Технологии посадки на Марс
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3975
- Joined: 04 Jun 2002 17:35
А вот объясните такую вещь. Если к спускаемому аппарату приделать крылышки, вроде как у крылатых ракет, и начать чуть-чуть замедляться с первой космической - вроде ж подъемной силы на такой скорости даже в разреженной атмосфере должно хватать, чтобы долго планировать. Почему надо падать обязательно как камень, или спускаться на парашуте, если можно сделать сколько надо кругов вокруг планеты, постепенно замедляясь и снижаясь?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 1782
- Joined: 23 Dec 2005 18:53
- Location: Portland, OR
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2342
- Joined: 03 Aug 2005 19:33
Здравый смысл тут буксует. Поэтому нужно разьяснение.
Чтобы набрать космическую скорость, нужно закачать в каждый кг массы столько энергии, что ее будет более чем достаточно для испарения этого кг (будь она тепловой а не кинетической).
Чтобы затормозиться с такой скорости, эту энергию нужно "выкачать".
При торможении в атмосфере происходит следущее - воздух сжимается перед аппаратом, тем самым греется и также образуется ударная волна. На нагрев воздуха и создение этой волны уходит львиная доля (~90%) энергии движения. Трение о воздух и переизлучение от плазмы - это то что нагревает сам аппарат.
И эта энергия - скорее функция от времени, чем от скорости. То есть чем быстрее мы затормозим, тем меньшая часть энергии уйдет на нагрев аппарата. Но вырастут перегрузки. Если тормозить медленно, то перегрузки меньше, но расплавимся. Тормозить "блинчиком", то есть на время выходить за пределы атмосферы для остывания тоже не получится. В силу особенностей орбитальной механики - чем ниже орбита, тем выше скорость относительно поверхности и, соотв, атмосферы, чтобы на этой орбите удержаться. Если этой скорости меньше - происходит сваливание еще до остывания. Потом штопор на скорости 3-4 км\сек даст такой удар о плотные слои, что приведет к механическому разрушению.
Дето так в первом приближении.
Чтобы набрать космическую скорость, нужно закачать в каждый кг массы столько энергии, что ее будет более чем достаточно для испарения этого кг (будь она тепловой а не кинетической).
Чтобы затормозиться с такой скорости, эту энергию нужно "выкачать".
При торможении в атмосфере происходит следущее - воздух сжимается перед аппаратом, тем самым греется и также образуется ударная волна. На нагрев воздуха и создение этой волны уходит львиная доля (~90%) энергии движения. Трение о воздух и переизлучение от плазмы - это то что нагревает сам аппарат.
И эта энергия - скорее функция от времени, чем от скорости. То есть чем быстрее мы затормозим, тем меньшая часть энергии уйдет на нагрев аппарата. Но вырастут перегрузки. Если тормозить медленно, то перегрузки меньше, но расплавимся. Тормозить "блинчиком", то есть на время выходить за пределы атмосферы для остывания тоже не получится. В силу особенностей орбитальной механики - чем ниже орбита, тем выше скорость относительно поверхности и, соотв, атмосферы, чтобы на этой орбите удержаться. Если этой скорости меньше - происходит сваливание еще до остывания. Потом штопор на скорости 3-4 км\сек даст такой удар о плотные слои, что приведет к механическому разрушению.
Дето так в первом приближении.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3975
- Joined: 04 Jun 2002 17:35
ABK wrote:Надо не забывать что греться при этом аппарат будет немилосердно, и сколько-нибудь долгое время он не выдержит, крылышки то и отваляться.
Если энергии в набегающем потоке настолько много, что аппарат "немилосердно греется", то для создания подъемной силы больших крылышек не надо. Да и нафига входить настолько низко, чтоб "немилосердно греться", если скорость еще не сброшена? Самолеты не греются немилосердно на 10км, а подъемной силы, чтоб их там держать, уже достаточно. Это ведь связанные вещи - сила набегающего потока и подъемная сила.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 15007
- Joined: 14 Jun 2005 11:50
- Location: Ukraine
RobinF wrote:ABK wrote:Надо не забывать что греться при этом аппарат будет немилосердно, и сколько-нибудь долгое время он не выдержит, крылышки то и отваляться.
Если энергии в набегающем потоке настолько много, что аппарат "немилосердно греется", то для создания подъемной силы больших крылышек не надо. Да и нафига входить настолько низко, чтоб "немилосердно греться", если скорость еще не сброшена? Самолеты не греются немилосердно на 10км, а подъемной силы, чтоб их там держать, уже достаточно. Это ведь связанные вещи - сила набегающего потока и подъемная сила.
На это тему уже писали. Так и есть. При крутой траектории, большая часть тепла улетает с плазмой. При пологой она поглощается спускаемым аппаратом.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 15007
- Joined: 14 Jun 2005 11:50
- Location: Ukraine
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3975
- Joined: 04 Jun 2002 17:35
Alex555 wrote:Здравый смысл тут буксует. Поэтому нужно разьяснение.
Чтобы набрать космическую скорость, нужно закачать в каждый кг массы столько энергии, что ее будет более чем достаточно для испарения этого кг (будь она тепловой а не кинетической).
Чтобы затормозиться с такой скорости, эту энергию нужно "выкачать".
При торможении в атмосфере происходит следущее - воздух сжимается перед аппаратом, тем самым греется и также образуется ударная волна. На нагрев воздуха и создение этой волны уходит львиная доля (~90%) энергии движения. Трение о воздух и переизлучение от плазмы - это то что нагревает сам аппарат.
И эта энергия - скорее функция от времени, чем от скорости. То есть чем быстрее мы затормозим, тем меньшая часть энергии уйдет на нагрев аппарата. Но вырастут перегрузки. Если тормозить медленно, то перегрузки меньше, но расплавимся.
Почему? Излучение тоже зависит от времени. Т.е. если от трения мы принимаем N джоулей в секунду, но успеваем излучить те же N, то не важно, сколько мы будем крутиться в верхних разреженных слоях, пока не излучим все, что надо.
Тут считать надо. Может, для имеющихся материалов (прочность/излучающая способность и т.п.) такая посадка займет месяц.
Однако, для беспилотников на Марс даже посадка длинною в год, ИМХО, имеет смысл, если это позволяет посадить значительно большую полезную массу, например.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2342
- Joined: 03 Aug 2005 19:33
-
- Уже с Приветом
- Posts: 15007
- Joined: 14 Jun 2005 11:50
- Location: Ukraine
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2342
- Joined: 03 Aug 2005 19:33
RobinF wrote:Почему? Излучение тоже зависит от времени. Т.е. если от трения мы принимаем N джоулей в секунду, но успеваем излучить те же N, то не важно, сколько мы будем крутиться в верхних разреженных слоях, пока не излучим все, что надо.
Тут считать надо. Может, для имеющихся материалов (прочность/излучающая способность и т.п.) такая посадка займет месяц.
Однако, для беспилотников на Марс даже посадка длинною в год, ИМХО, имеет смысл, если это позволяет посадить значительно большую полезную массу, например.
Чтоб крутиться вокруг планеты НИЖЕ, горизонтальная скорость должна быть ВЫШЕ.
Чтоб было понятнее, вот пример. На высоте геостационара (36000км) спутник облетает Землю за 24 часа. На высоте МКС (400км) - за полтора.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 63430
- Joined: 03 Nov 2004 05:31
- Location: RU -> Toronto, ON
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3975
- Joined: 04 Jun 2002 17:35
Alex555 wrote:RobinF wrote:Почему? Излучение тоже зависит от времени. Т.е. если от трения мы принимаем N джоулей в секунду, но успеваем излучить те же N, то не важно, сколько мы будем крутиться в верхних разреженных слоях, пока не излучим все, что надо.
Тут считать надо. Может, для имеющихся материалов (прочность/излучающая способность и т.п.) такая посадка займет месяц.
Однако, для беспилотников на Марс даже посадка длинною в год, ИМХО, имеет смысл, если это позволяет посадить значительно большую полезную массу, например.
Чтоб крутиться вокруг планеты НИЖЕ, горизонтальная скорость должна быть ВЫШЕ.
Чтоб было понятнее, вот пример. На высоте геостационара (36000км) спутник облетает Землю за 24 часа. На высоте МКС (400км) - за полтора.
Ну уменьшается скорость по квадратному корню от радиуса орбиты, ну и что?
Это вообще тут не причем. Оба примера не используют подъемную силу набегающего потока - то, о чем я говорю. Тут речь о скорости, заведомо меньшей первой космической.
Перпендикулярный вопрос. А что, у МКС орбита круговая?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2342
- Joined: 03 Aug 2005 19:33
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3975
- Joined: 04 Jun 2002 17:35
-
- Уже с Приветом
- Posts: 21835
- Joined: 11 Apr 1999 09:01
- Location: RU
RobinF wrote:вроде ж подъемной силы на такой скорости даже в разреженной атмосфере должно хватать, чтобы долго планировать.
Не хватает. Или крылья должны быть очень большими.
Давление на поверхности Марса как на 35км высоте на Земле. А на большой высоте на Марсе - и подавно...
War does not determine who is right - only who is left.