Бережков, кажется, говорил что фантастика имманентно физична, а фентези - имманентно этична.
Не соглашусь. Бывает замечательная этико-лирическая фантастика (ранняя Ларионова, например) и бывает "технофэнтези" (Уланов, Еськов) - причем без всяких роялей в кустах и достаточно четкой мотивацией героев.
Я бы делил примерно следующим образом.
1. Собственно научная фантастика. Миры отдаленного и не очень будущего, с упором на технологические и социальные аспекты. Ефремов, Стругацкие, ранний Головачев, Лукьяненко, Ханлайн, Бредбери, Гарриссон, далее по списку.
2. Альтернативная история. Как бы выглядел наш мир, если бы в прошлом что-то пошло чуть иначе. Лазарчук, Звягинцев, Анисимов.
3. Криптоистория. Попытка воссоздания и альтернативной трактовки исторических событий. Близко к историческому роману, но с гораздо более широкими допущениями (существование богов, иных рас, etc). Олди, Валентинов, ранний Бушков.
4. Фантастика ближнего прицела (ФБП). Ближайшее будушее в хорошо узнаваемых декорациях - страны, города, персоналии... Почти весь Дивов, кое-что у Громова.
5. Пост-Апокалипсис (частный случай п.4). "Короче, все умерли"
6. Космическая опера. Авантюрно-любовный боевик в декорациях п.1 с минимальной проработкой технологической и социальной темы. Лукас, Гамильтон, поздняя Ларионова.
7. Фэнтези. Миры, полностью отличные от нашего, со своими физическими законами, расами, магией и т.п. Вплотную примыкает к сказкам, легендам и прочим подобным жанрам. Толкиен, Перумов, Олди.
8. Славянское фэнтези - подвид п.7 Фэнтези в декорациях древней Руси. Семенова, Дьяченко, кое-что у Валентинова.
9. Технофэнтези - опять-таки подвид п.7 Попытка скрестить классическое фэнтези и технотриллер. Эльфийские лучники против РСЗО "Град". Уланов, Еськов.
Список, естественно, неполный. Продолжайте.