asking wrote: Поделитесь своим мнением основанным на фактах (у кого дети заканчивают современную Российскую школу). Без флейма и политики, пожайлуста.
Увы, тема такая, что без флейма не возможно. Параметров, особенно показательных, которые можно было бы рассматривать надежными для статистических исследований, в этом деле кот наплакал. Все больше личные впечатления разных людей, да слухи.
Поэтому, основанные на личном опыте данные, увы, немного говорят об образовании в стране в целом и по ценности мало превышают слухи и общие соображения. Как и везде в мире, школы\ВУЗы все разные. На качество учебного заведения влияют
1. Контингент учителей. Каждый учитель в отдельности и все вместе - как коллектив
2. Качества директора\ректора
3. Подбор учеников
4. Подбор родителей.
5. Общая атмосфера в населенном пункте вокруг (а также и в стране)
6. Отношение местных (государственных) властей к данному уч.заведению и к образованию в целом
7. История этого уч.заведения. Репутация. Достижения его выпускников. Объединения их между собой и для поддержания своей школы.
Все эти факторы также и взаимосвязаны, взаимно влияют. Поэтому по данной теме общие соображения едва ли не более ценны, чем конкретный частный опыт.
А общие соображения у меня лично следующие (мои дети и дети многих моих друзей учились и учатся и там, и тут, так что это все не только "вода"):
1. Благодаря истории становления образования и сложившимся традициям, а также особенностям национального характера, в среднем образование и развитие ребенка до 6-8 класса в России лучше, чем в США-Канаде. Причем именно образование и развитие, т.к. обратная сторона здесь - повышенные стрессы и нервозность детей, более ранние "естественноотборные" нагрузки. Не уверен, хорошо ли это. Для сильных детей, а также для детей хороших родителей (которые в состоянии найти время, силы и умения, чтобы проводить постоянную психическую реабилитацию своим перегруженным детям) это скорее благо. А вот в целом для общества - не уверен. В любом случае, ‘подгружать’ детей мощным развитием в этом возрасте проще и дешевле в России.
2. А вот в старшей школе возможности меняются с точностью до наоборот. Т.к. и традиции на самостоятельную работу в Америке выше, и возможности в более богатых странах гораздо лучше. Да и дети подходят к этим классам менее издерганными, что несомненно улучшает атмосферу в школах. В России же наоборот идет перегрузка выпускников школ, неизбежность армии вынуждает мальчишек обязательно поступать в ВУЗ (сейчас несколько изменилось, но традиции тянутся многие десятилетия и не так быстро меняются. Да и законы что ни год меняют – то забривают все ВУЗы, то только выборочные. То рядовыми, то офицерско-сержантским составом. То во время учебы, то после окончания. Поэтому смысл в поступлении в ВУЗ, как возможности ‘откосить’, остается). Все это не добавляет психологического комфорта. Добавить к этому, что школу в России заканчивают на год-два раньше, чем на Западе - вот и получается картина
3. ВУЗы в России, конечно, гораздо дешевле (хотя на Западе больше возможности получить всякие стипендии и беспроцентные займы, да и подработать-подзаработать проще). И общежития, и пропитание ... Но и качество много хуже. Про быт все ясно - объяснять не буду. Но про качество... .
Понятно с пресловутой материально-технической базой - тоже можно не обсуждать. Но есть еще в российском образовании некая ‘византийская’ традиция. (именно против нее при поступлении и направлен ЕГЭ). По себе помню, как часто получалось ‘читать ответы в глазах экзаменатора’ (а ведь заканчивал один из лучших ВУЗов страны!). На Западе нет самого понятия финального экзамена, на 100% определяющего отметку. Есть более или менее важные тесты в течение всего семестра. Обычно письменные. Все обучение на них распадается. Причем, вес оценки за каждый тест в общем результате заранее известен. И ты либо сделал и сдал, либо не сделал и не сдал. Возможности злоупотреблений сведены к минимуму. А в России есть обычно еще какие-то третьи варианты. Какие-то пересдачи, возможности договориться, обменять оценку на отработку, деньги, выпивку, постель и пр. Поэтому, безусловно, качество высшего образования у них существенно выше. Наши выпускники (некоторые) быть может отличаются и хорошей общей изобретательностью - ну так у них таких тоже не мало, причем не обязательно после ВУЗов (взять того же Эдисона с 4-мя классами образования, или Билли Гейтса, не закончившего Гарвард, или Спилберга, лишь недавно получившего почетный Стенфордовский диплом). В целом же уровень знаний после Российских ВУЗов определенно ниже. У некоторых выпускников Российских ВУЗов есть хорошая привычка к штурму – это помогает пробиться в западных компаниях, в срочном порядке изучив какие-то необходимые знания. Но она же потом и мешает продуктивно и успешно работать, лучше продвигаться по карьерной лестнице, т.к. является обратной стороной медали привычки откладывать на завтра то, что не обязательно делать сегодня.
О последней надо сказать отдельно. В американской системе есть, имо, неплохая черта. С самых первых классов детям регулярно дают задания (пусть и самые простенькие), которые надо сделать не к завтрашнему или какому-то определенному числу. Но его надо сдать строго в определенный промежуток времени, например с 8-го по 12-й день от дня выдачи. Ни раньше, ни позже оно не принимается и не засчитывается. В результате с малых ногтей у человека вырабатывается система самоорганизации, переводится на подсознательный уровень. В реальной жизни ведь очень многие «задания» именно так и «даются». И взрослые здесь потом умудряются все делать и ничего не забывать. Меня это здесь удивляет едва ли не больше всего.
Вообще вся организация обучения на Западе (при том, что гораздо больше возможностей в выборе курсов и специализаций) построена так, что студенты куда меньше бесцельно ‘тусуются’ и куда больше успевают.
Исходя из вышесказанного я, переезжая сейчас в Россию, оставляю старших детей в западных ВУЗах, а с младшими (начальная школа и дошкольник) переезжаю в Россию. Когда подрастут - посмотрим. Но пока, думаю, в России удастся создать условия получше для малышей.