вывод на орбиту с самолета

И прочий транспорт будущего
gekkarp
Уже с Приветом
Posts: 1645
Joined: 07 Nov 2001 10:01
Location: Kiev, UA -> Fairfax, VA

вывод на орбиту с самолета

Post by gekkarp »

Вот прочитал http://www.korrespondent.net/main/63882 что штаты вывели на орбиту спутник с самолета?
Кто-нибудь в курсе давно ли это делается?
Пускает ли так же Россия?
Дешевле ли это?
gekkarp
---------------------
Люди в мире делятся на две категории - которые думают что люди делятся на 2 категории и которые так не думают
User avatar
Айсберг
Уже с Приветом
Posts: 36229
Joined: 29 Dec 2001 10:01
Location: Русь Святая

Post by Айсберг »

Первые запуски спутников с самолета "Руслан" планируются в 2003 году
Первые три запуска космических аппаратов с воздушной платформы - самолета Ан-124 "Руслан" - планируется произвести в 2003 году, сообщил "Интерфаксу" в среду президент аэрокосмической корпорации "Воздушный старт" Анатолий Карпов. В настоящее время найдены инвесторы, готовые вложить средства в воплощение это проекта, сказал он.
"Воздушный старт" обеспечивает запуск космических аппаратов массой до 3-4 тонн ракетами-носителями "Полет" с любой точки планеты, где есть взлетная полоса длиною 3 километра, подчеркнул А.Карпов. При этом космические аппараты могут выводится на круговые орбиты в широком диапазоне высот (от 200 до 10 тыс. километров) и выведение спутников на высокоэллиптические орбиты. Стоимость выведения 1 кг полезного груза составит $2-2,5 тыс.Стоимость проекта "Воздушный старт" оценивается в $120-130 млн. Как утверждает А.Карпов, такая низкая стоимость связана с использованием в проекте уже созданных и отработанных до высокой надежности компонентов самолета Ан-124 и ракет-носителей.


Источник: информационное агентство "Интерфакс "
"Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими"
gekkarp
Уже с Приветом
Posts: 1645
Joined: 07 Nov 2001 10:01
Location: Kiev, UA -> Fairfax, VA

Post by gekkarp »

Айсберг wrote:Первые запуски спутников с самолета "Руслан" планируются в 2003 году
Первые три запуска космических аппаратов с воздушной платформы - самолета Ан-124 "Руслан" - планируется произвести в 2003 году, сообщил "Интерфаксу" в среду президент аэрокосмической корпорации "Воздушный старт" Анатолий Карпов. В настоящее время найдены инвесторы, готовые вложить средства в воплощение это проекта, сказал он.
"Воздушный старт" обеспечивает запуск космических аппаратов массой до 3-4 тонн ракетами-носителями "Полет" с любой точки планеты, где есть взлетная полоса длиною 3 километра, подчеркнул А.Карпов. При этом космические аппараты могут выводится на круговые орбиты в широком диапазоне высот (от 200 до 10 тыс. километров) и выведение спутников на высокоэллиптические орбиты. Стоимость выведения 1 кг полезного груза составит $2-2,5 тыс.Стоимость проекта "Воздушный старт" оценивается в $120-130 млн. Как утверждает А.Карпов, такая низкая стоимость связана с использованием в проекте уже созданных и отработанных до высокой надежности компонентов самолета Ан-124 и ракет-носителей.


Источник: информационное агентство "Интерфакс "

Thanks.
По идее должно быть дешевле...
получается что теперь большее кол-во стран получат возможность производить запуски со своих территорий арендуя самолеты и покупая носители...
Ведь немаловажной статьей затрат было то что пуск производился с территорий других стран что скорей всего создавало дополнительные трудности и расходы
gekkarp
---------------------
Люди в мире делятся на две категории - которые думают что люди делятся на 2 категории и которые так не думают
User avatar
Айсберг
Уже с Приветом
Posts: 36229
Joined: 29 Dec 2001 10:01
Location: Русь Святая

Post by Айсберг »

gekkarp wrote: Thanks.
По идее должно быть дешевле...
получается что теперь большее кол-во стран получат возможность производить запуски со своих территорий арендуя самолеты и покупая носители...
Ведь немаловажной статьей затрат было то что пуск производился с территорий других стран что скорей всего создавало дополнительные трудности и расходы

Да. Конкуренция в этой области лежит за способность выводить на орбиту грузы с большой полезной массой. И Россия значительно в этом опережает Америку 8) И за короткий срок может захватить практически весь рынок :umnik1:
"Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими"
gekkarp
Уже с Приветом
Posts: 1645
Joined: 07 Nov 2001 10:01
Location: Kiev, UA -> Fairfax, VA

Post by gekkarp »

Айсберг wrote:Да. Конкуренция в этой области лежит за способность выводить на орбиту грузы с большой полезной массой. И Россия значительно в этом опережает Америку 8) И за короткий срок может захватить практически весь рынок :umnik1:

Да, российские (и украинские как это не смешно) носители выигрывают по грузоподъемности...
но кроме того чтоб иметь возможность поднять большой груз надо иметь определенное кол-во заказов на такой груз....
Т.е. не выгодно гонять "тяжелый" носитель ради маленького спутника...
Т.е. компания должна покрывать наиболее широкий спектр масс, так? (я так пониманию что именно на этом сейчас основано сотрудничество Штатов и России)
Т.е. в гонке за грузоподъёмностью надо не забыть о снижении себестоимости на "малые" запуски чтоб не потерять этот кусок рынка, который тоже не маоловажен.
gekkarp
---------------------
Люди в мире делятся на две категории - которые думают что люди делятся на 2 категории и которые так не думают
User avatar
U-96
Уже с Приветом
Posts: 1626
Joined: 07 Sep 2000 09:01
Location: Nashua, NH

Post by U-96 »

По-моему это тупиковая ветвь, отголоски проектов начатых в рамках "звездных войн", которые решили довести до какого-то логического завершения вместо того чтобы просто прихлопнуть.
В чем состоит выгода пуска с самолета? Неужели подьем даже на на 11 км способен как-то повлиять на вывод спутника на 300-километровую орбиту?
Пуск с самолета значительно более сложен, следовательно более рискован. Где располагается центр управления полетом? На борту того же самолета-носителя?
Сколько обслуживающего и подготавливающего старт персонала с тоннами оборудования надо пригнать в "любую точку планеты, где есть взлетная полоса длиною 3 километра"? Не проще (и дешевле) ли доставить спутник на место коммерческого наземного старта, где все есть и отлажено как часы?
Впрочем, клиентов такого сервиса представить легко... Их на пушечный выстрел не подпустят к американскому или европейскому космодрому, и/или они не желают вывозить спутник за пределы страны в целях соблюдения "коммерческой" тайны.
gekkarp
Уже с Приветом
Posts: 1645
Joined: 07 Nov 2001 10:01
Location: Kiev, UA -> Fairfax, VA

Post by gekkarp »

U-96 wrote:По-моему это тупиковая ветвь, отголоски проектов начатых в рамках "звездных войн", которые решили довести до какого-то логического завершения вместо того чтобы просто прихлопнуть.
В чем состоит выгода пуска с самолета? Неужели подьем даже на на 11 км способен как-то повлиять на вывод спутника на 300-километровую орбиту?
Пуск с самолета значительно более сложен, следовательно более рискован. Где располагается центр управления полетом? На борту того же самолета-носителя?
Сколько обслуживающего и подготавливающего старт персонала с тоннами оборудования надо пригнать в "любую точку планеты, где есть взлетная полоса длиною 3 километра"? Не проще (и дешевле) ли доставить спутник на место коммерческого наземного старта, где все есть и отлажено как часы?
Впрочем, клиентов такого сервиса представить легко... Их на пушечный выстрел не подпустят к американскому или европейскому космодрому, и/или они не желают вывозить спутник за пределы страны в целях соблюдения "коммерческой" тайны.

вот собственно и вопрос - будет ли пуск с самолета дешевле...
очень может быть что да.
gekkarp
---------------------
Люди в мире делятся на две категории - которые думают что люди делятся на 2 категории и которые так не думают
User avatar
U-96
Уже с Приветом
Posts: 1626
Joined: 07 Sep 2000 09:01
Location: Nashua, NH

Post by U-96 »

gekkarp wrote:вот собственно и вопрос - будет ли пуск с самолета дешевле...
очень может быть что да.
В данной ситуации самолет - это первая ступень ракеты, имеющая "сухую" массу в десятки тонн, которая завершает свою работу на высоте 11 км и оставляет ракету с нулевой вертикальной скоростью и очень неудобной горизонтальной ориентацией в пространстве. Где экономия?
Единственное видимое преимущество такой схемы - относительная мобильность всего передвижного космодрома и возможность выпустить ракету с самолета в произвольной точке пространства в произвольный момент времени. Кроме того что это круто и поднимает престиж страны, какое еще применение этим преимуществам можно найти вне военной сферы?
gekkarp
Уже с Приветом
Posts: 1645
Joined: 07 Nov 2001 10:01
Location: Kiev, UA -> Fairfax, VA

Post by gekkarp »

U-96 wrote:
gekkarp wrote:вот собственно и вопрос - будет ли пуск с самолета дешевле...
очень может быть что да.
В данной ситуации самолет - это первая ступень ракеты, имеющая "сухую" массу в десятки тонн, которая завершает свою работу на высоте 11 км и оставляет ракету с нулевой вертикальной скоростью и очень неудобной горизонтальной ориентацией в пространстве. Где экономия?

Прошу заметить что это многоразовая первая ступень...
Кстати тов. Айсберг там выцепил цену.... как она по сравнению с текущими никто не в курсе?
gekkarp
---------------------
Люди в мире делятся на две категории - которые думают что люди делятся на 2 категории и которые так не думают
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Post by tau797 »

gekkarp wrote:
U-96 wrote:
gekkarp wrote:вот собственно и вопрос - будет ли пуск с самолета дешевле...
очень может быть что да.
В данной ситуации самолет - это первая ступень ракеты, имеющая "сухую" массу в десятки тонн, которая завершает свою работу на высоте 11 км и оставляет ракету с нулевой вертикальной скоростью и очень неудобной горизонтальной ориентацией в пространстве. Где экономия?

Прошу заметить что это многоразовая первая ступень...
Кстати тов. Айсберг там выцепил цену.... как она по сравнению с текущими никто не в курсе?

Итак, по пунктам:
1) Пуски крылатых ракет "Пегас" с ИСЗ в США осуществляют уже давно, с 1990 (!) года. Носитель маломощный (примерно до 500 кг), что естественно для его габаритов:
http://www.space.com/php/multimedia/ima ... 0Jan.%2025
Вот официальный сайт по программе:
http://www.orbital.com/LaunchVehicle/Sp ... index.html
Первая ракета-носитель частной разработки, кстати.

2) Поскольку первой ступенью фактически является самолет-носитель, а он, как тут совершенно правильно отметили, многоразовый, то очевидно, что стоимость пуска должна быть гораздо ниже, чем у одноразовых ракет, тем более требующих сложного стартового оборудования и обслуживания.
Более того, сам факт воздушного старта снимает остроту проблемы по расположению космодрома как можно ближе к экватору.
При этом расчетная стоимость выведения 1 килограмма полезного груза составит около 10000 долларов - против 30000 долларов у аналогичного американского пускового комплекса Pegasus-XL и 40000 долларов у космического корабля многоразового использования

3) Про российский проект "Воздушный старт" я слышал,
http://www.aviaport.ru/news/Markets/15889.html
http://www.polet.ru/RU/airlaunch.shtml
http://www.airlaunch.ru/russian/project/sts.htm
если грузоподъемность носителя там больше,
http://www.airlaunch.ru/russian/project/energ_vozm.htm
это безусловно хорошо :)
Кстати, обсуждался вариант базирования на аэродроме в Самаре :))
Любите людей.
King Regards,
Andrey
User avatar
Айсберг
Уже с Приветом
Posts: 36229
Joined: 29 Dec 2001 10:01
Location: Русь Святая

Post by Айсберг »

U-96 wrote: 1) . Где экономия?
2) Единственное видимое преимущество такой схемы - относительная мобильность всего передвижного космодрома и возможность выпустить ракету с самолета в произвольной точке пространства в произвольный момент времени.
3) Кроме того что это круто и поднимает престиж страны, какое еще применение этим преимуществам можно найти вне военной сферы?

1) Наивный вопрос. Экономия в 3-4 раза по сравнению с американцами, которые "на пушечный выстрел не подпускают к себе" тех, у кого попросту недостаточно средств, но при этом пуская слюни при виде того, как Россия уже завоевала 40% мирового рынка космических запусков и грозится его монополизировать 8)
2) А экономия? Или в НАСА по-прежнему денег не считает? Так их прекрасно считают частные компании. К тому же решается проблема недорогого вывода на орбиту спутников весом более тонны - основная доля рынка приходится именно на них.
3) Спутники связи, науки, геологии и геодезии, навигации, охраны важных объектов........ Благодаря новой недорогой технологии уже не только суперкомпании типа Газпрома смогут заиметь свои собственные спутники связи, но и даже компании "второго эшелона", что, безусловно, придаст мощный импульс к дальнейшему технологическому развитию.
"Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими"
gekkarp
Уже с Приветом
Posts: 1645
Joined: 07 Nov 2001 10:01
Location: Kiev, UA -> Fairfax, VA

Post by gekkarp »

Айсберг wrote:2) А экономия? Или в НАСА по-прежнему денег не считает? Так их прекрасно считают частные компании. К тому же решается проблема недорогого вывода на орбиту спутников весом более тонны - основная доля рынка приходится именно на них.

Думаю считают еще похлеще. Иначе нафиг бы им это было
gekkarp
---------------------
Люди в мире делятся на две категории - которые думают что люди делятся на 2 категории и которые так не думают
gekkarp
Уже с Приветом
Posts: 1645
Joined: 07 Nov 2001 10:01
Location: Kiev, UA -> Fairfax, VA

Post by gekkarp »

tau797 wrote:Более того, сам факт воздушного старта снимает остроту проблемы по расположению космодрома как можно ближе к экватору.

ну че, sea launch эту проблему тоже хорошо решил :)
gekkarp
---------------------
Люди в мире делятся на две категории - которые думают что люди делятся на 2 категории и которые так не думают
User avatar
U-96
Уже с Приветом
Posts: 1626
Joined: 07 Sep 2000 09:01
Location: Nashua, NH

Post by U-96 »

tau797 wrote:2) Поскольку первой ступенью фактически является самолет-носитель, а он, как тут совершенно правильно отметили, многоразовый, то очевидно, что стоимость пуска должна быть гораздо ниже, чем у одноразовых ракет, тем более требующих сложного стартового оборудования и обслуживания.
Стартовое оборудование и обслуживание для воздушного старта тоже никто не отменял - это же не кукурузник удобрениями заправить. И "многоразовую" ступень надо между стартами поддерживать в рабочем состоянии, что весьма недешево, особенно учитывая ее уникальность и сложность. Так что экономический эффект против аналогичной по характеристикам одноразовой первой ступени по прежнему очень и очень неочевиден. Кстати, помнится дешевизна одноразовых носителей по сравнению с многоразовыми американскими кораблями была гордостью советской космонавтики.
Насчет "завоевания" рынка коммерческих запусков - возможно в НАСА не догадываются, что они, оказывается, конкурируют с Россией в этой области. :mrgreen: Слава богу НАСА пока нет необходимости зарабатывать себе на запуски катая на научную станцию богатых фриков и попсовых певцов - кумиров ПТУшниц.

В любом случае, НАСА пуски с самолета уже 10 лет выполняет, а в Росавиакосмосе пока только клювами щелкают. Запустят - посмотрим "какой это Сухов".
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Post by tau797 »

gekkarp wrote:
tau797 wrote:Более того, сам факт воздушного старта снимает остроту проблемы по расположению космодрома как можно ближе к экватору.

ну че, sea launch эту проблему тоже хорошо решил :)

Sea Launch - одна оборудованная стартовая позиция. А здесь - практически любой аэродром с длиной полосы 3 км подходит.
Любите людей.
King Regards,
Andrey

Return to “Авиация, космонавтика, мореплавание”