Отшельник wrote:но хочу заметить, что аудитория Пушкина, при жизни и несколько после, была не больше 5 тысяч человек. А "нашим всем" он стал только в советское время. Т.е. через 100 лет.
(1) За три дня прощания с телом Пушкина, дом Пушкиных посетило около 32 тыс. человек. Плюс настроения людей. "Все население Петербурга, а в особенности чернь и мужичье, волнуясь, как в конвульсиях, страстно жаждало отомстить Дантесу. Никто от мала до велика не желал согласиться, что Дантес не был убийцей. Хотели расправиться даже с хирургами, которые лечили Пушкина, доказывая, что тут заговор и измена, что один иностранец ранил Пушкина, а другим иностранцам поручили его лечить" (с) из воспоминаний Василия Жуковского
С учетом тех, кто не дожил до его похорон, кто не смог приехать, его аудитория была минимум раз в 10 больше, а то и в 20. Т.е. от 300 до 500 тыс. человек.
(2) Как известно, Николай I, мало того, что оплатил долги Пушкина, он же распорядился, что бы доход от произведений Пушкина в течении 50 лет шел его семье (авторские права). В результате его просто перестали издавать. Но, по прежнему читали. На следующий год после истечения ограничений на авт. права его издали большим тиражем, чем за 50 предшествующих лет.
(3) Можно отметить еще и сбор денег на "народный" памятник Пушкину, скульптора А. М. Опекушина, открытый в 1880 году. Собрали более 100 тыс. рублей. Присылали деньги даже в размере нескольких копеек.