Angry wrote:А как же классический принцип западной философии о единстве и борьбе противоположностей? Если следовать ему, Россия сверхустойчива
Принцип диалектики говорит немножко о другом - о том, что тезис и антитезис должны объединиться в некоем синтезе. То есть они не абсолютно друг друга отрицающие, а имеющие основания для некоего единства.
В мире же основным объединяющим принципом для любой страны является не этнический, не религиозный, а цивилизационный. И самое плохое для любой страны наступает тогда, когда в результате бездумной завоевательной политики в стране начинают сосуществовать элементы взаимно несовместимых цивилизаций. Так было не только в случае России - Англия и Франция также обладали огромными колониями. Но у них хватило ума на то, чтобы вовремя от них избавиться (и сейчас тогдашних руководителей уже никто не обвиняет в "отсутствии патриотизма" и проч. фобиях).
В России (Московии) же ситуация была довольна стабильна во время 250 лет татаро-монгольского ига, как ни странно. Хороший ли там был принцип государственного устройства (заложенный Андреем Боголюбским и позднее А. Невским) или плохой, но он был более или менее однородным на всей Северо-Восточной Руси. А сложности начались тогда, когда Москва стала присоединять цивилизационно чуждые ей элементы (начиная с того же Новгорода и кончая Чечней). Тогда и была заложена под страну мина, которая периодически взрывалась в истории и вызывала катаклизмы как времен Ивана Грозного, так и Смутного Времени, Петра Первого, 1917 года, елицинского правления и проч. Соединение несовместимых начал осуществлялось исключительно насильственным путем (а ля Сталин, Петр Первый), и как только насилие ослаблялось и появлялась хоть какая-то свобода, центробежные элементы тут же давали о себе знать. После этого все повторялось опять по кругу.
"America is the greatest, freest, and most decent society in existence. It is an oasis of goodness in a desert of cynicism and barbarism." (Dinesh D'Souza. What's so great about America).