Chen Style wrote:Как интересно! А что значит "даосы скопировали буквально всё у буддистов?" Что именно они скопировали?
Даосы скопировали у буддистов монастырскую форму жизни. Это, в общем, само собой разумеется, потому что до прихода буддизма, ничего подобного в Китае не было. Кроме того, показать близость более поздней монастырской жизни двух конфессий легко. При Сун буддизм на короткое время запретили и всех объявили даосами. Монастыри в том числе, конечно. Ну и вот ничего в жизни этих монастырей, кроме настоятелей, не изменилось.
Для сравнения, представьте,что игумен православного Козьмодамианского монастыря попадает, скажем, в цистерцианский монастырь св.Якоба. Там не только будет другой язык литургии, там даже функционально другая система. Дрова, скажем, по другому заготавливают, столуются не так, отхожие места по другому устроены… Это, в общем, довольно важно для повседневной жизни.
Chen Style wrote:Насколько я знаю, даосизм (особенно до того, как начались на него административные запреты со сжиганием библиотек и уничтожением монастырей) был настолько громаден и могуч...
Это вопрос дефиниций. Если Вам угодно включать в даосизм все, что не является буддизмом и конфуцианством – тоже немаленькие системы, - пожалуйста. Но вообще-то даосизм был народной, крестьянской прежде всего, религией, доктринально очень рыхлой и сравнительно невнятной организационно.
Chen Style wrote:... но вот ни магический, ни потрясающий [divinational] (не знаю, какетобудетпоруски), ни несравненный алхимический (кроме позднего, наверное, начиная с Лю И-Миня?) особо с буддизмом не связывались, насколько я знаю... не говоря уже о временах императора Вэня и герцога Чжоу, не говоря тем более о временах шамана-императора Фу Ши, которые как раз меня интересуют больше, чем все позднейшие события... Кстати, простите заранее, если перевираю имена, я по-русски совершенно не знаю, как они должны выглядеть, передаю наугад.
Магией в древнем Китае было заниматься довольно опасно, за это полагалась смертная казнь даже для аристократов. И занимались ей преимущественно всякие северные народы, не китайцы. При династии Хань, например, когда происходило становление даосизма, было знаменитое дело гуннских колдуний, когда были казнены даже члены императорской семьи. Divinational, или по-русски гадательные, практики существовали задолго до появления даосизма. Вэньди, как и все основатели династии Чжоу, вообще-то даже китайцем не был, не то что даосом. Фу Си фигура легендарная, исторически засвидетельствованная только при Хань. Напомню на всякий случай, что до Хань даосизмом (даоцзяо, который) называли учение Конфуция и его учеников.
Мне кажется, что для Вас даосизм это просто определение для древнекитайской культуры. Ваше право, разумеется, но культура тогда была значительно сложней, чтобы обходится одним термином.
Chen Style wrote:А можно еще пару вопросов:
А что такое гандхарский буддизм?
Вы историк? Востоковед?
А какие китайские романы вы бы посоветовали? (Я только один читала, современный, тот, который нобелевскую премию получил несколько лет назад... [Soul Mountain]... )
Гандхара – область, ограниченная с севера Памиром и с востока Гиндукушем, часть современных Пешавара и Кашмира. Тогда была одним из богатейших и культурнейших мест мира, сейчас скрывает бен Ладена. Когда к власти там пришли кочевники кушаны, жившие до этого у границ Китая, в нынешней провинции Ганьсу, то в Гандхаре начались всякие процессы, которые сейчас называются «гандхарский синтез». Результатом синтеза стали многочисленные школы буддизма, объединяемые позже под общим наименование махаяна. Там буддизм перестал быть местечковой сектой и стал универсалистской мировой религией.
Если честно, то я не очень люблю китайские романы. Порекомендовать, впрочем, могу. Мне более или менее по душе только «Речные заводи», это такой роман монгольских времен, вполне себе даосский. Язык там вэньянь, но сравнительно простой. Английский перевод очень неплох, русский я не читал, но говорят тоже ничего. Современные китайские романы я вовсе не читаю.