Русификация Польши

koan
Уже с Приветом
Posts: 7311
Joined: 22 Apr 2005 15:17
Location: RU-US

Русификация Польши

Post by koan »

Перечитывал недавно Анну Каренину и наткнулся на страницы, где описываются дебаты в высокосветской петербургской гостиной o политикe русификации Польши. Днем позже у Пушкина нахожу в стихотворениях рассуждения о Польше и о том, сольются ли все славянские реки в русском море. Заинтересовало.

Отдельные упоминания об этом я встречал и раньше и, как, понимаю, во второй половине 19 века вопрос русификации Польши был одним из наиболее обсуждаемых и важных в российской политике. Но вот нагуглил мало чего, в основном те же ссылки на Анну Каренину. :P

Википедия говорит о запрете на преподавание польского и литовского в в школах и университетах и каких-то общественных местах, и о каких-то препятствиях католицизму там. Но очень немного там информации.

Есть у кого развернутые ссылки на то, чем вызвана была такая политика, и как она проводилась? Буду благодарен.
User avatar
Tasi
Уже с Приветом
Posts: 1439
Joined: 04 Sep 2006 20:46
Location: Minsk/ PA

Post by Tasi »

Политику руссификации западных областей,
начали проводить в результате Шляхетского восстание в Польше, Беларуси, Правобереж­ной Украине и Литве 1830-31 и очень усилили после востания 1863-64 года восстание Кастуся Калиновского.
Жизнь надо прожить так, чтобы стыдно было рассказать, но приятно вспомнить.
User avatar
AverageMan
Уже с Приветом
Posts: 13612
Joined: 25 May 2004 18:47
Location: BY>CA.US>BC.CA

Post by AverageMan »

Совершенно верно. Наиболее радикальное культурное давление началось когда уже стало понятно что западные территории являются проблемными для России и так просто их не удержать.
koan
Уже с Приветом
Posts: 7311
Joined: 22 Apr 2005 15:17
Location: RU-US

Post by koan »

Tasi wrote:Политику руссификации западных областей,
начали проводить в результате Шляхетского восстание в Польше, Беларуси, Правобереж­ной Украине и Литве 1830-31 и очень усилили после востания 1863-64 года восстание Кастуся Калиновского.


Это-то понятно, но вот зачем ее делать стали? Я могу понять кампанию по борьбе с украинским языком в 19 веке - он воспринимался как один из диалектов русского ( языки ведь на самом деле очень близки), плюс образованные горожане на Украине обычно прекрасно владели русским языком.

А вот с Польшей неясно: неужели на самом деле надеялись путем запретов на публичное использование польского и нажима на католицизм переделать поляков в русских? Вроде языки и культура поляков и русских различались очень сильно. В чем был смысл подобной политики если она наверняка лишь раздувала негативные настроения населения к России и русским? Завоевали страну, подавили пару восстаний (четкие знаки, что большая часть населения с присоединением к России не примирилось и десятилетия спустя), так давайте стараться ограничить их возможность говорить на своем языке и исповедывать свою религию? Вроде однозначно неумный подход. :pain1:

Поэтому бы и хотелось побольше информации о том как реально русификация проводилась и о мыслях российской элиты по поводы сей политики. Ну и насколько успешной она себя покaзала, конечно. Из Толстого и Пушкина понятно, что обсуждался польский вопрос очень широко в свое время.
User avatar
AverageMan
Уже с Приветом
Posts: 13612
Joined: 25 May 2004 18:47
Location: BY>CA.US>BC.CA

Post by AverageMan »

koan wrote:В чем был смысл подобной политики если она наверняка лишь раздувала негативные настроения населения к России и русским?


Скорее правильнее было написать отношение к России и царизму. Лозунг польских (и белорусских кстати) повстанцев был "За ВАШУ и нашу свободу!". Национально-освободительная борьба того времени рассматривалась в контексте общей борьбы против абсолютных монархий, за продвижение прогрессивных социальных реформ как Польше, так и в России так и в Европе в целом.

Многими (но меньшинством) авторитетных умов России - борьба западных территорий за независимость (ровно как и декабристское движение) воспринималось позитивно. Как предвестник неминуемых социальных изменений к лучшему.
Last edited by AverageMan on 24 Aug 2007 15:40, edited 2 times in total.
User avatar
AverageMan
Уже с Приветом
Posts: 13612
Joined: 25 May 2004 18:47
Location: BY>CA.US>BC.CA

Post by AverageMan »

koan wrote: А вот с Польшей неясно: неужели на самом деле надеялись путем запретов на публичное использование польского и нажима на католицизм переделать поляков в русских?


Дело в том что на тот период крайне тяжело было провести черту где заканчивались поляки и начинались (к примеру) белорусы. Особенно после насильственного давления по продвижению православия на белорусских территориях - это дало обратный эффект - начался массовый переход из униатства в католицизм.

Моя версия - не столько может надеялись переделать в русских самих поляков - сколько пытались этим ограничить вляние Польши на соседей - белорусские и украинские территории проводя общую политику руссификации.
User avatar
Abram Schlimper
Уже с Приветом
Posts: 278
Joined: 26 Sep 2002 06:24
Location: Portland, OR

Post by Abram Schlimper »

koan wrote:Вроде языки и культура поляков и русских различались очень сильно.
Ну уж не больше чем языки и культура саксонцев и баварцев.

А вот с Польшей неясно: неужели на самом деле надеялись путем запретов на публичное использование польского и нажима на католицизм переделать поляков в русских?
Пруссия занималась ассимиляцией поляков и очень даже успешно.
Smith? I've heard that name somewhere before.
Haffalina
Новичок
Posts: 91
Joined: 13 Aug 2007 06:26
Location: Ukraine

Post by Haffalina »

Ассимиляция Пруссией поляков не была особо успешной. также, как Россия проводит руссификацию на своей территории -также и Пруссия проводит германизацию своей. закрываются польские школы и т.д. кстати, Пруссии удалось подавить Познанское восстание в 1848 только при помощи России. в 1863 Пруссия и Россия вообще заключают совместную Альвенслебенскую конвенцию по борьбе с польским национальным движением. национальное самосознание и общность у поляков были сильными на протяжении всего 19 в. на обеих территориях
User avatar
Abram Schlimper
Уже с Приветом
Posts: 278
Joined: 26 Sep 2002 06:24
Location: Portland, OR

Post by Abram Schlimper »

Haffalina wrote:Ассимиляция Пруссией поляков не была особо успешной. также, как Россия проводит руссификацию на своей территории -также и Пруссия проводит германизацию своей. закрываются польские школы и т.д. кстати, Пруссии удалось подавить Познанское восстание в 1848 только при помощи России. в 1863 Пруссия и Россия вообще заключают совместную Альвенслебенскую конвенцию по борьбе с польским национальным движением. национальное самосознание и общность у поляков были сильными на протяжении всего 19 в. на обеих территориях


Приведённые вами факты никак не противоречат тому, что написал я. Пруссия по-настоящему приступила к проведению политики ассимиляции Великопольши только с 1849 года. Естественно, что не за один день, и не без сопротивления, тем более учитывая фактор нарастающей урбанизации, привлекавшей в города новые волны польских крестьян, но тем не менее жёсткая, последовательная, всеохватывающая политика Пруссии дала замечательные результаты. Россия, же занялась решением польского вопроса гораздо позже, много с поляками сюсюкалась, шла на уступки и в том числе и поэтому не преуспела.
Smith? I've heard that name somewhere before.
Haffalina
Новичок
Posts: 91
Joined: 13 Aug 2007 06:26
Location: Ukraine

Post by Haffalina »

Да нет, Россию польский вопрос не занимал "намного позже". претензии на Польшу начались еще при Еатерине Второй и продолжался при всех трех разделах Польши. впоследствии придворным историком
Карамзиным и составляется теория о "единстве всех славян". дескать, историческая миссия России -главенствовать среди всех славянских народов.
а то, что прусская ассимиляция не проходит довольно успешно, говорит факт довольно сильного национального движения в польских землях.
User avatar
Abram Schlimper
Уже с Приветом
Posts: 278
Joined: 26 Sep 2002 06:24
Location: Portland, OR

Post by Abram Schlimper »

Haffalina wrote:Да нет, Россию польский вопрос не занимал "намного позже". претензии на Польшу начались еще при Еатерине Второй и продолжался при всех трех разделах Польши. впоследствии придворным историком
Карамзиным и составляется теория о "единстве всех славян". дескать, историческая миссия России -главенствовать среди всех славянских народов.
а то, что прусская ассимиляция не проходит довольно успешно, говорит факт довольно сильного национального движения в польских землях.
В том-то и дело, что никакой сколько-нибудь значительной поддержкой польские националисты в Германии, в отличие от Российской империи и Австро-Венгрии, не пользовались и их поддержка среди населения последовательно сокращалась. Вы вообще можете назвать каких-нибудь крупных деятелей польского национального движения, выросших в прусской части Польши? Пилсудский и Падеревский выросли в Российской империи, а Дмовский из Австро-Венгрии.


По поводу России, я имел в виду, что она долгое время не занималась вовлечением поляков в русскую культуру.
Smith? I've heard that name somewhere before.
jiang
Уже с Приветом
Posts: 991
Joined: 21 Feb 2004 22:45

Post by jiang »

Haffalina wrote:придворным историком
Карамзиным и составляется теория о "единстве всех славян". дескать, историческая миссия России -главенствовать среди всех славянских народов.


Концепт славянского единства впервые изложен в Синопсисе, составленном в Киеве в 1674, одним из высших иерархов церкви, предположительно архимандритом Иннокентием. Там выдвинуты тезисы об единстве Руси Великой и Малой, о единой государственной традиции Киевской Руси через Рюриковичей, и даже о едином русском, или иначе православнороссийском, народе.

Одной из главнейших задач этого концепта было облегчение вхождения элит гетманата в империю Романовых. Потому что северные соседи своим степным православным братьям не больно верили и, например, требовали от малоросов повторного крещения. Т.е. это, собственно, "украинский" проект. Кавычки потому что ни русских, ни украинцев, ни даже поляков в современном смысле этого слова тогда, конечно, не было.

Синопсис почти сто лет был единственным учебником истории и вплоть до сер. 19 в. был в очень широком ходу.

И, конечно, у Карамзина вовсе нет мыслей о России, призванной главенствовать где бы то ни было. Карамзин, как всем хорошо известно, завершает свою Историю доромановскими временами. Тогда, вообще говоря, стоял вопрос о самом существовании государства. Какое уж там главенствование...
Haffalina
Новичок
Posts: 91
Joined: 13 Aug 2007 06:26
Location: Ukraine

Post by Haffalina »

Синопсис, чей автор так окончательно и не известен, как раз и составлен для проекта присоединения Левобережной Украины к Московскому государству. правильно, заказной проект, так сказать. глубокого понимания истории и этнологии у автора, скорее всего, не могло быть.
в современном смысле, конечно, ни русских, ни украинцев, ни пояков не было. но Жечь Посполита уже давно была, так что по идее поляки свою государственность оформили, так что национальное самосознание, скорее всего, было, и нация -уже была. с Украиной сложнее в государственном плане.
а уж такое ли сильное этническое единство было между "Малой" Русью и "Великой" Русью? в последней наблюдался существенный неславянский финно-угорский элемент. и уж такое ли сильное единство было религиозное, если весомая часть населения левобережной и правобережной Украины была либо в католичестве, либо в Унии, либо вообще в протестантизме? откуда тогда православнороссийскость?
jiang
Уже с Приветом
Posts: 991
Joined: 21 Feb 2004 22:45

Post by jiang »

Haffalina wrote:Синопсис, чей автор так окончательно и не известен, как раз и составлен для проекта присоединения Левобережной Украины к Московскому государству. правильно, заказной проект, так сказать. глубокого понимания истории и этнологии у автора, скорее всего, не могло быть.


Совершенно неважно было ли глубокое понимание истории и этнологии у киевлянина того времени. Важно, что Карамзин к концепту триединого русского народа отношения не имеет. Это значительно более ранняя идея и происхождения она киевского.

Haffalina wrote:в современном смысле, конечно, ни русских, ни украинцев, ни пояков не было. но Жечь Посполита уже давно была, так что по идее поляки свою государственность оформили, так что национальное самосознание, скорее всего, было, и нация -уже была.


Жечь была. Только поляки никакого национального сознания не имели. До первой трети 19 в. там господствовало то, что сейчас в польской историографии называется "сарматский миф". Суть его в том, что шляхта имеет отличное от быдла (т.е. податного населения) происхождение. Шляхта, мол, происходит от сарматов, такого кочевого народа древности, а быдло это всякие местные завоеванные народы.

Отход от такой позиции впервые намечается только в знаменитой статье "Почему не восстают массы". Ее написал в 1830 такой Мохнацкий, один из лидеров польского восстания. Он обнаружил, что поляки к восстанию были большей частью равнодушны и мятеж был делом довольно узкой внутриэлитной группы. И что, мол, надобно обратить внимание на крестьян, потому как они, возможно, тоже часть польской нации.

Это во-первых. А во-вторых, Жечь не была государством поляков. Жечь была государством шляхты, т.е. поляков и литвы, объединенных унией. Нация в те времена - Natio - это только и исключительно члены шляхетской корпорации, это не нация в современном смысле. У них и языки-то были разные.

Haffalina wrote:с Украиной сложнее в государственном плане.
а уж такое ли сильное этническое единство было между "Малой" Русью и "Великой" Русью? в последней наблюдался существенный неславянский финно-угорский элемент. и уж такое ли сильное единство было религиозное, если весомая часть населения левобережной и правобережной Украины была либо в католичестве, либо в Унии, либо вообще в протестантизме? откуда тогда православнороссийскость?


Между Малой, Великой и Белой Русью было языковое и большей частью конфессиональное единство.

Древнерусский распался на украинский и русский вообще только в 16 в. (Например, "американский" и английский распались двести лет назад, можете оценить глубину.)

Протестанство, ясное дело, было совсем маргинальным. Католицизм это преимущественно религия элит - не бывает шляхты вне католицизма, это же условие унии. С понятным исключением поздней православной шляхты разного генезиса. Церковная уния это и есть православие, с тем только отличием, что признает римского предстоятеля и всякие связанные с этим постом штуки (непогрешимость папы на кафедре и т.п.), которые обычные православные не признают.

Никакой "православнороссийскости" и не было. А была греческая православная церковь со времен Киевской Руси. Что в России, что на Украине. Трудно ведь отрицать, что Киевская Русь была православным государством.

Все восточнославянские народы прежде всего имеют балтский субстрат, голядь там всякая и т.п. В этом смысле неславянский элемент есть у всех и в самом начале. В великорусском этносе, натурально, есть финно-угорские элементы, волжско-финские прежде всего. Они были с самого начала - даже Повесть о призвании варягов пречисляет три славянских и три ф.-у. племени, меря там и все такое прочее. Т.е. это уже во времена Киевской Руси было весьма внятно понимаемо. Русь не была государством славян, это было государство с преимущественным славянским населением. В Волжской Болгарии вон тоже славяне жили, просто их там было меньше чем собственно тюрков. Однако ж, их было немало и правитель там назывался Эльтебер болгар и славян.

А кроме того, неславянский элемент в украинцах тоже значительный. Кабы не больше ли, чем у великороссов. Прежде всего, это тюркский компонент. Территория Украины это ж Поле. Не только все Левобережье, но и Подолье, например. Они ж не делись никуда, а вошли в состав "русьских" в широком смысле, а потом и украинцев (и, например, в донских и терских казаков, рязанцев и т.д.). Во всяком случае, число тюркских заимствований в украинском значительно больше, чем ф.-у. заимствований в русском. Так что не вижу особенного смысла меряться славянскостью - чистых этносов вообще не бывает.
User avatar
AverageMan
Уже с Приветом
Posts: 13612
Joined: 25 May 2004 18:47
Location: BY>CA.US>BC.CA

Post by AverageMan »

jiang wrote: Жечь была. Только поляки никакого национального сознания не имели. До первой трети 19 в. там господствовало то, что сейчас в польской историографии называется "сарматский миф".


Это слишком сильное заявление - "никакого национального сознания не имели". Майская конститцуия конца 18 века называет интересы народа как главенствующие а крестьянство упоминается как источник основных богатств страны.

"крестьяне , из рук которых течет огромный родник богатств страны , которые составляют в народе самую многочисленную часть населения и, значит, являются самой действенной силой страны" (c) Цитата из Конституции

Не сильно вяжется с господствующим мифом о "быдле".

jiang wrote:
не бывает шляхты вне католицизма, это же условие унии.


Если мы говорим о РП (или ЖП если хотите) то было полно провославной шляхты как на украинских так и белорусских землях и после унии. Существенно была представлена православная шляхта и в генеральном сейме в Варшаве в том числе.

Касаемо шляхты-некатоликов вопрос касался исключительно ньюансов всяких "рюшечек" в виде гербов признаваемых короной и прочей мелочью.

jiang wrote:Церковная уния это и есть православие, с тем только отличием, что признает римского предстоятеля и всякие связанные с этим постом штуки (непогрешимость папы на кафедре и т.п.), которые обычные православные не признают.


Да уж скорее наоборот. Это католицизм с сохраненным обрядом православия.

Return to “Вопросы Истории”