f_evgeny wrote:Там вообще-то два пилота и штурман, штурман наверное тоже пилот.
В общем случае - штурманы обязаны проходить пилотажную подготовку. Конечно - в намного меньшем обьеме.
Так было в СССР. Счас не знаю.
Была такая фишка в летных училищах - кто не вписывался по конкурсу на пилотажные специальности, предлагали подавать документы на штурманов - "а потом переучишься". И кстати, совершенно легально штурманов доучивали/переучивали на командиров ВС в Акадимии Гражданской Авиации в Ленинграде(ныне Петербург)
Насчет "непрофессионал" за штурвалом - в некотором смысле сказанное мною несколько ... экспромт.
Конечно, все многозначнее.
В действующем докумете :
Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2008 г. N 108
Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (с изменениями от 27 ноября 2008 г., 23 июня 2009 г.)
...
XIV. Особые случаи в полете
...
нападение на экипаж воздушного судна (пассажиров);
ранение или внезапное ухудшение здоровья члена экипажа воздушного судна (пассажиров);
....
Ранение или внезапное ухудшение здоровья члена экипажа воздушного судна (пассажиров)
14.10. В случае ранения или внезапного ухудшения состояния здоровья члена экипажа воздушного судна принимаются меры по оказанию ему необходимой медицинской помощи, принимается решение в зависимости от обстановки о продолжении или прекращении полета с соответствующим докладом органу ОВД.
14.10.1. По указанию командира воздушного судна обязанности члена летного экипажа, потерявшего работоспособность, выполняет наиболее подготовленный для конкретных функциональных обязанностей член летного экипажа.
14.10.2. При невозможности выполнения командиром воздушного судна своих функциональных обязанностей в связи с ранением или внезапным ухудшением состояния здоровья их выполняет в установленном порядке второй пилот.
Как видно - передача командования идет - 2-й пилот и все.
Насколько я помню, в ведомственных "дополнениях и расширениях" аналогичного советского приказа этот список дополнялся - "штурман, бортинженер"
Причем в ситуации , когда список выходит за пределы 2-го пилота - статус полета однозначно переквалифицируется, как "терпящий бедствие". И именно это изменение статуса налагает дополнительные обязанности на диспетчера (точнее ОВД - орган управления воздушным движением)
Выход из строя всего экипажа - ни разу не имевший место форс-мажор. Но такое все же предусматривалось, например при нападении - применение автоматичекого оружия или взрыв гранаты в кабине.
Поэтому такой вариант ситуации всегда уходил под гриф ДСП.
Общий смысл - спасение людей на борту любой ценой - выравнивание машины, максимально плавное снижение высоты и скорости и "посадка на брюхо" - насколько это возможно сделать безопасно.