Тетя-Мотя, не в тему, в общем-то, да и опять ненароком чьи-нибудь чувства боюсь оскорбить, но... хочется вас поддержать в очередном теологическом споре.
А то понимаешь хоккей да галеры...
Я нашла для себя пару объяснений "прозрения", кроме самого простого, которое и не прозрение вовсе - когда человек в религиозной культуре воспитан, и она для него естественна. Наблюдала "обращение" пары близких друзей, читала рассказы других "прозревших", и выработала пару рабочих гипотез для себя.
Хочу сразу оговориться, что за всех них рада, никого не осуждаю и не высмеиваю. Меня интересует психологический аспект "уверования".
1. Актриса Екатерина Васильева говорила в интервью, что пока не пришла к вере, в студенческой юности, пускалась "во все тяжкие", хорошо, говорит, хоть наркотиков тогда не было, а то б точно и туда влезла. Кажется, довольно жесткое семейное воспитание было, а потом девочка вырвалась на волю. Васильева говорит, что для нее вера стала необходимым ограничителем, что ли: пить-курить-блудить-материться, будучи христианкой, нельзя! А она к моменту обращения набила уже себе шишек своим разгульным образом жизни... Сейчас сами знаете какую жизнь ведет, почти монашескую - черные одежды, благословение на каждую роль и на каждый чих, собственного сына-священника не иначе как Отцом Димитрием (кажется) величает.
Наблюдала похожую эволюцию у близкой подруги. Тоже все говорит: Почитай Евангелие! На тебя снизойдет истина!
(Мне как-то не верится, что она, девушка очень образованная и начитанная, евангелий не читала до своего "обращения". Забыла?...
) И все грехи у себя выкапывает, за каждое вырвавшееся "неканоническое" слово (какой там мат!), даже чужое, прощения у бога просит, изводит, по-моему, себя по пустякам. Ну это на мой атеистический взгляд.
А в юности была - оторва! (с восхищением говорю). И семья - да, была очень "жесткая".
То есть человек ищет ограничители на свои неуемные страсти. Толстовские богоискания, по-видимому, отсюда же. Но не все мы так одарены от природы неуемными страстями.
И не всем надо было бунтовать в юности против слишком жестких родительских правил... Внутренних ограничителей хватает, нет необходимости в костылях.
2). Читала у Антония Сурожского, наблюдала на примере другой подруги. Точней, она рассказывала о своем пути к вере. По Сурожскому, он обратился к вере ни с того в общем-то ни с сего, прочитав-таки в первый раз Евангелие.
Божественное озарение и все тут. Но. Отец его за несколько лет до этого начал вести почти монашеский образ жизни, а он с отцом общался, и тот был для него серьезным авторитетом вообще, если не в вере.
Теперь другая моя подруга.
Ее отец перепробовал все модные религии своего времени, от иоги до не знаю чего, и пришел к православию. Отношения у них были сложные, но отцовские взгляды тоже были авторитетны для нее. (Когда я пыталась с ней спорить "по мировоззрению", не религиозному даже, а "вообще", то в конце концов пришли к выводу, что ни о чем нам не договориться, потому что ни одного авторитета общего нету, чтоб сослаться, нет печки, от которой плясать... и кстати, "фундамент" мировоззрения у обеих - от пап.
Да, кстати, 3). Женщина совершенно одна в мире, не считая крошки дочки. Ни на кого из родственников положиться нельзя и если что, помощи ждать неоткуда. На дворе 90ые годы и рабочий городок - с жуткой безработицей. Итог - обращение не в православие, но в другую религию. Потому что там - живые люди, которые, если что, всегда готовы помочь, и ее помощь тоже востребована... будь вокруг семья-друзья, думаю, никуда бы не обратилась...
А собственно, все они вполне комфортно, кажется, чувствуют себя в своей вере, и я рада за них и за их обретенное душевное равновесие. Это ведь главное, правда?
И наверняка есть другие пути в религию, просто у меня знакомые примеры закончились...