thinker wrote:]Вот простой пример: Один человек поссорился с другим и в перебранке его убил. Общество его за это конечно осудит и сделает ответственным за такой поступок (посадят в тюрьму). Но если покопаться глубже в судьбе и в жизни убийцы, то окажется, что в детстве его били родители. Их брак распался, когда ему было меньше года. Отец пил и приводил дружков в дом. Оскорбления и унижения в семье были нормой. То есть, отрицательное влияние среды налицо. Но за что тогда спрашивается делать человека ответственным? Разве он бы стал убийцей, если бы родился в другой, благополучной семье?
Или другой пример, когда человек все детство смотрел фильмы с насилием, а потом сам стал насильником. Его конечно осудят. Но заслуженно ли? Опять же, не влияние ли это среды?
Вот почему я говорю, что человек ни за что не отвественнен. Я имею ввиду филосовский смысл (не подумайте, что я против того, чтобы убийцы сидели в тюрьме)
Философский смысл, как я понимаю, не рассматривает отдельно взятый пример. Исходя из того, что мы живем только здесь и сейчас, а до и после существует только
ничто и пустота, Ваши ответы, опираясь на соответствующую линию в современной психологии, звучат убидительно, особенно для тех, кто и в 50 лет винят родителей (а также и еще множество народа, как-то, плохую жену/мужа, завистливого и несправедливого начальника) во всех неудачах. Виноваты все, кроме меня самого . Исходя из этого, в жизни надо задумываться о пересмотрении законов, которые смогли бы привлекать, хотя бы косвенно, всех тех, кто так или иначе принимал участие в жизни одтельно взятого преступника. Я, к сожалению, не обладаю способностью проигрывать возможные варианты чужих жизней, как впрочем и своей тоже.
и не могу сказать, что бы было с тем или иным человеком, если бы он рос в семье любящих родителей, а в школу бы не ходил сам и поэтому устоял закурить в первый раз в 10 лет, а его бы водила за руку бабушка до н-дцати лет. Это просто рассматривая Ваши примеры из *жизни*. Если же допустить, что жизнь - это не хаос, что есть что-то до того, как мы родились, и будет что-то после нашей смерти, тогда можно предполагать нечто иное. Мы, до рождения, выбираем тот или иной путь в физической жизни, возможно, для этого мы вибираем родителей, а они нас, исторический отрезок времени, место, желаемые уроки в жизни. После рождения, хотя и интуитивно, мы пытаемся следовать намеченному, но т.к. в физической жизни мы почти не умеем пользоваться интуицей, внутренним голосом, первоначальный план может изменяться и перекраиваться, задачи не будут решены, или не так как предполагалось изначально. Кроме того, наша вера, хоть религиозная, хоть общественная (патриотизм - вера, что твоя страна лучшая, вольное или нет позволение быть втянутым в бессмысленное обогащение, в надежде быть счастливым или удивить других - я не против удобств в жизни, и цена этих удобств может быть заоблачной, но только если это делается для себя, а не на показ, и удобства служат человеку, а не наоборот) из тонкой вуали, отделяющей нас от нашей интуиции, тянут нас к физической жизни, привязывают нас к ее реалиям, становясь на нашем пути. Делая изначальный выбор, человек оказывается ответственным за свою жизнь, при этом, в итоге, т.е. после смерти, у него есть возможность анализа прожитых лет, осознания ошибок, обогащения накопленным опытом. Он не выступает как обвиняемый или победитель, а как ученик. Если все решил как хотел сам, значит есть следующие шаги, если нет, то есть варианты учиться дальше.