olg2002 wrote:Вот именно из-за возможности таких аргументов я и посчитал нужным прокомментировать цитируемый принцип.
Раз свойства системы невыводимы из свойств частей, значит для объяснения того, как функционируют объекты материального мира на более высоком уровне организации нам приходится привлекать идеальный мир, поскольку все объективные сущности остались на низком уровни организации, а их, согласно принципа, не хватает.
Тогда свойства человеческого сознания невыводимы из биологических свойств органов (мозга в частности), потому что есть душа. Свойства клеток невыводимы из свойств органических молекул, потому что за каждой клеткой стоит идеальный объект, который единственно придает ей целостность и свойства.
Что же получается:
1) Одни признают сложность системы и понимают, что для непротиворечивого ее описания им не хватает компонент. Наличие сложных, “неизвестных” компонент предполагается в системе.
2) Другие начинают закрывать глаза на сложность системы, предлагая заведомо упрощенные модели (эволюция, материализм). Сначала просто предлагают, а с течением времени уже начинают верить (!), что их модели есть полное описание системы. И таким образом, вторые сами становятся еще большими идеалистами, чем первые, но уже со знаком минус (потому что верят в заведомо упрощенное и следовательно неверное)!
Все сдвигается со своих мест из-за того, что начальная постановка задачи становится неверной, потому что все "непонятное" не маркируется, как непонятное, а отбрасывается.
Как результат - первые и вторые могут смотреть на один и тот же мир и видеть совершенно разные картины.
olg2002 wrote:И свойства молекул не выводимы из свойств атомов, потому что и они не обходятся без скрепляющей силы "идеальной души" молекулы.
По поводу наличия “идеальной души молекулы”– тут можно делать много предположений, но имеет ли смысл? Например, в компьютере есть твердый диск со многими секторами, которые содержат информацию – а ведь нет специальной головки для чтения каждого сектора, однако одна головка может «посещает» каждый сектор для чтения-записи и делает это довольно быстро. Так возможно и одна единственная душа взаимодействует с каждой клеткой организма. Судить о каких-то конкретных видах взаимодействия я считаю бессмысленным – гораздо важнее понимать принцип.
olg2002 wrote:Разумеется, все встает на свои места, если не делать из принципа системности логически неверного вывода о несводимости функционирования системы к совокупному функционированию ее составных частей
А как вам следующая иллюстрация с человеком, который смотрит на картину и видит главное - мысль художника. А тот, кто анализирует краски, перечисляет предметы на картине - главного сказать о картине не может.
Почитайте внимательно:
Феофан Затворник wrote:Как рассматривающий картину, когда расскажет краски, перечислит члены, опишет их положение и сочетание, еще ничего не скажет о картине, потому что не объясняет главного, - того, что выражает картина: так и тот, кто, рассматривая твари, явления и происшествия в мире, когда узнает, как все есть, а именно: в вещах – состав сил и стихий, в происшествиях – сочетание причин и производство их со следствиями, еще не знает ни вещей, ни явлений, пока не скажет, какая мысль Божия кроется в тех и других, что они выражают собою, какое их вечное значение.
olg2002 wrote:(неужели и над экономическими системами витает дух Божий, и без него остановятся денежные потоки, и не сдвинутся рабочие и не шевельнутся капиталисты?)
По поводу экономических систем. К ним можно применять математический аппарат, описывать их модели на бумаге - т.е. свести дело к чистой математике - но все это для случая идеальных, или можно сказать, мертвых систем - моделей. Но! В реальности, экономические системы не живут сами по себе. Они, как цветок, требуют за собою ухода и вмешательства человека, составной и главной части этих экономических систем. Начальных условий слишком много и человек не в силе их просчитать, поэтому возможны кризисы, где уже требуется прямое вмешательство человека для их преодоления. Система сама себе помочь не может. Требуется вмешательство человека, который способен, оперируя известными ему закономерностями, наладить более-менее сбалансированную систему, которая будет до некоторых пределов сама себя регулировать.
В пределе - Дух Божий – это источник Жизни, поэтому без него все просто умрут и соответственно не будет никаких денежных потоков, не сдвинутся рабочие, не шевельнутся капиталисты.