AverageMan wrote:Так покажите мне источники которые кардинально протевиречат тому что литовские князья крестились? И что конкретно было забыто? И чему конкретно нет доказательств.
P.S. Может о чем я в курсе. Так смогу помочь
Спрашивали - отвечаем:
Оставим в покое неназванных литовских князей, разберемся с процитированным Вами пассажем В. Антоновича о перипетиях "христианизации" одного из них - Ольгерда: http://litopys.org.ua/anton/ant27.htm
"О крещении в православие самого Ольгерда источники передают разноречивые сведения. По известиям летописей: Быховца и Густинской, он крестился еще до вступления в брак с Марией Ярославной, т. е. в 1318 г.; сведение это подтверждают более или менее отчетливо и другие русские и литовские источники: так, Никоновская летопись, рассказывая о приглашении Ольгерда псковичами на княжение в 1342 году, передает его ответ в следующих словах: «Уже крещен есмь, и христианин есмь, второе креститися не хощу». Стрыйковский сообщает, что он лично видел портрет Ольгерда в замковой Витебской церкви, построенной его женой; конечно, факт этот наводит на мысль, что Ольгерд еще в Витебске был христианином. Неизданный летописец, цитируемый Карамзиным, передает иначе известие о крещении Ольгерда; по его словам, великий князь был крещен и вслед за тем принял схиму непосредственно перед смертью, побуждаемый ревностью к христианству своей жены и ее духовника Давида. Иностранные источники ничего не знают о крещении Ольгерда и даже два из них утверждают, что тело его было сожжено по языческому обряду; последние свидетельства, как более отдаленные по месту и времени своего составления, заслуживают менее доверия, чем сведения литовских и русских летописей; разногласие же последних и неведение иноземцев весьма естественно объясняются политическим тактом, сдержанным и скрытным характером Ольгерда, который, исповедывая христианство, старался придать этому факту частный, негласный характер ввиду сильной еще тогда в Литве языческой партии. Такое, весьма вероятное, объяснение предлагает Коялович относительно рассматриваемого вопроса." (c)
Итак, согласно Антоновичу имеем три противоречащих друг другу версии из первоисточников:
1. Крестился в православие до женитьбы в 1318 г. (Быховца, Густинская)
2. Крестился и принял схиму при смерти (неизданный летописец по цит. Карамзина).
3. Вообще никогда не крестился, умер язычником (западные источники) и похоронен сожжением (Герман Вартберг и Ян Длугош).
Очевидно, что проникновенно пиша о политическом такте, сдержанном и скрытном характере Ольгерда, который, исповедывая христианство, старался придать этому факту частный, негласный характер, историк из трех версий первоисточников выбирает и апологирует первой. Вторую и третью - забывает, после упоминания о них.
Забывает также о спорной достоверности деталей о призвании Ольгерда псковичами из Никоновской летописи - одной из самых позднейших компиляций 16-го века, прошедшей известную редакционную обработку при составлении. А вот как происходила эволюция этого эпизода в более ранних (и поэтому более достоверных) летописях:
1. НовПск лет-ст (ориг. 1330-ых – 1350-ых) - ни слова об этом вообще нет.
2. НовПск лет-мл/Соф ст (коп. не ранее 1441-1445) - "Того же лЂта [1342] предашася плесковици ЛитвЂ, отвергъшеся Новаграда и великаго князя; приведоша собЂ изЛитвы князя Олгерда, Гедиминова сына, с Литвою; а Олександра Всеволодица преже того выпровадили бяху. Олгердъ же повелЂ крестити сына своего, и наркоша имя ему въ святомъ крещении АндрЂи, и посади его въ ПлесковЂ, а самъ поЂха в Литву."
3. Пск.Синод. 1486 (коп. кон. 15 в.) сообщает - "[6849] ... и приведе с собою сына своего АндрЂя, а еще бЂ не крещенъ. … Тогда псковичи много томишася, биюща чоломъ князю Олгерду, хотяще его крестити и на княжение посадити в Поскове. Он же не въсхотЂ, но крести сына своего АндрЂа, и посадиша его псковичи на княжении…".
4. Пск.Арх.1-ый 1481 (деф. коп. конца 16в.) сообщает - "[1341] ... и приведе с собою сына своего АндрЂя, тако бо бяше имя ему молитвеное, а еще бЂ не крещенъ. ... Тогда псковичи много стомишася со княземъ со Ольгердомъ, крестити его хотяще и на княжении посадити во ПосковЂ; он же отречеся крестити и княжения псковъскаго; и окрести сына своего АндрЂя во святЂи Троицы в соборнои церкви...".
5. Пск.Тихон. 1469 (деф. коп. 17в.) сообщает – "[1341] ... и приведе с собою сына своего АндрЂя, тако бо бяше имя ему молитвеное, а еще бЂ не крещенъ. ... Тогда псковичи много стомишася со княземъ со Ольгердомъ, крестити его хотяще и на княжении посадити во ПосковЂ; он же отречеся крестити и княжения псковъскаго; и окрести сына своего АндрЂя во святЂи Троицы в соборнои церкви...".
Как видим в ранних источниках ничего о принятии христианства Ольгердом ранее описываемого события речи нет.
См. также: <A HREF="http://www.lituanus.org/1987/87_4_05.htm">Rasa Mazeika. Was Grand Prince Algirdas A Greek Orthodox Christian? </A>
AverageMan wrote:azaz wrote:AverageMan wrote:То что Литовские князья крестились и в православие (причем по нескольку раз порой) и в католичество не секрет.
Ну вот с тех пор, как они от такой практики отказались и будем говорить об их христианстве, ОК?
От какой практики?
Пардон что задал столько встречных вопросов. Но я честно говоря не вижу к чему вы клоните и не вижу аргументов опровергающих мои утверждения.
От практики перемены веры исходя из политических и иных соображений.
ВКЛ не Париж, т.е. гораздо лучше
![Laughing :lol:](./images/smilies/icon_lol.gif)