Наконец-то и я посмотрела. Тянула специально, хотела посмотреть все за один день. Наверное, поэтому понравилось. Уверена, этот фильм сочтут шедевром своего века.
Он относится к категории комедии. Поэтому эти кадры с "Берией", смешные чабаны, его слушащие по радио, портнихи у станка, тревожные лица. Просто великолепно сняты обеспокоенные лица советских комиссаров, страх простых советских людей.
Kрасной нитью идет гениально выловленная мысль Булгакова - презирание трусости. И, вспоминая себя, глядя со стороны на тот уклад жизни, даже к которому ты недавно принадлежал, осознаешь, "трусость, это - самый страшный порок".
Но не со смехом ли глядеть на эту трусость? Где даже фантазия в упрятывнии денег не работает: в вентиляции, и, интересно, что управдом даже не удивляется - как нашли, как знали члены НКВД о его тайне?
Трусость настолько претит Булгакову, что даже сатана в его романе
с болью издевается над людьми. И даже у этого сатаны меньше людских пороков, получается так, ведь ему чужд страх.
Он разделяет добро и зло в своих чертогах, и даже кое-кого отпускает от себя. У него есть даже собственный рай, где надлежит поселится Мастеру и его Марго.
...Несомненно, Булгаков верил в существование души. Но сколько же выстрадал, если даже наделил своих героев лишь одним только выбором - выбором ада, на который его подтолкнула тогдашняя советская действительность.
И задуматься если, какая же это трагедия на самом деле, если людей кидали в тюрьмы за то, что их родители были дворянами, сажали, расстреливали, арестовывали!
![mad :х](./images/smilies/mad.gif)
Конечно, это - ужасная трагедия, сотни загубленных жизней, судеб, ну и душ, в конце концов. И эти кадры хроники очень к месту подчеркивают эту линию.
Когда я читала роман, я практически его себе таким и представляла. Хотя Маргарита даже еще лучше, чем я себе ее рисовала. Я представляла под конец женщину, обратившуюся в ведьму, что-то сатанинское, виновное в смерти мастера и увлекшее за собой в ад. Но фильм мне раскрыл глаза по-другому, суровое лицо Ковальчук, ее какая-то комиссарская решительность, гениальная игра ее смерти в доме, мне подсказали, что не Марго виной именно такому исходу, т.е. ада.
Единственно, Воланд здесь слишком человечен, что, вероятно, специально выбрано Бортко, чтобы подчеркнуть нечеловечность бывшего нашего строя.
![Crying or Very sad :cry:](./images/smilies/icon_cry.gif)