А есть ли у Вас достаточно не смутное представление, чтобы решать кому куда лезть?Privet wrote:Ну, что за топик! То рассказывают о том, что Боинг не может планировать, то про какого-то допплера чудеса рассказывают... Зачем лезть в области, о которых у вас есть смутное представление?vaduz wrote:Нет никакой симметрии из-за допплера... Если чаcтота стабилизирована и известна.Hamster wrote: Пинги вообще не дают возможности решить, на север он полетел или на юг. Система спутник-Земля-самолет обладает зеркальной симметрией относительно плоскости, проходящей через спутник, центр Земли и последнюю известную координату самолета.
Исчезновение 777 в Малайзии
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
-
- Уже с Приветом
- Posts: 11475
- Joined: 20 Nov 2000 10:01
- Location: Escondido, CA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Допплер есть проекция относительной скорости объектов на ось, их соединяющую, правильно?vaduz wrote:Влом, так скажите.Hamster wrote:А если подумать?vaduz wrote:Нет никакой симметрии из-за допплера... Если чаcтота стабилизирована и известна.Hamster wrote: Пинги вообще не дают возможности решить, на север он полетел или на юг. Система спутник-Земля-самолет обладает зеркальной симметрией относительно плоскости, проходящей через спутник, центр Земли и последнюю известную координату самолета.
Если ось от спутника к самолету назвать "x", то допплер дает скорость по x, но ничего не говорит про y и z. Что в общем случае от трехмерного пространства возможных скоростей оставляет двухмерное (с определенной скоростью по x и неизвестными по y и z).
Предположение о том, что самолет летит на постоянной высоте от земли, оставляет пересечение этого двухмерного пространства и пространства касательных к поверхности - одномерную кривую возможных векторов, симметричную относительно плоскости через спутник, самолет и центр земли.
В некоторых случаях (физически ограниченная сверху скорость самолета и спутник, очень быстро движущийся относительно Земли, например, на низкой орбите) часть кривой можно будет отвергнуть. Здесь не тот случай - у нас спутник на геостационарной орбите с малым углом наклона орбиты к оси.
Протоукр
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Честно говоря, я считал, что собственные движения спутника учитывались, потому как скорость спутника по направлению север/юг достигала 1/3 скорости самолета, около 60-80 метров в секунду. А это уже достаточно сильное нарушение симметрии.Hamster wrote:В некоторых случаях (физически ограниченная сверху скорость самолета и спутник, очень быстро движущийся относительно Земли, например, на низкой орбите) часть кривой можно будет отвергнуть. Здесь не тот случай - у нас спутник на геостационарной орбите с малым углом наклона орбиты к оси.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 11475
- Joined: 20 Nov 2000 10:01
- Location: Escondido, CA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Эти 60-80 м/с нужно умножить на косинус угла между направлением север-юг и направлением на самолет, который не превышал 0.1.vaduz wrote:Честно говоря, я считал, что собственные движения спутника учитывались, потому как скорость спутника по направлению север/юг достигала 1/3 скорости самолета, около 60-80 метров в секунду. А это уже достаточно сильное нарушение симметрии.Hamster wrote:В некоторых случаях (физически ограниченная сверху скорость самолета и спутник, очень быстро движущийся относительно Земли, например, на низкой орбите) часть кривой можно будет отвергнуть. Здесь не тот случай - у нас спутник на геостационарной орбите с малым углом наклона орбиты к оси.
Протоукр
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Неважно, на что умножать, главное, что относительная скорость самолета для разных направлений полета отличалась бы в два раза.Hamster wrote: Эти 60-80 м/с нужно умножить на косинус угла между направлением север-юг и направлением на самолет, который не превышал 0.1.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 11475
- Joined: 20 Nov 2000 10:01
- Location: Escondido, CA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Вся скорость - может быть, и в два. Проекция на ось, соединяющую спутник с самолетом - нет. Компонента скорости поперек оси на Допплер не влияет. Если взять предельный случай (спутник, с точки зрения самолета, висит над горизонтом точно на север от самолета и летит на север с максимальной скоростью), абсолютная скорость спутника 80 м/с, помноженная на косинус - 12 м/с, скорость самолета 450 узлов = 230 м/с, проекция на ось от -230 до +230, в зависимости от направления.vaduz wrote:Неважно, на что умножать, главное, что относительная скорость самолета для разных направлений полета отличалась бы в два раза.Hamster wrote: Эти 60-80 м/с нужно умножить на косинус угла между направлением север-юг и направлением на самолет, который не превышал 0.1.
Протоукр
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Скорость самолета на косинус не забудьте умножить, ибо нас волнует только проекция скорости на ось, соединяющую спутник с самолетом.Hamster wrote:Вся скорость - может быть, и в два. Проекция на ось, соединяющую спутник с самолетом - нет. Компонента скорости поперек оси на Допплер не влияет. Если взять предельный случай (спутник, с точки зрения самолета, висит над горизонтом точно на север от самолета и летит на север с максимальной скоростью), абсолютная скорость спутника 80 м/с, помноженная на косинус - 12 м/с, скорость самолета 450 узлов = 230 м/с, проекция на ось от -230 до +230, в зависимости от направления.vaduz wrote:Неважно, на что умножать, главное, что относительная скорость самолета для разных направлений полета отличалась бы в два раза.Hamster wrote: Эти 60-80 м/с нужно умножить на косинус угла между направлением север-юг и направлением на самолет, который не превышал 0.1.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 11475
- Joined: 20 Nov 2000 10:01
- Location: Escondido, CA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Если спутник с точки зрения самолета висит над горизонтом (ось спутник-самолет проходит по касательной к поверхности Земли), то этот косинус равен единице.vaduz wrote:Скорость самолета на косинус не забудьте умножить, ибо нас волнует только проекция скорости на ось, соединяющую спутник с самолетом.Hamster wrote:Вся скорость - может быть, и в два. Проекция на ось, соединяющую спутник с самолетом - нет. Компонента скорости поперек оси на Допплер не влияет. Если взять предельный случай (спутник, с точки зрения самолета, висит над горизонтом точно на север от самолета и летит на север с максимальной скоростью), абсолютная скорость спутника 80 м/с, помноженная на косинус - 12 м/с, скорость самолета 450 узлов = 230 м/с, проекция на ось от -230 до +230, в зависимости от направления.vaduz wrote:Неважно, на что умножать, главное, что относительная скорость самолета для разных направлений полета отличалась бы в два раза.Hamster wrote: Эти 60-80 м/с нужно умножить на косинус угла между направлением север-юг и направлением на самолет, который не превышал 0.1.
Протоукр
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
У вас самолет на северном полюсе, что ли?Hamster wrote:Если спутник с точки зрения самолета висит над горизонтом (ось спутник-самолет проходит по касательной к поверхности Земли), то этот косинус равен единице.vaduz wrote:Скорость самолета на косинус не забудьте умножить, ибо нас волнует только проекция скорости на ось, соединяющую спутник с самолетом.Hamster wrote:Вся скорость - может быть, и в два. Проекция на ось, соединяющую спутник с самолетом - нет. Компонента скорости поперек оси на Допплер не влияет. Если взять предельный случай (спутник, с точки зрения самолета, висит над горизонтом точно на север от самолета и летит на север с максимальной скоростью), абсолютная скорость спутника 80 м/с, помноженная на косинус - 12 м/с, скорость самолета 450 узлов = 230 м/с, проекция на ось от -230 до +230, в зависимости от направления.vaduz wrote:Неважно, на что умножать, главное, что относительная скорость самолета для разных направлений полета отличалась бы в два раза.Hamster wrote: Эти 60-80 м/с нужно умножить на косинус угла между направлением север-юг и направлением на самолет, который не превышал 0.1.
Для самолета спутник почти в зените.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Почему по касательной? Он же чуть ли не в зeните насколько я помню из карты.Hamster wrote:Если спутник с точки зрения самолета висит над горизонтом (ось спутник-самолет проходит по касательной к поверхности Земли), то этот косинус равен единице.vaduz wrote: Скорость самолета на косинус не забудьте умножить, ибо нас волнует только проекция скорости на ось, соединяющую спутник с самолетом.
А если и по касательной, тогда угол все равно около 90 градусов, ну никак косинус не 1.
Около 1 он будет, если самолет под спутником и летит в центр Земли. Или по линии запад/восток, если спутник над горизонтом.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
А, вот же карта.
Самолет летал в диапазонах положения спутника над горизонтом в 40-55 градусов.

Самолет летал в диапазонах положения спутника над горизонтом в 40-55 градусов.

-
- Уже с Приветом
- Posts: 11475
- Joined: 20 Nov 2000 10:01
- Location: Escondido, CA
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
[quote="Hamster"]Вот. Что дает косинус в 0.65-0.75.[/ъуоте]
Вы запутались в углах и стереометрии.
Для простоты, начальные условия: векторы скоростей самолета и спутника параллельны (ось z, центр земли - северный полюс), расстояние между ними ~40 тыс км, в начальный момент времени прямая, соединяющая самолет и спутник перпендикулярна векторы скорости. Косинус равен твердому 0 в начальный момент.
Теперь, рассмотрите косинус через небольшое время, когда кривизной земли и орбиты все еще можно пренебречь. Косинус, т.е. проекция суммы скоростей (она же сумма проекций скоростей) , будет небольшой, но отличаться она будет ровно в два раза, в зависимости от того, летят в одну стороны или в противоположные.
Если взять еще проще, скорость самолета и спутника одинаковы, то при полете в одну сторону допплер не появится, а в разные - появится.
Вы запутались в углах и стереометрии.
Для простоты, начальные условия: векторы скоростей самолета и спутника параллельны (ось z, центр земли - северный полюс), расстояние между ними ~40 тыс км, в начальный момент времени прямая, соединяющая самолет и спутник перпендикулярна векторы скорости. Косинус равен твердому 0 в начальный момент.
Теперь, рассмотрите косинус через небольшое время, когда кривизной земли и орбиты все еще можно пренебречь. Косинус, т.е. проекция суммы скоростей (она же сумма проекций скоростей) , будет небольшой, но отличаться она будет ровно в два раза, в зависимости от того, летят в одну стороны или в противоположные.
Если взять еще проще, скорость самолета и спутника одинаковы, то при полете в одну сторону допплер не появится, а в разные - появится.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 11475
- Joined: 20 Nov 2000 10:01
- Location: Escondido, CA
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Это так, но к нашему случаю это отношения не имеет. В момент "last radar contact" мы имеем спутник на высоте 48 градусов над горизонтом. Проекция скорости спутника, как посчитано выше, не больше 12 м/с. (В реальности намного меньше, но возьмем 12.) Если самолет из этой точки полетит прямо в сторону спутника, его скорость даст проекцию в 230 * cos(48) = 154 м/с. Если мы знаем, что спутник намерял Допплер, скажем, в +50 м/с, при скорости самолета относительно земли 230 у нас есть два возможных курса, которые дадут это значение. Один на юго-запад, другой на северо-запад.vaduz wrote:Вы запутались в углах и стереометрии.
Для простоты, начальные условия: векторы скоростей самолета и спутника параллельны (ось z, центр земли - северный полюс), расстояние между ними ~40 тыс км, в начальный момент времени прямая, соединяющая самолет и спутник перпендикулярна векторы скорости. Косинус равен твердому 0 в начальный момент.
Теперь, рассмотрите косинус через небольшое время, когда кривизной земли и орбиты все еще можно пренебречь. Косинус, т.е. проекция суммы скоростей (она же сумма проекций скоростей) , будет небольшой, но отличаться она будет ровно в два раза, в зависимости от того, летят в одну стороны или в противоположные.
Если взять еще проще, скорость самолета и спутника одинаковы, то при полете в одну сторону допплер не появится, а в разные - появится.
Протоукр
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Исчезновение 777 в Малайзии
Мы пока рассматривали отсутствие симметрии направления север-юг при наличии собственной скорости спутника.Hamster wrote: Это так, но к нашему случаю это отношения не имеет. В момент "last radar contact" мы имеем спутник на высоте 48 градусов над горизонтом. Проекция скорости спутника, как посчитано выше, не больше 12 м/с. (В реальности намного меньше, но возьмем 12.) Если самолет из этой точки полетит прямо в сторону спутника, его скорость даст проекцию в 230 * cos(48) = 154 м/с. Если мы знаем, что спутник намерял Допплер, скажем, в +50 м/с, при скорости самолета относительно земли 230 у нас есть два возможных курса, которые дадут это значение. Один на юго-запад, другой на северо-запад.
Что до случая, когда скорости не параллельны, то направлений действительно два, но симметрии опять же нет, поскольку скорость самолета тогда должна быть разной для разных направлений.
Поскольку у спутника скорость знакопеременна для разных отсчетов, и логично предположить, что самолет более-менее не менял курса, то куда самолет летел понять можно. Иначе выходит, что самолет менял скорость по сложной программе, чтобы "подогнать" допплер под график.