Я сделал небольшую подборку по катастрофе. В первой части выдержки из художественных романов Виктора Конецкого, основанных на его личных впечатлениях о трагедии. Прошу учесть, что ето не официальные факты, а только его личные впечатления. Однако, в его словах много истины....
Далее приведу пару выдержек из более-менее официальных ссылок, которые удалось найти в интернете.
Возможно для тех, кого трагедия коснулась лично, некоторые выдержки вызовут боль. Прошу прощение заранее за ето. Ето наша общая боль, но знать правду надо и попытка разобраться в етой катастрофе необходима.
______________________________________________________
Роман "За доброй надеждой", повесть "Ледовые брызги". 1983 г.
Я окончательно сдал рукопись повести "Третий лишний" в журнал "Звезда" 17 февраля 1982 года.
На следующий день в газетах было напечатано сообщение Министерства морского флота СССР: "Советский контейнеровоз "Механик Тарасов", следующий из канадского порта Квебек в Ленинград, затонул в районе Ньюфаунленда, попав в зону сильнейшего шторма. Спасательные работы, которые ведутся в етой зоне, крайне затрунительны из-за продолжающего урагана. Имеют человеческие жертвы".
Я знал кое-кого из погибших.
Море и не думает поднимать руки перед человеком и сдаваться. Оно остается самим сабой.
Зимой в Северной Атлантике.....
"ЗСА" - такие буквы наносятся на борта всех судов мира возле той черты судовой марки, до которой можно загружать судно, направляющееся зимой в Северную Атлантику. Вот какая особая ета Атлантика. Я видел ее зимой. И я знаю, как было страшно на "Механике Тарасове", когда он начал заваливаться в смертельный крен. Среди хаоса громадных волн, во тьме и облаках водяной пыли, которую ураганный ветер срывает с волн; в грохоте и вое; в восьмиградусный мороз, когда вода на человеке в лед почти мнгновенно на шторомовом ветру. Никакой спасательный жилет не спасет от етого холода. Даже в спасательном плотике человек проживет очень короткое, отщитываемое минутами время. А о спуске вельботов при аварийном крене в такую погоду не может быть и речи.
Я один сейчас. Я печатаю ети слова, и мне кажется кощунством делать ето, ибо я сижу в тепле и свете, среди любимых книг, а в тот момент, когда погибали в Северной Атлантике мои товарищи, я проклинал свою ужасную жизнь, потому что в кухне протек потолок и надо было подставлять тазы и ведра под капель....
И все таки я опубликую повесть о моряках и море. Так надо, хотя огромность писательской ответственности с новой силой и тяжестью гнетет душу.
..................
03 Марта 1982 года.
Сейчас вернулся с похорон погибших на "Механике Тарасове".
Насколько слов о заграничном похоронном бизнесе. Тела привезли в Ленинград из Канады самолетом, 28 человек. Согласно международным правилам, трупы транспортируются в специальных воздухо-непроницаемых гробах. Так как заказчиком выступал Советский Союз, то канадские похоронные фирмы упаковали наших покойников в самые дорогие двойные гробы. Внутренний гроб металлический, в который впаяно стекло. Под етим стеклом человека видно до пояса. Етот гроб вставляется внутрь деревянного. А деревянный имеет верхную крышку на петлях. Если ету крышку откинуть, Вы увидите под стеклом покойного. Похоронный сервис за границей включает в себя и щательный грим покойного.
Я, привыкший видеть утопленников обычно в скрюченном состоянии, в кровоподтеках, в соляре и мазуте, был потрясен на гражданской панихиде во Дворце моряков зрелищем етих нарумяненных, молодых, совершенно живых лиц. Да еще забыл, что среди погибших есть женщины. И когда подошел к первой из них и увидел под стеклом девичье лицо, и мать-старуху, которая билась в ето стекло, то почувствовал себя плохо, обходить дальше гробы не стал и уехал домой.
1986—март-август 2000 “Последний рейс”
Было что-то символическое в том, что к погибающему “Механику Тарасову” первыми на помощь бросились БМРТ-559 “Толбачик” и БМРТ-244 “Иван Дворский”. Профессионалы знают, что высота борта таких судов чрезвычайно затрудняет возможность поднять с воды оказавшихся в море людей. Мне приятно было узнать, хотя слово “приятно” здесь, конечно, не к месту, что реальную помощь погибающим оказали и датские рыбаки с СРТ “Сицурфари”.
Все пороки, что завелись на суше, перешли и на море. А оно долго сопротивлялось. И сама стихия, и необходимость дисциплинированности, знания профессии диктовали морякам десятилетиями сохранять определенную нравственность, рабочую и просто человеческую честность. Море требует правды, и ничего кроме правды.
Если врешь сам себе — ты погиб, и твой экипаж погиб.
_________________________________________________
Телеграммы скорби и соболезнования
На имя Леонида Ильича Брежнева поступила телеграмма от генерал-губернатора Канады Эварда Шрайера, в которой он от имени всех канадцев выражает глубокую скорбь в связи с трагической гибелью членов экипажа советского судна "Механик Тарасов" и просит передать искренние соболезнования и глубокое сочувствие женам, детям и семьям погибших.
В телеграмме сообщается, что в результате сильных штормов в течение последних нескольких дней безвременно погибли также многие канадские моряки. Поэтому, говорится далее в телеграмме, мы самым искренним образом разделяем вместе с вами эту трагедию.
В ответной телеграмме Л.И.Брежнева Э.Шрайеру говорится:
Благодарю Вас за соболезнование, направленное Вами от имени канадского народа в связи с трагической гибелью членов экипажа советского судна "Механик Тарасов",
Со своей стороны разделяю скорбь канадцев по поводу гибели канадских моряков и выражаю искреннее сочувствие семьям погибших. (ТАСС).
("Московский комсомолец" 25 февраля 1982 года)
Гибель советского судна
16 февраля советское грузовое судно "Механик Тарасов" на пути из Канады в СССР затонуло в 240 морских милях от Ново Земли. Из 37 членов экипажа спасли пятерых.
Эта катастрофа имела неожиданные последствия: канадский министр охраны окружающей среды в своем выступлении в Палате общин заявил, что советское судно должно было везти из Канады в СССР уран, предназначенный для обогащения. К счастью, по техническим причинам радиоактивное сырье было погружено на другое судно. Но сам факт существования подобных перевозок вызвал бурю в канадской Палате общин, - как из-за возможных последствий, так и из-за существования торговли радиоактивным сырьем между Канадой и другими странами при посредстве СССР...
__________________________________________________
Добавлю от себя.Даже через 22 года после трагедии есть огромное количество вопросов, на которые пока не ясны ответы.
Почему в официальных документах указывается, что судно шло из Канады в Ленинград (СССР), а в опубликованных в интернете историях катастроф судно (смотри здесь:
http://www.nvkz.kuzbass.net/sepsv/wreck ... rasov.html) шло в Гамбург?
Почему в советских официальных документах нет ссылок на то, что был получен СОС с нефтяной вышки, на помощь которой развернулось судно?
Кто действительно спас 5 человек живых - достал погибших? Российские траулеры или датское судно?
Конецкий говорит о 28 телах, но погибших было 32, т.е. 5 тел найдено не было. Значит у автора топика есть совершенно обоснованные мысли о том, что ее отец был в числе етих 5-и и, возможно, погиб еще до катастрофы?
где найто списки погибших и, главное, выживших?
Вопросов много. Пока на них не нет ответов.