Noskov Sergey wrote:.....
А успешно или нет воевали союзники в Италии/Африке и северной Франции как-то без разницы, они связывали 60 дивизий (в разное время от 40 до 90) и значительную часть авиации. Т.е. те части немцев, которых не было ни под Москвой, ни под Курском. Победа общая, львиная часть победы опеспечена действиями СССР. О чем тут спорить? Политика умалчивания в данном конкретном случае работает плохо, поскольку любая мало мальски серьезная книга даст потери по фронтам.
Герберт Фейс, "Черчиль, Рузвельт, Сталин. Война, которую они вели, и мир, которого они добились", Москва, Центрполиграф, 2003, стр. 19, строки начиная с 31-ой:
Послания Черчиля, живописующие усилия британского правительства по оказанию помощи России, вызывали только недовольство со стороны Сталина. Оптимизм, отличавший беседы Сталина с Гопкинсом, быстро таял; все труднее было противостоять Германской агрессии. Сталин, пренебрегая опасностью с Дальнего Востока, со стороны Японии, фактически высмеивал все действия Британии в борьбе с Германией. Он прямо говорил об этом в послании к Черчилю от 4 сентября (1941-го) : немцы безприпятственно дошли до Восточного фронта, и единственное, что могло спасти положение, это создание в течение 1941 года второго фронта во Франции или на Балканах. Сталин требовал, чтобы Британия отвлекла от Востока порядка тридцати-сорока германских дивизий. Это требование, посторяемое снова и снова, звучало диссонансом в основной теме коалиции.
Майский, передавая это послание Черчилю, вел себе настолько непозволительно, что премьр-министр был вынужден его одернуть.
...и кстати тут же:
На следующий день Черчиль конфеденциально сообщил Рузвельту, что, хотя во время беседы Майский ни словом не обмолвился о возможности сепаратных, у него создалось впечатление, что русские не исключают такой возможности.
... вот вам и третий сценарий: сепаратный договор с Германией в 1941-ом году. Кто-бы тогда делил лавры победителей во Второй Мировой?