегодня эквивалентны примерно 2 тыс долларов в месяц, автомобиль 20 тыс, 10 зарплат. Это легко объясняет почему стало столько автомобилей, между прочим. Но главное - тогда в принципе от тебя ничего не зависило хоть ты работай хоть не работай. Сегодня зависит. То что массово дотировалось (внутренние перелеты, топливо) стоило немного. Но и возможностей почти не было. Представить что тогда обычная семья например поехала в Грецию, взяла напрокат яхту и неделю плавала - то что сегодня происходит сплошь и рядом - невозможно в принципе. А так да, чугуния много плавили.
опрос же о качестве ЖИЗНИ, а не о том обладателями скольких единиц американской валюты могли стать или не стать советские граждане.
С качеством жизни было все просто. Был средний весьма низкий уровень. На нем или ниже жили почти все. ВЫШЕ подняться было невозможно в принципе. Кого то устраивала жизнь как у коров в стойле, они от перестройки много потеряли. Кого то не устраивала, они приобрели. Но страна стала конкурентоспособной в мире хотя бы на некоторых направлениях, а тогда не была вообще ни на одном.
Например, квартиры. Можно было постоять и получить довольно паршивую по современным меркам квартиру. 2 комнаты на семью из 2 взрослых и 2 детей. Получить или купить или заработать на современную квартиру для такой семьи или загородный дом было нельзя в принципе. Сегодня - не легко но можно, не случайно хорошее жилье стоит много дороже жилья тех лет (цены на то что строитс сейчас в 2 - 3 раза выше, на единицу площади, чем на то что построено тогда). Причина - появился спрос появилось и предложение. Тогда такой возможности не было в принципе, кроме номенклатуры которой можно было почти все.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)
Как вы представляете вычисление этого индекса для СССР, которая была отгороженна от всего мира кучей железных зановесов, погранрайонов, некотируемыми деньгами, выездыми визами и перевранной статистикой (то что публиковал ГосКомСтат в общем и целом было враньем)? Вот после 91 года он стал показывать то, что было в СССР на самом деле. Не может же такой индекс быстро провалиться, люди те же самые что в 89 что в 92 году. А вот измерение... в 89 мерять было нереально, в 92 стало возможно. Иначе бы жители ГДР не стремились в ФРГ аж ценой своей жизни... если бы так здорово жили как вы тут рассказываете.
===
А вообще мы совсем не про это говорим. Что-то в СССР было неплохо, что-то плохо. В том виде в котором он был в 80-м году он был довольно комфортен для тех людей, что без амбиций. Проблема не в этом а в том что его экономическая система была неспособна развиваться и даже просто поддерживаться, система элит тоже, и он неизбежно разорялся экономичеси и загнивал политически. Что и произошло и тех, кто имел _реальную_ информацию о положении в стране (а не промытые пропагандой мозги) это не очень удивило. Так что рассуждать хорошо там было или нет вообще бессмысленно, так как там _неизбежно_ становилось все хуже и хуже при той экономической и политической системах.