Петр Симоненко
От Украины для олигархов – в Украину для народа!
Капиталистический образ жизни Петра Симоненко, который больше подходит европейскому предпринимателю и политику либерального толка, мало соответствует положениям его перевыборной программы.
Тем не менее, если принять эти обещания на веру, то в случае избрания Симоненко президентам стоит ожидать движения Украины в направлении современной Белоруссии. Это касается как экономической модели государства, так внешнеэкономических векторов интеграции.
Вполне вероятны: государственное регулирование цен, закрытие рынков для импортной продукции, национализация наиболее прибыльных предприятий – все проявления административной модели экономики и деформации рыночных механизмов. В то же время от Симоненко не стоит ожидать формирования автаркии или создания мощного государственного сектора в экономике. Вполне вероятно, что в Украину хлынет иностранный капитал.
В погоне за рейтингом и в рамках выполнения предвыборных обещаний он может пойти на ряд популистских шагов – отмену пенсионной реформы, повышение социальных стандартов. Реальное состояние украинской экономики при этом приниматься во внимание не будет. Бизнесу, к которому Симоненко никакой симпатии не испытывает и который не является его электоратом, послаблений ждать не стоит.
Петр Симоненко акцентирует внимание на том, в чьей собственности будет находится предприятие, а не как оно будет регулироваться. В рамках реформы местного самоуправления он предлагает формировать бюджеты «снизу – вверх», а налоги взимать по месту производства. Кандидат считает абсолютно реальным вклад 10% ВВП в науку и технику, и не менее 5% ВВП – на развитие села, при этом не указывает, как расходы будут соотнесены с доходами. Симоненко яро выступает против «кабальных кредитных отношений с МВФ» и за пересмотр «дискриминационных» условий членства Украины в ВТО. «МВФ спасал нас не один раз, спасает и сейчас. Да, его есть за что критиковать, но как «скорая помощь», МВФ весьма полезен для Украины», – считает Виктор Лисицкий, член совета Независимой ассоциации банков Украины.
К благим намерениям можно отнести снижение и отмену налогов, но при этом не указаны компенсаторы для бюджета. «Как всегда, в программе расписаны одни пряники, без четких планов, откуда взять деньги. Единственное, о чем говорится – это «налог на богатство», но, опять же, без уточнения, насколько это реально приумножит бюджет», – анализирует Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований. Среди громких обещаний есть и такие, которые априори не смогут быть выполнены. Например, закрытие «офшоров» и обложение налогами капитала, выведенного за границу – вне украинской юрисдикции. «Даже если и будет такое решение украинского суда, оно не будет действовать на территории той или иной страны», – констатирует экономист.