[...]
Непосредственной причиной или непосредственным поводом для прошения об отставке стала ситуация в российско-украинских отношениях, связанная с требованиями о пятикратном повышении цен на газ, которые, с моей точки зрения, являются лишь поводом для достижения других целей.
[...]
Мне кажется, что здесь временной горизонт гораздо короче, чем 2007 или 2008 год. Это начало 2006 года, это ситуация в Украине, это ситуация в российско-украинских отношениях. И возможно, здесь ключевыми вопросами являются и парламентские выборы в Украине, и собственность на газотранспортную систему Украины.
[...]
Если можно, я бы сказал последнюю вещь. То, что происходит – по крайней мере, в России и в российских средствах массовой информации – в последние несколько недель, – не знаю, в какой степени это транслируется и доходит до Украины, – сильно напомнило то, что уже происходило в истории и, к большому сожалению, неоднократно. Сама стилистика той беспрецедентной истерии, которая происходит на тему поставок газа в Украину и требований по передаче газотранспортной системы Украины в собственность одной российской компании, сильно напомнила мне исторический эпизод 1938 года, когда в Германии была развёрнута истерия по поводу Судетской области. И тогда тоже в Чехословакии очень серьёзно обсуждали вопрос: какой должен быть ответ на такие требования? Мы знаем, какими оказались решения, мы знаем, какими были последствия. Чуть позже весьма похожий приём был использован в отношениях между бывшим СССР и странами Балтии относительно размещения военных баз на территории Балтийских стран. В Балтийских странах тоже шла дискуссия по поводу того, какое решение должно быть наиболее адекватным. Мы помним, какое решение тогда было принято, мы помним, что последовало после этого. И, наконец, подобный приём был чуть позже применён против Финляндии осенью 39-го года. Финляндия отказалась от удовлетворения того ультиматума. Мы также помним, что последовало за этим. Оглядываясь на историю, мы можем сделать выводы относительно того, какая цена была уплачена в одном случае, в другом и в третьем. И в интересах, как мне кажется, не только Украины, но, прежде всего, и России, и отношений между нашими двумя странами, я бы очень не хотел, чтобы развитие наших событий в какой бы то ни было степени повторяло то, что происходило в нашей части мира 65 лет тому назад.
Савік Шустер: Спасибо, Андрей Николаевич. Я вам скажу: я – зритель российского телевидения, я смотрю информационные программы и должен констатировать одно: всё то, что происходит на российских каналах, – об этом в Украине не знают. Украинцы, кроме Крыма, не очень смотрят российское телевидение, не чувствуют этой истерии, не знают реально всей этой идеологической подоплёки, которая сейчас на российских телеканалах. Новость, которая шокировала всех, – это то, что НТВ сообщило, что будет показывать отключение газа в прямом эфире. Это в последнее время единственное, что дало понять, насколько накалены страсти в России по этому вопросу. Спасибо. Я ещё раз напомню, что в прямом эфире из Москвы был Андрей Илларионов, бывший советник…
Андрій Іларіонов: Савик, я прошу прощения. Вы сказали сейчас очень важную вещь. Дело в том, что одна из важных особенностей нашего развития заключается в том, что российские граждане, к сожалению, сейчас не видят и не знают очень многого из того, что происходит не только за пределами России, но и внутри России. Зато видят многое из того, чего в другой ситуации они бы никогда не увидели. И это тоже является свидетельством развития политических тенденций в нашей стране по совсем другому направлению, чем в Украине. В последний 2005 год уровень политических свобод в Украине, по крайней мере, по рейтингу той же самой организации Freedom House, поднялся. Не намного, но поднялся. В России он опустился. И мы начинаем ощущать себя в гораздо большей степени в разных политических сферах, в разных областях политической жизни. Мне кажется, было бы очень важно, если бы украинские граждане имели возможность видеть то, что происходит сейчас и на российском телевидении. Я думаю, это сильно бы помогло украинским гражданам для понимания того, накануне чего мы можем сегодня оказаться.