Николай Козлов (Книги по психологии)

User avatar
KRoman5
Уже с Приветом
Posts: 1727
Joined: 26 Dec 2002 22:50
Location: Daugavpils-Taize-Seattle

Post by KRoman5 »

Мысли правильные и кусочек- прелесть, а где иструкция, как употреблять-применять? :wink: :mrgreen:
В чем сила, Брат? (c)
Legio Patria Nostra.
User avatar
Каскыр
Уже с Приветом
Posts: 7133
Joined: 02 Mar 2003 03:28
Location: 94596

Post by Каскыр »

KRoman5 wrote:Мысли правильные и кусочек- прелесть, а где иструкция, как употреблять-применять? :wink: :mrgreen:


Ну как же: "Прочёл, примерил, перенял". ;)
Главаное - как можно рельефнее прочувствовать в себе каждый из описываемых симптомов. Проникнуться скрытой материнской враждебностью... Проникнуться враджебностью к миру... Прочувствовать это каждой клеточкой своего организма... "Весь мир насилья мы разрушим до основанья..." :D

Вот и по мнению критиков Козлова - Козлов воспитывает с их точки зрения инфантильность. Отсутствие активной жизненной позиции, что в их понимании - ответная враждебность к враждебному миру...

Роман, Вам честно рассказывают о своих позициях... Речь - штука точная...
"Как выглядит кусок хлеба, зависит от того, голодны вы или сыты"
User avatar
Madam
Уже с Приветом
Posts: 8085
Joined: 17 Jun 2003 04:41
Location: USA

Post by Madam »

Каскыр wrote:
KRoman5 wrote:Мысли правильные и кусочек- прелесть, а где иструкция, как употреблять-применять? :wink: :mrgreen:


Ну как же: "Прочёл, примерил, перенял". ;)
Главаное - как можно рельефнее прочувствовать в себе каждый из описываемых симптомов. Проникнуться скрытой материнской враждебностью... Проникнуться враджебностью к миру... Прочувствовать это каждой клеточкой своего организма... "Весь мир насилья мы разрушим до основанья..." :D

Ну уж нет- не разрушим, а сами создадим из своего "я" более гармоничное и гуманное к себе, а значит и к другим. Вот кое-что из его теории о плодотворной и неплодотворной ориентаци личности.
Лучше - "прочел, примерил, подумал" :)

Главное отличие предложенной здесь теории от теории Фрейда состоит в
том, что фундаментальная основа характера мне видится не в различного типа
либидозной организации, а в специфического вида отношениях личности с миром.

В предлагаемом анализе неплодотворные ориентации и плодотворная
ориентация разграничены[30]. Следует отметить, что данные понятия
являются "идеальными типами"*, а не описаниями характера некоего данного
индивида, обычно характер каждой личности представляет собой сочетание всех
или некоторых из этих ориентаций, однако одна из них доминирует.

При рецептивной ориентации человеку представляется, что "источник всех
благ" лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое --
будь то нечто материальное или привязанность, любовь, знание, удовольствие
-- это получить его из этого внешнего источника. При такой ориентации
проблема любви состоит почти исключительно в том, чтоб "быть любимым", а не
в том, чтоб любить. Такие люди склонны к неразборчивости в выборе предмета
любви, потому что быть любимыми кем-то -- это для них такое захватывающее
переживание, что они "бросаются" за всеми, кто предлагает им любовь или то,
что похоже на любовь. Они чрезвычайно чувствительны ко всякому отдалению или
отпору со стороны любимого человека. Такова же их ориентация и в сфере
мышления: если это интеллигенты, то они становятся самыми лучшими
слушателями, поскольку ориентированы на восприятие идей, а не на их
создание; предоставленные самим себе, они чувствуют себя парализованными.
Если это люди религиозные, то их понятие о Боге таково, что они ждут
всего от него, и ничего от собственной активности. Не будучи религиозными,
они относятся к людям и институтам совершенно так же: всегда ищут
"магического помощника". Они демонстрируют своеобразный вид верности, в
основе которой благодарность к тому, кто питает их, и страх потерять его.
Люди рецептивного типа очень любят поесть и выпить. Они стремятся
преодолеть тревожность и подавленность путем поедания пищи и выпивкой. Рот у
них очень характерен, зачастую он очень выразителен: губы приоткрыты, как
будто постоянно ждут кормежки. В их снах поедание пищи -- это частый символ
любви, а чувство голода -- выражение фрустрации и разочарования.
Вообще, мироощущение у людей рецептивной ориентации оптимистичное и
дружелюбное; у них есть определенное доверие к жизни и ее дарам, но они
становятся тревожными и приходят в смятение, когда им грозит утрата
"источника питания". У них часто есть искренняя сердечность и желание помочь
другим, но делают они что-то для других также ради того, чтоб добиться их
расположения.


Эксплуататорская ориентация
, подобно рецептивной, имеет в качестве
основной предпосылки ощущение, что источник всех благ находится вовне и
ничего нельзя создать самому. Отличие между двумя этими ориентациями,
однако, в том, что эксплуататорский тип не надеется получить что-либо от
других в дар, а отнимает у них желаемое силой или хитростью. Такая
ориентация распространяется на все сферы действий.
В области любви и чувств такие люди склонны присваивать и красть. Они
испытывают влечение только к тем людям, которых они могут отнять у кого-то
другого. Условием привлекательности для них служит привязанность человека к
кому-то другому; они не склонны влюбляться в непривязанного ни к кому
человека.
Мы обнаруживаем ту же установку и в области мышления и интеллектуальной
деятельности. Такие люди будут склонны не создавать идеи, а красть их. Это
может проявляться прямо в форме плагиата, или более скрыто, в форме
парафраза идей, высказанных другими людьми, и настаивании, что эти идеи новы
и являются их собственными. Поразительно, что зачастую люди больших
умственных способностей следуют этим путем, притом, что если б они
положились на собственные таланты, они вполне могли бы сами создавать свои
идеи. Отсутствие оригинальных идей или независимого творчества у иных
одаренных людей часто объясняется ориентацией их характера, а не каким-то
врожденным отсутствием оригинальности. Это положение сохраняется и в
ориентации в сфере материальных вещей.
Символом этой ориентации, кажется, может служить язвительная гримаса,
которая часто бывает отличительной чертой таких людей. Не ради игры слов
стоит отметить, что они часто делают "язвительные" замечания в адрес других
людей. Их установка окрашена смесью враждебности и манипуляции. Каждый
человек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается по его
полезности. Вместо доверчивости и оптимизма, свойственных рецептивному типу,
здесь мы обнаруживаем подозрительность и цинизм, зависть и ревность.
Поскольку они удовлетворяются только вещами, которые могут отнять у других,
они склонны переоценивать то, что принадлежит другим, и недооценивать свое
собственное.

Стяжательская ориентация совершенно отлична от рецептивного и
эксплуататорского типов, сходных в том, что оба надеются получить вещи из
внешнего мира. Данная же ориентация дает людей, мало верящих в то, что они
могут получить из внешнего мира что-то новое; их безопасность основывается
на стяжательстве и экономии, а траты они воспринимают как угрозу. Они
окружают себя как бы защитной стеной, и их главная цель -- как можно больше
в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. Их скупость
распространяется как на деньги и материальные вещи, так и на чувства и
мысли. Любовь для них -- это, по существу, обладание: сами они не дают
любви, но стараются получить ее, завладевая "любимым". Ориентированный на
стяжательство человек часто демонстрирует особый вид верности людям и даже
воспоминаниям. Его сентиментальность превращает прошлое в золотой век; он
держится за прошлое и предается воспоминаниям о прежних чувствах и
переживаниях. Такие люди все знают, но они бесплодны и неспособны к
плодотворному мышлению.
Их также можно узнать по выражению лица и жестикуляции. У них плотно
сжаты губы; у них характерные жесты погруженных в себя людей. Если у
рецептивного типа жесты как бы манящие и плавные, у эксплуататорского --
агрессивные и резкие, то у стяжательского -- жесты чопорные, как будто эти
люди хотят обозначить границы между собой и внешним миром. Другой
характерный элемент их установки -- педантичная аккуратность. У стяжателя
всегда упорядочены вещи, мысли и чувства, но опять же, как и в случае с
памятью, его аккуратность бесплодна и ригидна


Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в
современную эпоху. Тот факт, что чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и
умственным багажом для выполнения поставленной задачи, но нужно еще быть
способным вступить в состязание со многими другими, формирует у человека
определенную установку по отношению к самому себе. Если бы для достижения
жизненных целей было достаточно полагаться на то, что ты знаешь и умеешь
делать, самооценка была бы пропорциональна собственным способностям, т. е.
собственной полезной ценности; но поскольку успех зависит, по большей части,
от того, как ты умеешь продать свою личность, то ты воспринимаешь себя как
товар, или, вернее, и как продавца, и как товар одновременно. Человек
заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтоб стать ходким товаром.
Если он "преуспевает" -- он ценен; если нет -- он лишен
ценности. Степень неуверенности, являющейся результатом данной ориентации,
трудно переоценить. Если человек чувствует, что его ценность определяется не
его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции с ее
постоянно меняющимися условиями, его самооценка непременно будет шаткой и
постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. Если
человек вынужден неуклонно пробиваться к успеху, и любая неудача являет
жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности,
неуверенности и неполноценности. . Различие между людьми сводится
к простому количественному показателю большей или меньшей успешности,
привлекательности, и так и оценивается. Его самого интересует не собственное
достоинство, а то, что он сможет за себя выручить на рынке. Предпосылкой
рыночной ориентации является пустота, отсутствие всякого специфического
свойства, которое не может быть предметом обмена, поскольку любая устойчивая
черта характера в один прекрасный день может вступить в конфликт с
требованиями рынка.Обезличивание, бессодержательность, утрата смысла жизни, автоматизация
индивида ведут к растущей неудовлетворенности и потребности искать более
адекватный образ жизни

Плодотворная ориентация, демонстрирует такой тип характера, при котором рост и развитие всех
возможностей человека является целью, которой подчинены все остальные
действия.. "Плодотворная ориентация"[38] личности означает
фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах человеческого
опыта. Она включает ментальную, эмоциональную и сенсорную реакции на других
людей, на самого себя и на вещи. Плодотворность -- это человеческая
способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке
возможности.
User avatar
Каскыр
Уже с Приветом
Posts: 7133
Joined: 02 Mar 2003 03:28
Location: 94596

Post by Каскыр »

Madam wrote:
Каскыр wrote:
KRoman5 wrote:Мысли правильные и кусочек- прелесть, а где иструкция, как употреблять-применять? :wink: :mrgreen:


Ну как же: "Прочёл, примерил, перенял". ;)
Главаное - как можно рельефнее прочувствовать в себе каждый из описываемых симптомов. Проникнуться скрытой материнской враждебностью... Проникнуться враджебностью к миру... Прочувствовать это каждой клеточкой своего организма... "Весь мир насилья мы разрушим до основанья..." :D

Ну уж нет- не разрушим, а сами создадим из своего "я" более гармоничное и гуманное к себе, а значит и к другим.



Каким образом?
Роман задал совершенно разумный и конкретный вопрос.
Способов гармонизации автор не предлагает.
Вместо этого он очень подробно описывает "как на самом деле", формируя тем самым у читателя соответствующие ожидания, которые и приводят к соответствующим поведенческим шаблонам. То есть - теория работает, но работает как раз в направлении передачи ученикам галлюцинаций учителя, о чём я писал в одном из первых своих постингов в этой теме.

Вот кое-что из его теории о плодотворной и неплодотворной ориентаци личности.
Лучше - "прочел, примерил, подумал" :)

Совершенно верно. Результат - ограничил свою гибкость в восприятии поведения людей тремя предложенными шаблонами.

А теперь - сравните подробное смакование "враждебности к миру" со схематичным описанием "плодотворной ориентации". Где больше сенсорно - обоснованной информации? Что явится "треннингом" для читателя, студента, слушающего лекцию в изменённом состоянии сознания? Ведь методик тренинга автор не предлагает... Неоткуда взяться тем "хорошим" навыкам, которые он схематично описывает. Но зато есть сама книга, работающая, как тренинг... По "промыванию мозгов", по формированию "псевдореальности". ;)
"Как выглядит кусок хлеба, зависит от того, голодны вы или сыты"
OOOO
Уже с Приветом
Posts: 14312
Joined: 14 Feb 2002 10:01

Post by OOOO »

Madam wrote:Себялюбие легче понять, если сравнить его с жадной сосредоточенностью
на других людях, которую мы обнаруживаем, например, у чрезмерно опекающей,
властной матери. Искренне считая, что она всеми силами любит свое дитя, в
действительности она испытывает глубоко подавленную враждебность к объекту
своего внимания. Она сверхвнимательна не потому, что слишком сильно любит
ребенка, а потому, что вынуждена компенсировать свою полную неспособность
любить его.
...
"Бескорыстный" человек "ничего не
хочет для себя"; он "живет только для других", гордясь тем, что не считается
с собой. Он приходит в недоумение, обнаруживая, что, несмотря на свое
бескорыстие, он несчастен и его взаимоотношения с самыми близкими людьми не
ладятся. Он хочет, чтоб его избавили от того, что он считает своими
симптомами,-- но не от его бескорыстия. Аналитическая работа показывает, что
это бескорыстие не есть нечто побочное по отношению к другим его симптомам,
а является одним из них, а на деле зачастую и самым важным из них; у него
парализована способность любить или наслаждаться чем-либо; он находится во
власти враждебности к жизни, и за фасадом бескорыстия скрывается утонченная,
но от этого не менее сильная зацикленность на самом себе.


Нука нука нука, как его говорите зовут, Фромм? Завтра же поеду в Барнс за его книгой.
Мадам, а Вы зрите даже глубже в корень чем мне изначально казалось. Любопытно почему именно этот пассаж Вы привели в качестве аргумента именно мне. Напомните мне держаться от Вас подальше, с Вашей интуицией... :D
User avatar
Каскыр
Уже с Приветом
Posts: 7133
Joined: 02 Mar 2003 03:28
Location: 94596

Post by Каскыр »

OOOO wrote:Нука нука нука, как его говорите зовут, Фромм? Завтра же поеду в Барнс за его книгой.
Мадам, а Вы зрите даже глубже в корень чем мне изначально казалось. Любопытно почему именно этот пассаж Вы привели в качестве аргумента именно мне. Напомните мне держаться от Вас подальше, с Вашей интуицией... :D


Каждый читатель должен узнать в этом себя, так задумано. Так построена "наука". Читатель не может не узнать себя, если он, конечно, не знаком с практической психологией. И чем больше читателей узнает в этом себя, тем успешнее можно признать работу автора. ;)
Нормальный гипнотический язык... Качественное зомбирование...
Человек, не знакомый с практической психологией, и не догадается. Знакомому - не поверят: как может простой педогог, психотерапевт, или кто там ещё знакомый с _практической_ психологией, тягаться с известным учёным? ;)

Настоящая, практическая, психология - не захватывающая. Она с одной стороны - простая, глубоких открытий не предлагает. Наоборот, она требует от читателя работы... Затраты усилий... "Научная" же психология - приятна... Она даёт читателю возможность без затрат энергии почувствовать себя хорошим среди плохих... Это так приятно... Или плохим, но не безнадёжно, и если работать над собой, то можно улучшиться... Только в качестве "как работать" предлагается ни когда не работающая сознательная коррекция поведения... Если вообще предлагается - а зачем? Ведь это же - наука, а не какое-то там ремесло. ;)
Раскрывает "секреты", как понимать и классифицировать людай по цвету штанов... А как приятно узнавать секреты! ;)

Чем ещё подкупает такая литература - наличием большого количества щекочащего нервы негативчика... Люди берут книгу для успокоения, а получают наркотик, без которого не могут... Хотят понимать людей, а не получается... Но учёные не виноваты: мы сами плохо их понимаем, нам надо учиться лучше, читать больше!

Авторы психологических школ были и есть хорошие практические психологи. Только вот талант свой они прикладывают к тому, чтобы продать свои галлюцинации...

...к счастью, с появлением таких людей, как Козлов, эта пелена зомбирования начинает рассеиваться. Для людей с дизадаптивным поведением уже есть выбор, куда пойти: например - к Козлову, с его неброскими, но реальными тренингами, а не только всё глубже и глубже в психологи...
"Как выглядит кусок хлеба, зависит от того, голодны вы или сыты"
Angry
Уже с Приветом
Posts: 1491
Joined: 02 Jul 2003 22:47

Post by Angry »

Есть ли тут поклонники Фромма и фильма "красота по американски"

Мне кажется, что идеи книг Фромма ("Иметь или быть") и этого фильма пересекаются (и обе близки мне).

"Трудно хранить злобу в сердце,когда в мире так много красоты.Иногда мне кажется,что я вижу её всюду и это становится невыносимо.Моё сердце наполняется ею,как воздушный шар,который вот-вот взорвётся.И тогда я расслабляюсь и перестаю сопротивляться ей.И она просачивается сквозь меня подобно дождю.И я не чувствую ничего,кроме благодарности за каждый миг моей глупой,маленькой жизни. Я уверен вы не понимаете о чём я сейчас говорю,но не волнуйтесь,вы поймёте...когда-нибудь"
OOOO
Уже с Приветом
Posts: 14312
Joined: 14 Feb 2002 10:01

Post by OOOO »

Каскыр wrote:Каждый читатель должен узнать в этом себя

Я узнал не себя... 8)
OOOO
Уже с Приветом
Posts: 14312
Joined: 14 Feb 2002 10:01

Post by OOOO »

Angry wrote:Есть ли тут поклонники <...> фильма "красота по американски"

Есть и еще какие. Я извел галлоны виртуальных чернил на хвалебные рецензии здесь на форуме. Впрочем, может быть это было в другом разделе 8)
Елена
Уже с Приветом
Posts: 2669
Joined: 16 Sep 2001 09:01

Post by Елена »

KRoman5 wrote:Мысли правильные и кусочек- прелесть, а где иструкция, как употреблять-применять?

Роман, берем книгу Эриха Фромма под названием "The Art of Being" и читаем одну из лучших инструкций о том, как правильно расслабиться и медитировать. И не просто голую инструкцию, а ещё и с доходчивыми объяснениями зачем, как это работает и откуда эта методика пришла. Когда эта маленькая книжка внимательно прочитана, то многие простые упражнения из неё становятся второй натурой читающего. Также становится понятно, где герои сегодняшней поп-психологии сдирают свои "гениальные" идеи.
Last edited by Елена on 05 Sep 2003 08:20, edited 1 time in total.
User avatar
Каскыр
Уже с Приветом
Posts: 7133
Joined: 02 Mar 2003 03:28
Location: 94596

Post by Каскыр »

Елена wrote:Также становится понятно, где герои сегодняшней поп-психологии сдирают свои "гениальные" идеи. :lol:


В Индии, Японии, Китае? :D
"Как выглядит кусок хлеба, зависит от того, голодны вы или сыты"
Елена
Уже с Приветом
Posts: 2669
Joined: 16 Sep 2001 09:01

Post by Елена »

Ну что Вы, как же можно! Это же исконно европейско-розенкрейцеровы методики. :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
User avatar
Каскыр
Уже с Приветом
Posts: 7133
Joined: 02 Mar 2003 03:28
Location: 94596

Post by Каскыр »

Елена wrote:Ну что Вы, как же можно! Это же исконно европейско-розенкрейцеровы методики. :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:


В такой - же степени -- наши, "европейские", как и восточные.
Только вот "в массы" эти методики пришли с Востока.
Собственные, европейские, методики были жестоко загнаны в подполье репрессиями.

Энцефалограммы, снятые во время медитации, больше соответствуют состоянию сознания человека, захваченного творческой деятельностью, а это, согласитесь, к расслаблению не имеет ни какого отношения...
Поэтому все теории учёгых психологов о том, "как оно работает", остаются такими - же теориями, как и всё их творчество... И если описанная ими в маленькой книжечке медитация работает, то это совсем не значит, что работает их теория, описанная в толстых трудах...
"Как выглядит кусок хлеба, зависит от того, голодны вы или сыты"
User avatar
KRoman5
Уже с Приветом
Posts: 1727
Joined: 26 Dec 2002 22:50
Location: Daugavpils-Taize-Seattle

Post by KRoman5 »

Елена wrote:...берем книгу Эриха Фромма под названием "The Art of Being" и читаем одну из лучших инструкций о том, как правильно расслабиться и медитировать. И не просто голую инструкцию, а ещё и с доходчивыми объяснениями зачем, как это работает и откуда эта методика пришла. Когда эта маленькая книжка внимательно прочитана, то многие простые упражнения из неё становятся второй натурой читающего. Также становится понятно, где герои сегодняшней поп-психологии сдирают свои "гениальные" идеи.

Допустим, что расслабившись и замидетировав, получим какой-то кайф. Российская молодежь, и не только, получает его расскурив "травку". Без об'яснений, чтений "вторая натура" расскрывается. :mrgreen:
Козлов учит, как не просто "улетать", а принимать суровою действительность и жить в ней СИСТЕМНЫМ МЕТОДОМ обучения, через игры, общение и т.д. Инфантильно, или нет, но опробированно русским для русских. Обьясняя на пальцах, без заумных бла-бла-бла, мантр, барабашек и "отключек". Заоблочные идеи философов от психологии он попытался опустить на грешную землю. Как получилось, другой вопрос.
В чем сила, Брат? (c)
Legio Patria Nostra.
User avatar
Каскыр
Уже с Приветом
Posts: 7133
Joined: 02 Mar 2003 03:28
Location: 94596

Post by Каскыр »

OOOO wrote:
Каскыр wrote:Каждый читатель должен узнать в этом себя

Я узнал не себя... 8)


Тогда как Вы узнали, что теория соответствует "объективной реальности"? Вы же не могли "влезть в шкуру" других людей, чтобы соотнести их сенсорный опыт и переживания с теорией? ;)
"Как выглядит кусок хлеба, зависит от того, голодны вы или сыты"

Return to “Литература и Искусство”