Импортозамещения: насос в чемодане из США
По оценкам Минпромторга, цена реализации отраслевых планов по импортозамещению в обрабатывающей промышленности — 1,5 трлн руб., из которых только 235 млрд руб.— бюджетные средства, а 1,265 трлн руб.— частные инвестиции. Однако, по данным Росстата, инвестиции в основной капитал за 2014 год по сравнению с 2013-м сократились на 375 млрд руб. в абсолютном выражении и на 2,7% — в реальном. А в январе-феврале 2015 года падение инвестиций ускорилось до 6,4%.
Заниматься импортозамещением в условиях закрытого доступа к иностранным технологиям невозможно, считает Виктор Полтерович, замдиректора Московской школы экономики МГУ, академик РАН. "Не может быть спроса на инновации в низкотехнологичной экономике,— говорит он.— Это не наша беда, а ситуация, типичная для всех развивающихся стран. Ставку нужно делать на заимствование технологий, на их имитацию, как это делает Китай". А значит, в структуре издержек валютная составляющая всегда будет большой.
"В среднем доля импортных комплектующих у нас 20-25%. Мы запустили ряд крупных проектов по импортозамещению. Это производство собственного нового двигателя на ярославском заводе, разработка топливной аппаратуры "Евро-5",— говорит Белобров из группы ГАЗ.— С другой стороны, когда мы разрабатываем новые продукты, до 90% инновационного оборудования, станков мы вынуждены закупать за рубежом. А с учетом девальвации рубля мы получаем удорожание и на этом. С одной стороны, мы хотим заместить импорт собственным дешевым и качественным продуктом, а с другой — оказываемся в ситуации, когда стоимость наших инвестиций возросла в два раза за считаные дни. Мы, безусловно, завершим уже начатые проекты, но инвестиционные возможности для новых проектов в условиях недоступности кредитных ресурсов крайне ограничены".
"Около 90% комплектующих для наших фильтров импортные, в частности американские,— рассказывает Макиенко.— И чтобы предприятие не встало, мне приходилось возить некоторые насосы у себя в чемодане во время командировок в США". Похожую историю рассказывает и Сергей Назаров из "Интерскола"
Российский бизнес, если захочет, вполне может получить продукт с низкой себестоимостью, который бы конкурировал с европейскими аналогами",— говорит Асташкин.
В первую очередь это касается овощей и фруктов. Но этой весной стало ясно, что и здесь импортозамещение, скорее всего, провалится. "Россия в год импортирует около 8 млн тонн овощей и фруктов,— говорит генеральный директор ГК "Глобус" Давид Калихман.— Из них 50% — это то, что в России не росло и расти не будет: бананы, апельсины, мандарины и прочее. А вот другие 50% — это 1 млн тонн яблок, 1,5 млн тонн тепличных помидоров, огурцов и салата, а также где-то 1,2 млн тонн так называемого борщевого набора — картофеля, моркови, лука, капусты, свеклы. Где-то 65-70% этого набора импортируется с марта по июнь, когда подходят к концу запасы урожая, убранного осенью. Он приходит в негодность, и нужен импорт. Проблема просто в том, что производить мы умеем, а хранить — нет". В Европе "борщевой набор" не субсидируется, а в России нужно просто построить современные комплексы для хранения. "В идеале это должно сделать государство, а потом сдавать в аренду бизнесу,— говорит Калихман.— И тогда вместо траты денег на обуздание инфляции, вызванной ростом цен на овощи, государство могло бы сделать полезные инвестиции".
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/2708949