Зырянин wrote:а ракеты у частников, можно подумать, сильно в цене дешевле? за счет чего интересно?
зряплаты в частном секторе - повыше; налоги - надо платить; люминиум и чугуниум - для частников дороже стоят.
неоткуда экономии-то взяться.
рокет-сайенс это не айти; чудес не бывает.
Экономия возьмется прежде всего от того, что перед НАСА задача "сделать ракету подешевле" просто не ставится.
Например, НАСовские Atlas V летают с российским двигателем РД-180 в первой ступени. Потому что так проще и так сложилось. РД-180 это монстроидальная 5-тонная махина, которая собирается вручную в Подмосковье в объеме 5-7 штук в год, продается американцам ниже себестоимости, и даже с низкими российскими зарплатами его производство обходится в 16-18 миллионов долларов за штуку.
SpaceX ставит на Falcon 9 (той же грузоподъемности) кластер из 9 компактных двигателей Merlin 1C, которые делаются in-house в сущности на конвейере, объем производства сейчас составляет 100 двигателей в год и в их планы входит развернуть производство до 400 двигателей в год. Как нетрудно понять, при таком подходе себестоимость одного кластера вполне может быть ниже стоимости РД-180. (Во сколько конкретно обходятся двигатели, точно неизвестно, но SpaceX просит 50 миллионов за всю ракету.)