tau797 wrote: сформировались в основном под влиянием немецкой исторической школы, и основными положениями их являются:
- история есть закономерное развитие человеческих обществ;
- отрицание случайностей как важных факторов исторического развития;
- рассмотрение прежде всего юридических аспектов (форм) общественной жизнедеятельности;
- определение исторического вектора развития природой, бытом и традициями народа, переходом от родового быта к государственно-формализованному.
Можно провести ряд параллелей и с философией Гегеля.
Мои же личные взгляды сильно отличаются от вышеприведенной концепции.
Я далек от юридически-правового детерминизма, собственно, как и экономического. Полагаю жизнь общественного организма гораздо более сложным, многоаспектным и глубоким феноменом.
Спасибо, весьма доходчиво...
детерменистом, говорите, был ...
а что же сей убежденный ''детерменист'' позволял себе высказывания типа: ''Преобразования производятся Петрами Великими, но беда, если за них принимаются Людовики XVI-е и Александры II-е. ''
Как же так? Какая разница кто у руля если всё детерминированно?
Может и Соловьёву, как и Вам, не чужды были соображения о том, что жизнь общества сложна, многоаспектна и глубока?
И потом каким образом его представления о важности природы, быта и традиций трасформировались в юридически-правовой иже экономический детерминизм?
От быта, традиций и природы до юриспруденции и экономики два лаптя по карте.
А равно и от соображений о важности ряда факторов до жесткого детерминизма путь не близок ...
Ладно ... подобные измоклеймления достойны курсовой на кафедре истории КПСС в эпоху застоя, но мы, слава Богу, не пишем курсовик на означенной кафедре.
Вопрос-то почти из серии: ''В чём смысл жизни''. Недаром формализовать роль личности в истории (допустим 56,5% плюс минус 9.3%) никто не решился пока. Потому как понимают, что сложная материя, почти непальпабельная. А проблема в искусственности и ненаучности границы между ''героем'' и ''толпой''. Стоит умозрительно изолировать первого для рассмотрения детального, по примеру наук естественных (вырежет анатом сердце и ну изучать ) как немедленно все выводы становятся ложными. Потому как ''нет субъекта без объекта'' ... во всяком случае в данной области знания.
Пока ''семя'' выдающейся личности не попадёт на соответствующую почву любые попытки прорости и принести общественно-значимый плод обречены. Вон генерал Дитерихс, к примеру, герой, умница и паки и паки ... а толку? Не было почвы соответствующей и пропали дарования в туне. А вот Джугашвили, чьи личные качества ничего особого из себя не представляли, подвернулся в нужное время в нужном месте и паровоз революционного разбоя вывез его в роль консолидатора и пусть кроваво-бесчеловечного, но собирателя камней (иной вопрос к постройке чего камни сии предназначались)
Нет разумной возможности отделить личность от истории ...
Впрочем, мы чрезмерно углубились в область, как Вы говорите,
моих личных воззрений...