Подросток и чтение книг

Радости и заботы.
Osen'
Уже с Приветом
Posts: 10080
Joined: 08 Oct 2003 15:34
Location: Volgograd -> TX -> NJ ->PA

Re: Подросток и чтение книг

Post by Osen' »

http://petranovskaya.ru/article2
Я некоторое время назад в одном выступлении сказала, что 90% всего того, чему учит школа, в жизни не нужно. В ответ была волна праведного гнева, в основном от педагогов. Мол, как же так, знания важны и нужны, и знать нужно больше и лучше. «Коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (В. И. Ленин). Это в нашем детстве на каждой школьной стене было написано, в мозг впечаталось.
Но давайте серьезно. Какой процент школьной программы остается в голове хорошего ученика, но не фаната предмета, в ситуации без отягчающих обстоятельств (сложности с обучением, конфликт с учителем и т. п.)? Буду показывать на себе, я не суеверная. У меня как раз есть такой пример, можно сказать, чистой слезы — мои отношения со школьной химией. Будучи в общем и целом почти отличницей, химию я не любила и не понимала (не знаю почему, ни с физикой, ни с математикой такого не было). При этом учительница наша Анна Сергеевна была просто чудо, ее обожали все как один: очень добрая, деликатная, с юмором и всегда была рада нас всех видеть, что бы там у нас ни было с химией. Кто хотел — мог взять у нее все, ее ученики выигрывали олимпиады и поступали в самые крутые вузы. Я даже с удовольствием ходила на кружок по химии, чтобы пообщаться с ней и с ребятами, хотя мало что соображала. На выпускном экзамене я намертво зависла на простейшей лабораторке (спасибо, помогли), а цикл производства серной кислоты я рассказала, потому что выучила — память хорошая.
Что я сейчас, через 30 с лишним лет, помню и знаю из химии? Про таблицу Менделеева в целом понимаю, как устроена и почему это круто. Про молекулы-валентности. До этого места мне химия вообще нравилась, потому что была по сути физикой. Дальше более смутно. Про то, что есть кислоты, щелочи и соли, а еще оксиды. Про разницу между органикой и неорганикой — в общих чертах. И что-то про растворы, моль и число Авогадро, но, если гляну в Википедию, быстро разберусь. Понимаю в целом, как действуют мыло и разрыхлитель теста и почему яйцо варится. Как-то так. Конечно, никакой ЕГЭ по химии я бы даже на два не написала и детям с домашними заданиями помочь никогда не могла.
Сейчас я понимаю, что это очень неплохой результат. И Анна Сергеевна была действительно прекрасным учителем, который сумел не любящему предмет ученику дать общее представление и разъяснить главные мысли. Но. Если честно, какой это процент программы (не по значимости, по часам и объему текста в учебниках)? Мне кажется, 10 и есть. Сколько реально времени нужно, чтобы донести эти знания для среднего ученика? Моя оценка — максимум 20–30 часов. Это так, чтобы точно понял, чтобы запомнил на всю жизнь и даже что-то успел применить на практике. Абсолютно достаточно.
Тогда у меня вопрос: зачем было все остальное? Зачем было 4 года по два урока в неделю (это в 8–10 раз больше)? Цикл производства серной кислоты зачем был? Зачем были сотни задач и превращений, от одного вида которых меня начинало мутить? Зачем была нервотрепка и бессонные ночи перед экзаменом, и впихивание в свою голову «через не могу» остальных 90%?
С другой стороны, мне в обычной жизни хотелось бы понимать про химию больше, чем только про мыло и разрыхлитель теста. Например, практикум по выведению пятен подручными средствами был бы интересен. Или рассказ о том, что происходит при приготовлении и усвоении пищи — с точки зрения химии. Или про то, что и как действует на организм человека и на окружающую среду, какие-то основы фармацевтики и экологии. И пусть бы даже в процессе рассказа формулы появились на доске, но их не требовалось бы заучивать и воспроизводить на контрольных. Вот за такую химию я была бы очень благодарна. Она не осталась бы у меня в памяти вызывающим оцепенение комом, из которого торчат куски непонятных формул и только внутри где-то есть суть и смысл. И пожалуй, еще часов пятьдесят я бы на такое накинула.
Поэтому, если мы говорим про знания, хорошо бы школа учила не многому о многом, а главному о главном. Но этому действительно учила каждого, любыми доступными способами. В лицах, на пальцах — как угодно, но основные вещи должны ясно понимать все. Не просто знать, а уметь объяснить и доказать другому, уметь применить не в решении задач на экзамене, а в реальной жизни: рассчитать размер, прикинуть количество, сопоставить и проверить факты, составить внятную инструкцию. При этом множество освободившихся часов можно будет потратить на то, что данному человеку действительно интересно и о чем он хочет знать больше. Еще останется время, чтобы узнать что-то не о предметах, а о себе. Да, это несовместимо с классно-урочной системой, созданной в 17-м веке. И несовместимо с квалификацией большинства сегодняшних педагогов, от которых только один запрос: заберите у детей гаджеты и объясните им, что они должны сидеть смирно и слушать нас. А мы будем делать только то, что умеем и привыкли.
User avatar
JN
Уже с Приветом
Posts: 46012
Joined: 12 Jun 2005 17:45
Location: Tallinn-> SF--> London--> LA--> SFBA

Re: Подросток и чтение книг

Post by JN »

Не хочу спорить с госпожой Петрановской, но боюсь, что освободившиеся часы будут потрачены на какую нибудь совсем уж полную фигню. Делать поправки на современные реалии нужно, но совсем уж отметать классику , не стоит. Имхо
"Я уезжаю навсегда, и вообще все всегда уезжают навсегда. Вернуться невозможно - вместо нас всегда возвращается кто-то другой..."
Osen'
Уже с Приветом
Posts: 10080
Joined: 08 Oct 2003 15:34
Location: Volgograd -> TX -> NJ ->PA

Re: Подросток и чтение книг

Post by Osen' »

Komissar wrote: 29 Jun 2021 00:20 жить-то может и будут 100-120 лет, а вот деменция наступит в 75 - и радуй своим дебилизмом детей еще 45 лет.
Прогнозы сейчас говорят о том, что дети, рожденные в новом веке, после 2000 года, с большой вероятностью будут жить 100-120 лет, если ничего не случится катастрофического. А вы им выносите мозг из-за контрольной по химии.
Ой, от Альцгеймера уже патентуют лекарства. Кто там на днях, Biogen получил FDA approval?
User avatar
Komissar
Уже с Приветом
Posts: 64875
Joined: 12 Jul 2002 16:38
Location: г.Москва, ул. Б. Лубянка, д.2

Re: Подросток и чтение книг

Post by Komissar »

тетка не осилила основы химии, вот и катит бочку
Osen'
Уже с Приветом
Posts: 10080
Joined: 08 Oct 2003 15:34
Location: Volgograd -> TX -> NJ ->PA

Re: Подросток и чтение книг

Post by Osen' »

JN wrote: 29 Jun 2021 00:58 Не хочу спорить с госпожой Петрановской, но боюсь, что освободившиеся часы будут потрачены на какую нибудь совсем уж полную фигню. Делать поправки на современные реалии нужно, но совсем уж отметать классику , не стоит. Имхо
О, у Петрановской есть прекрасная лекция на эту тему. :D Почему дети (да и взрослые тоже) убегают в гаджеты, бездумно скроллируют ленты в соцсетях, тупят в интернете и т.д. Мир так быстро меняется, мы взрослые чувствуем себя неуверенно в этом мире, мы не знаем как там будет дальше и как к этому подготовиться получше, и как к этому подготовить детей. Все что делает ребенок, нам кажется недостаточным. "Мама ничего не заставляет, но постоянно чего-то хочет" :mrgreen: . Наши требования, ожидания, проекции на детей избыточны и зачастую противоречивы. Дети убегают в гаджеты потому что нет выхода, нет стратегии, ты никогда не будешь достаточно хорош, от тебя никогда не отстанут.

User avatar
Komissar
Уже с Приветом
Posts: 64875
Joined: 12 Jul 2002 16:38
Location: г.Москва, ул. Б. Лубянка, д.2

Re: Подросток и чтение книг

Post by Komissar »

дети убегают в гаджеты точно так же, как ровесники Петрановской убегали в алкоголь и карты. Хорошо хоть не в кокаин и т.п.
User avatar
Komissar
Уже с Приветом
Posts: 64875
Joined: 12 Jul 2002 16:38
Location: г.Москва, ул. Б. Лубянка, д.2

Re: Подросток и чтение книг

Post by Komissar »

у меня диссонанс от ее внешности - крупной, увесистой тетки и писклявого голоса. Помогите развидеть!
User avatar
JN
Уже с Приветом
Posts: 46012
Joined: 12 Jun 2005 17:45
Location: Tallinn-> SF--> London--> LA--> SFBA

Re: Подросток и чтение книг

Post by JN »

Osen' wrote: 29 Jun 2021 01:20
JN wrote: 29 Jun 2021 00:58 Не хочу спорить с госпожой Петрановской, но боюсь, что освободившиеся часы будут потрачены на какую нибудь совсем уж полную фигню. Делать поправки на современные реалии нужно, но совсем уж отметать классику , не стоит. Имхо
О, у Петрановской есть прекрасная лекция на эту тему. :D Почему дети (да и взрослые тоже) убегают в гаджеты, бездумно скроллируют ленты в соцсетях, тупят в интернете и т.д. Мир так быстро меняется, мы взрослые чувствуем себя неуверенно в этом мире, мы не знаем как там будет дальше и как к этому подготовиться получше, и как к этому подготовить детей. Все что делает ребенок, нам кажется недостаточным. "Мама ничего не заставляет, но постоянно чего-то хочет" :mrgreen: . Наши требования, ожидания, проекции на детей избыточны и зачастую противоречивы. Дети убегают в гаджеты потому что нет выхода, нет стратегии, ты никогда не будешь достаточно хорош, от тебя никогда не отстанут.

А что будет, если отстанут?
"Я уезжаю навсегда, и вообще все всегда уезжают навсегда. Вернуться невозможно - вместо нас всегда возвращается кто-то другой..."
User avatar
Komissar
Уже с Приветом
Posts: 64875
Joined: 12 Jul 2002 16:38
Location: г.Москва, ул. Б. Лубянка, д.2

Re: Подросток и чтение книг

Post by Komissar »

JN wrote: 29 Jun 2021 01:45
Osen' wrote: 29 Jun 2021 01:20
JN wrote: 29 Jun 2021 00:58 Не хочу спорить с госпожой Петрановской, но боюсь, что освободившиеся часы будут потрачены на какую нибудь совсем уж полную фигню. Делать поправки на современные реалии нужно, но совсем уж отметать классику , не стоит. Имхо
О, у Петрановской есть прекрасная лекция на эту тему. :D Почему дети (да и взрослые тоже) убегают в гаджеты, бездумно скроллируют ленты в соцсетях, тупят в интернете и т.д. Мир так быстро меняется, мы взрослые чувствуем себя неуверенно в этом мире, мы не знаем как там будет дальше и как к этому подготовиться получше, и как к этому подготовить детей. Все что делает ребенок, нам кажется недостаточным. "Мама ничего не заставляет, но постоянно чего-то хочет" :mrgreen: . Наши требования, ожидания, проекции на детей избыточны и зачастую противоречивы. Дети убегают в гаджеты потому что нет выхода, нет стратегии, ты никогда не будешь достаточно хорош, от тебя никогда не отстанут.

А что будет, если отстанут?
вот именно, что будет еще хуже. Или то же самое: ребенок уйдет в гаджеты с криком "мама-папа обо мне совсеееем не заботятся"
Osen'
Уже с Приветом
Posts: 10080
Joined: 08 Oct 2003 15:34
Location: Volgograd -> TX -> NJ ->PA

Re: Подросток и чтение книг

Post by Osen' »

Хуже кому? Мама с папой по определению знают лучше? Может они и жизнь за ребенка проживут, a то хуже будет. Отказывать ребенку в субьектности это проявление неуважения.
User avatar
JN
Уже с Приветом
Posts: 46012
Joined: 12 Jun 2005 17:45
Location: Tallinn-> SF--> London--> LA--> SFBA

Re: Подросток и чтение книг

Post by JN »

Причем тут отказывать? Мы даем им базовое образование. Кричать, что мне сто лет и химия не пригодилась, как то диковато звучит. Никто же не принуждает стать химиком, но дом без фундамента не строят
"Я уезжаю навсегда, и вообще все всегда уезжают навсегда. Вернуться невозможно - вместо нас всегда возвращается кто-то другой..."
Osen'
Уже с Приветом
Posts: 10080
Joined: 08 Oct 2003 15:34
Location: Volgograd -> TX -> NJ ->PA

Re: Подросток и чтение книг

Post by Osen' »

Я химию вообще не помню, даже про моли я вспомнила только из статьи. :mrgreen: Очень сомнительный фундамент, надо признать. У Петрановской явно есть пойнт.
User avatar
Komissar
Уже с Приветом
Posts: 64875
Joined: 12 Jul 2002 16:38
Location: г.Москва, ул. Б. Лубянка, д.2

Re: Подросток и чтение книг

Post by Komissar »

химия - критерий интеллекта, надежнее любого IQ. :umnik1: Кто не освоил - значит, слабоват интеллект от природы. :gen1:
Oleg Co
Уже с Приветом
Posts: 7916
Joined: 19 May 2008 22:10
Location: BY->DEU->SFBA

Re: Подросток и чтение книг

Post by Oleg Co »

Osen' wrote: 29 Jun 2021 02:36 Я химию вообще не помню, даже про моли я вспомнила только из статьи. :mrgreen:
А я вот про моль все узнал когда она у меня свитер в шкафу пожрала. И как это мне помогло в жизни? Так и хожу в дырявой кофте.
User avatar
Sergunka
Уже с Приветом
Posts: 34164
Joined: 03 Dec 2000 10:01
Location: Vladivostok->San Francisco->Los Angeles->San Francisco

Re: Подросток и чтение книг

Post by Sergunka »

JN wrote: 29 Jun 2021 01:45 А что будет, если отстанут?
У нас много детей так вот с младшим мы провели эксперимент в 6 классе по его просьбе прекратили с ним заниматься домашним обучением на русском языке. Первый год он просто получал удовольствие играл на бирже (приходил ко мне и убеждал, что надо поставить на определенный тик к слову сказать ни разу не ошибся получил от меня 500 долларов комиссии - я плачу ему 10% от прибыли) и занимался торговолей в интернете на биткоинах заработал там 400 долларов.

Потом его торкнуло на шахматы как результат в соседнем топике. Сейчас у него шахматы во время каникул занимают часов 10-12 в день. Хотя это был тот еще экперимент, но вроде когда он вышел на шахматы у нас отлегло всеж заложили что-то правильное.
"A patriot must always be ready to defend his country against his government." Edward Abbey

Return to “Наши дети”