Давайте назовём 5 основных функций вертолётов противолодочных кораблей (фрегатов).
Попробую продолжить тему и попытаюсь ответить на поставленный мною же вопрос.
Вертолёт,являющийся частью вооружения корабля,способен выполнять необходимые для боевого предназначения корабля функции которыми являются:
1.Разведка (в том числе ледовая при необходимости) и связь( ретрансляция).
2.Противолодочные мероприятия ,включающие обнаружение ,слежение и при необходимости уничтожение ПЛ.
3. Транспортные работы по доставке на борт людей и различного вида вооружения и имущества для поддержания в повышенных степенях БГ корабля.
4. Функции по проведению противодиверсионных мероприятий,а также выполнение действий по поисковой и аварийно-спасательный службе.
5.Разминирование водного района или прибрежной зоны.Особенно важно при эскорте конвоев или перед высадкой десанта.
На пункте пять,стоит остановиться подробней. Ибо использование вертолётов для разминирования,является сегодня приоритетным. А при разминировании мелководья,наверное основным.
При желании интересующихся военной темой вообще,а аспектами военно-морского флота(сил),в частности,мы можем продолжить объёмную тему постановки минных полей и разминирование водной акватории.
Пока,что обсудим узкую тему:роль авиации в разминировании.
Когда то, проходя классы при МТО флота и посещая в составе группы "студентов от ВВС",минно-торпедный арсенал на Инженерной пристани в Севастополе,я обратил внимание на минный трал очень похожий на катер с подводными крыльями, так знакомого всем по фильму " Бриллиантовая рука".
Имеется ввиду катер по 343 "Волга".
Упомянутый трал был естественно без пассажирских кресел,органов управления и винта.Служащие арсенала,в тот день проводили на трале регламентные работы Поэтому мне удалось увидеть,что на нем был смонтирован какой то агрегат,который при ближайшем рассмотрении,оказался очень похож на турбовальный ТВ2-117А от МИ-8.
Судя по тому,что трал хранился с внешней стороны територии части,секретным,изделие, явно не было.
Работать трал должен был так:
Перед предполагаемым боевым тралением,изделие загружалось на палубу тральщика или другого корабля.
После прибытия в водный район,необходимый для разминирования,после разведки и необходимости работы бесконтактным методом,трал спускался на воду,поднимался вертолёт,запускалась турбина установленная на изделии,вертолётом принимался буксировочный конец и... С определённой скоростью (выхода трала на редан и крылья) производилось траление мин с аккустической и электромагнитной взрывной чувствительностью. Турбина на трале обеспечивала имитацию прохождения корабля..Немного позднее узнал,что марка трала была ВНТ-2 (вертолетный неконтактный трал).
Попытки использовать авиацию для разминирования акватории, в России/СССР, предпринимались давно.Самолётами, с воздуха,находились минные поля,производилось бомбометание для их детонации . Но совершенствовалось минное дело. Появились якорные мины,которые ставили на определённой глубине. От контактных взрывателей,перешли к более сложным аккустическим, электромагнитным,смешанным. Со срабатыванием под >N+1 проходившим сверху корпусом.
Мины стали взрываться под тральщиками.Даже деревянными или пластиковыми. Появились оптические взрыватели.
Буксировка тралов за самолётами была неудачной идеей. Хотя попытки такие были. Появившийся в начале 50-х годов вертолёт ВМФ КА-15,был очень ненадёжным и слабым по мощности двигателя. Даже противолодочную задачу КА-15 выполнял с трудом. Низкая грузоподъёмность (350 кг) и малый боевой радиус,не позволяли вертолёту нести запас буёв и торпеду с бомбами. Да и времени для надёжного контакта,у лодки не было.
Лишь с появлением КА-25,появилась возможность ,выполнять все перечисленные задачи.
Впервые боевое траление с применением вертолётов ,в СССР было осуществлено при разминировании Суэцкого канала в 1974 году.Сама операция разминирования,может быть обсуждена в теме об истории.Здесь же упомяну только о военно-технической стороне вопроса.
Буксировать тралы планировали тремя типами вертолетов: КА-25 ( тремя модификациями),МИ-8 и МИ-14. Наиболее эффективно себя показали КА-25бшз и МИ-8бт.
Применяли два вида тралов:контактный ВКТ-1 и шнуровой заряд БШЗ.
Думаю,что именно тогда и там,моряки ВМФ СССР,увидели эффективность работы американских вертолетных неконтактных тралов.Именно по образцу и подобию трала Mk105, был сконструирован ВНТ-2.
Вот так выглядел Mk105 и его буксировка вертолетом.
Тема траления весьма обширна.Постараюсь ответить на вопросы