Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
-
- Уже с Приветом
- Posts: 9560
- Joined: 26 Mar 2011 23:02
- Location: Russia -> Orlando, FL
Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
Сказки – это больше чем фантастические истории с экстраординарными возможностями персонажей, это базисная часть этноса, то что формирует национальную самоидентификацию. Сверхъестественные возможности персонажей – это инструмент для выражения замаскированных идей, которые проникают в детские головы и формируют стереотипное поведение и реакцию на определенную среду и воздействие.
Так вот одна из детских русских народных сказок «Царевна-лягушка» осталось мной непонятой. Я, как носитель языковой культуры, только смог уяснить общий смысл повествования – историческая борьба добра со злом. Но вот детали! Кто такие: Кощей, Царевна Лягушка, Баба Яга и другие персонажи? Что означает: «Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт»? Почему существует определенная последовательность в действиях главного героя – встреча вспомогательных персонажей, оказание им помощи, хотя должен из обыденной логики их покарать, и ответная помощь главному герою со стороны «спасенных» им? Почему нет классического прямого столкновения главного героя и его антагониста?
Одним словом, «Царевна-лягушка» одна из самых загадочных сказок в русском этносе, которая, скорее всего, сформирована на основе дохристианских верованиях, былинах и сказаниях.
Может, кто прольет свет на «детали»? В интернете достаточно много суждений по этому поводу, но хотелось бы услышать свежие идеи.
Так вот одна из детских русских народных сказок «Царевна-лягушка» осталось мной непонятой. Я, как носитель языковой культуры, только смог уяснить общий смысл повествования – историческая борьба добра со злом. Но вот детали! Кто такие: Кощей, Царевна Лягушка, Баба Яга и другие персонажи? Что означает: «Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт»? Почему существует определенная последовательность в действиях главного героя – встреча вспомогательных персонажей, оказание им помощи, хотя должен из обыденной логики их покарать, и ответная помощь главному герою со стороны «спасенных» им? Почему нет классического прямого столкновения главного героя и его антагониста?
Одним словом, «Царевна-лягушка» одна из самых загадочных сказок в русском этносе, которая, скорее всего, сформирована на основе дохристианских верованиях, былинах и сказаниях.
Может, кто прольет свет на «детали»? В интернете достаточно много суждений по этому поводу, но хотелось бы услышать свежие идеи.
Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется. (Франсуа де Ларошфуко)
-
- Уже с Приветом
- Posts: 63377
- Joined: 03 Nov 2004 05:31
- Location: RU -> Toronto, ON
Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
да просто фантазия была хорошая у древнего автора этой сказки, а вы ищете какие-то "сверхидеи"
Not everyone believes what I believe but my beliefs do not require them to.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 63377
- Joined: 03 Nov 2004 05:31
- Location: RU -> Toronto, ON
Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
кстати вот тут хорошее объяснение:
http://www.fanbio.ru/mif/84-2010-03-26-10-25-56.html
http://www.fanbio.ru/mif/84-2010-03-26-10-25-56.html
Сказаний про Кощея очень много и во всех них он является абсолютным злом и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему разбивают голову, его жгут и т. д. и т. п., но здесь есть один интересный факт: есть одна сказка, которая фигурировала в сборниках русских народных сказок (издательство «Детская литература», ещё существовавшее в советский период правления). В этих сборниках можно найти сказку «Про Кощея-богатыря». Сказка про Кощея-богатыря не имеет аналогов и видоизменений, в сказке про Кощея-богатыря описывается всего один персонаж, а никак не несколько, как в большинстве случаев, этот персонаж богатырь. Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена, в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан князьями и потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города, когда он завоевал все города, о которых он знал и объединил их под своим царством. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие.
Not everyone believes what I believe but my beliefs do not require them to.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 9560
- Joined: 26 Mar 2011 23:02
- Location: Russia -> Orlando, FL
Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
Интересные разъяснения, но местами много противоречий.Flash-04 wrote:кстати вот тут хорошее объяснение:
http://www.fanbio.ru/mif/84-2010-03-26-10-25-56.html
В образе Кощея в русских сказках заложен глубокий смысл.
Прежде всего, он бессмертен, но в подлунном мире все живое смертно, все неживое тленно. Значит, Кощей имеет возможность само регенерации, к примеру, как некая общественная организация. Невольно, всплывает знаменитая аналогия: «мафия бессмертна». Может именно этим и объясняется, что в сказке отсутствует сцена финальной схватки главного героя Иван-Царевича с антагонистом Кощеем, потому что нет такого существа, но есть такая организация. В подтверждение: «в древнерусском «кошь» — стан, обоз; в украинском языке «кіш» означает стан, поселение, а «кошевой» — старшина, начальник коша, а соответственно — и хранитель общей казны».
Интересно, что Иван-Царевича, не сам побеждает Кощея, а его ведут к цели члены (бывшие или ренегаты) этой организации – Баба Яга, Селезень (такой же как Кощеева утка), Заяц (такой же как Кощеева заяц). Они же и делают за него главную работу: достают ларец, рвут на части утку и зайца. Царевичу же остается вскрыть капсулу и повредить активный элемент, который нарушает общую деятельность организации «Кощей».
И вы говорите, что здесь нет тайного смысла?
Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется. (Франсуа де Ларошфуко)
-
- Уже с Приветом
- Posts: 24375
- Joined: 18 Nov 2003 16:42
Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
мне ясно одно (и чем дальше тем яснее) что русские сказки если вчитываться это кошмарный караул и сплошное смертоубийство. пока сын не родился я как то не замечал....
Don't code today what you can't debug tomorrow.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 9560
- Joined: 26 Mar 2011 23:02
- Location: Russia -> Orlando, FL
Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
Это что, вот до Библии дойдет – сплошной секс, кровь, кровосмешение, предательство и богохульство.rzen wrote:мне ясно одно (и чем дальше тем яснее) что русские сказки если вчитываться это кошмарный караул и сплошное смертоубийство. пока сын не родился я как то не замечал....
Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется. (Франсуа де Ларошфуко)
-
- Уже с Приветом
- Posts: 63377
- Joined: 03 Nov 2004 05:31
- Location: RU -> Toronto, ON
Re: Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
Не вы первый каннибализм до кучи.rzen wrote:мне ясно одно (и чем дальше тем яснее) что русские сказки если вчитываться это кошмарный караул и сплошное смертоубийство. пока сын не родился я как то не замечал....
Not everyone believes what I believe but my beliefs do not require them to.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 9560
- Joined: 26 Mar 2011 23:02
- Location: Russia -> Orlando, FL
Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
Может ответ на вопрос: «Кто есть Кощей?» стоит поискать в Индуизме? Удивительно как образ Кощея Бессмертного перекликается с образом демона Хираньякашипу.
Кстати, когда Иван-царевич Василисин маскхалат спалил, то она ему прямо на Индию и указала.
Хираньякашипу захотел стать бессмертным и ради достижения этой цели стал подвергать себя необычайно суровой аскезе и предавался медитации в долине у подножия горы Мандара. Это очень встревожило девов и Брахма, повелитель этой вселенной, лично отправился к Хираньякашипу, чтобы спросить, для чего тот совершает столь ужасную аскезу. Хираньякашипу сообщил Брахме, что его желанием было стать непобедимым, чтобы к нему не подступали ни болезни, ни старость и чтобы он всегда был защищён от любых врагов. Девы, увидев, что Хираньякашипу погружен в медитацию, успокоились и вернулись в свои обители. Аскеза Хираньякашипу заключалась в том, что он встал на одной ноге в огромный муравейник и простоял там сто лет по исчислению девов. Один день девов равен шести месяцам на Земле, таким образом, аскеза Хираньякашипу продолжалась 18 250 земных лет. За это время черви, муравьи и всевозможные паразиты почти полностью съели его плоть; он сохранял свой жизненный воздух в одних костях.
Тогда Хираньякашипу попросил Брахму сделать его неуязвимым, так, чтобы никто из сотворённых существ — будь то живое или неживое существо, человек, зверь, дева или кто-то ещё — не мог его убить; Хираньякашипу хотел, чтобы его не могло сразить никакое оружие и чтобы смерть не настигла его ни в доме ни на улице, ни днём ни ночью, ни на земле и ни в воздухе.
Скорее всего Василиса Премудрая тоже находилась в у Кощея Бессмертного в подчинении, но каким-то образом ей удалось податься в бега и оставаться невидимой от Кощеяго ока посредством лягушачьей шкурки.Хираньякашипу победил всех своих соперников в каждом из трёх миров и подчинил своей власти все живые существа, в том числе девов и асуров. Захватив все планеты и даже обитель Индры, которого он изгнал оттуда, Хираньякашипу, окружённый невиданной роскошью, стал наслаждаться жизнью. Все боги, кроме Вишну, Брахмы и Шивы, оказались у него в подчинении и служили ему.
Кстати, когда Иван-царевич Василисин маскхалат спалил, то она ему прямо на Индию и указала.
Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б ты немножко подождал, я бы навечно твоей стала, а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве - у Кощея Бессмертного.
Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется. (Франсуа де Ларошфуко)
-
- Уже с Приветом
- Posts: 9560
- Joined: 26 Mar 2011 23:02
- Location: Russia -> Orlando, FL
Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
Немного с символами из этого произведения я разобрался.
«Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт.»
«Сундук» -- это или отдельное здание, либо комплекс зданий, объединённый инфраструктурой. Может даже крепость.
«Дерево» -- это видимо река. Если на реку смотреть с большой высоты, то она похожа на реку. У дерева от одного ствола отходят ветви, что напоминает притоки реки.
«Яйцо» -- закрытая (герметизированная) капсула. Сравнительно не больших размеров. Как вариант гроб, но не более.
«Игла» -- может кости или мощи, но точно, что органического происхождения, потому что её(их) надо помещать в герметизированную капсулу.
Кто такие медведь, заяц и утка, пока загадка.
Допускаю, что медведем может быть человек, либо группа лиц, способных вскрыть (захватить) сундук (крепость). С зайцем и уткой нет никаких ассоциаций. Но в различных вариантах сказки эти образы стабильны, значит ассоциации должны напоминать или иметь что-то общее с внешним видом или поведением зайца и утки.
«Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт.»
«Сундук» -- это или отдельное здание, либо комплекс зданий, объединённый инфраструктурой. Может даже крепость.
«Дерево» -- это видимо река. Если на реку смотреть с большой высоты, то она похожа на реку. У дерева от одного ствола отходят ветви, что напоминает притоки реки.
«Яйцо» -- закрытая (герметизированная) капсула. Сравнительно не больших размеров. Как вариант гроб, но не более.
«Игла» -- может кости или мощи, но точно, что органического происхождения, потому что её(их) надо помещать в герметизированную капсулу.
Кто такие медведь, заяц и утка, пока загадка.
Допускаю, что медведем может быть человек, либо группа лиц, способных вскрыть (захватить) сундук (крепость). С зайцем и уткой нет никаких ассоциаций. Но в различных вариантах сказки эти образы стабильны, значит ассоциации должны напоминать или иметь что-то общее с внешним видом или поведением зайца и утки.
Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется. (Франсуа де Ларошфуко)
-
- Мисс Привет
- Posts: 42439
- Joined: 16 May 2005 06:03
- Location: Крым, Украина-WA,US-Крым, Россия
Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
В русских сказках отражена ментальность русского народа. Об этом естьмасса исследований.
http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_301.htm
http://rudocs.exdat.com/docs/index-175828.html
http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_301.htm
да пряммне ясно одно (и чем дальше тем яснее) что русские сказки если вчитываться это кошмарный караул и сплошное смертоубийство. пока сын не родился я как то не замечал....
http://rudocs.exdat.com/docs/index-175828.html
Герои сказок: европейские сказки – сильный, смелы и храбрый. В русских сказках – незаметный, слабый, несерьезный, нелогические поступки, но в конце он побеждает. У его братьев корыстный ум, а он молчаливый незлобный человек. Героиня сказок: европейские сказки – красивые, глупые, неразумные, но красота – это их щит. Умные героини воплощают злое начало, пытаются лишить героиню красоты(античная сказка о «Амуре и Психее» схожа с «аленьким цветочком»). Сказки – истоки стихийного древнего миросозерцания, поэтическое познание, мышление, образность народного языка, легенды обрядового фольклора, народные приметы и верования. Русские сказки: мудрые, постоянно спасают главного героя, верные и скромные, покорные судьбе.
В самых неожиданных ситуациях раскрываются черты: злость, скупость, жадность, простота, терпение, любовь. Глобальное противостояние добра и зла, битва единых сил, победа добра. Семья, отчий дом: герой покидает дом, но в конце возвращается в него.
"Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять." (Цунэтомо Ямамото)
-
- Уже с Приветом
- Posts: 24375
- Joined: 18 Nov 2003 16:42
Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
вы муху цокотуху читали?
ну и разумеется победителю достойный приз:А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
.
.
.
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
"Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!"
Don't code today what you can't debug tomorrow.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 829
- Joined: 14 Aug 2009 18:48
Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
...Кощей - это Эго ...brrdrr wrote:Немного с символами из этого произведения я разобрался.
«Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт.»
...
-
- Уже с Приветом
- Posts: 7498
- Joined: 28 Aug 2004 16:33
- Location: TX
Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
А мне всегда казалось, что в русскиx сказках сaмый крутой протагонист - это кто-то, кто славу, богатсво и царевну добывает себе чужими руками. И основа сказки - это как главный герой умудряется эти "чужие руки" себе добыть.
Пошел, например, и поймал щуку. После чего лег на печь и стал отдавать приказания "по шучьему велению".
Ну или золотую рыбку поймал, тут правда протагонист оказался дураком и вместо избавления от старухи и получения молодой и красивой царевны стал рыбке выдавать старухины приказы. В результате сказка плохо кончлась - а нефиг лопухом быть! Думать надо не о старухах, а о себе любимом. Кстати, этот "глупый" старик один из немногих, кто в сказках трудится в поте лица.
С рыбами покончили. Перешли на других животных. Серый Волк, Конек-Горбунок, зайцы, утки, медведи. Основной смысл: если я тебя не убью - ты мне служить будешь.
Так что чего там такого загадочного в этой Царевне лягушке, я в упор не пойму.
Какое еще такое "классическое прямое столкновение главного героя и его антагониста"? Откуда оно в русских сказках? Там все чужими руками всегда делается (или животными или женскими). Хотя иногда главный герой все-таки умудряется выстрелить из лука или рубануть кого-то мечом самостоятельно, но это бывает крайне редко.
Пошел, например, и поймал щуку. После чего лег на печь и стал отдавать приказания "по шучьему велению".
Ну или золотую рыбку поймал, тут правда протагонист оказался дураком и вместо избавления от старухи и получения молодой и красивой царевны стал рыбке выдавать старухины приказы. В результате сказка плохо кончлась - а нефиг лопухом быть! Думать надо не о старухах, а о себе любимом. Кстати, этот "глупый" старик один из немногих, кто в сказках трудится в поте лица.
С рыбами покончили. Перешли на других животных. Серый Волк, Конек-Горбунок, зайцы, утки, медведи. Основной смысл: если я тебя не убью - ты мне служить будешь.
Так что чего там такого загадочного в этой Царевне лягушке, я в упор не пойму.
Какое еще такое "классическое прямое столкновение главного героя и его антагониста"? Откуда оно в русских сказках? Там все чужими руками всегда делается (или животными или женскими). Хотя иногда главный герой все-таки умудряется выстрелить из лука или рубануть кого-то мечом самостоятельно, но это бывает крайне редко.
Last edited by Dinki on 08 May 2012 18:05, edited 1 time in total.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 7498
- Joined: 28 Aug 2004 16:33
- Location: TX
Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
Это чего за бред? Русским же языком написано во многих сказках, что у Кащея душа бессмертная и она-то в яйце и спрятана. И смысл - это самую душу и убить.brrdrr wrote:Немного с символами из этого произведения я разобрался.
«Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт.»
«Сундук» -- это или отдельное здание, либо комплекс зданий, объединённый инфраструктурой. Может даже крепость.
«Дерево» -- это видимо река. Если на реку смотреть с большой высоты, то она похожа на реку. У дерева от одного ствола отходят ветви, что напоминает притоки реки.
«Яйцо» -- закрытая (герметизированная) капсула. Сравнительно не больших размеров. Как вариант гроб, но не более.
«Игла» -- может кости или мощи, но точно, что органического происхождения, потому что её(их) надо помещать в герметизированную капсулу.
Кто такие медведь, заяц и утка, пока загадка.
Допускаю, что медведем может быть человек, либо группа лиц, способных вскрыть (захватить) сундук (крепость). С зайцем и уткой нет никаких ассоциаций. Но в различных вариантах сказки эти образы стабильны, значит ассоциации должны напоминать или иметь что-то общее с внешним видом или поведением зайца и утки.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 12257
- Joined: 20 Dec 2000 10:01
- Location: Bellevue, WA
Re: Смерть Кощеева на конце иглы, та игла в яйце…
Т.к. древнерусская культура перекликается с индийской мифологией, перерождением и пр., я бы трактовал сказку про Лягушку так:
- Весь квест Иванушки - это копание в себе, иправление своего характера через поступки и более глубокое осмысление происходящего. Все его приключения и борьба символизируют перестройку его внутреннего мира и характера.
- Кащей символизирует родовое наследие человека (Иванушки?), его предыдущие жизни в которых как во вложенных матрешках (медведь - утка - ... - игла) Иванушка должен разобраться чтобы понять причины своего поведения и образа жизни, на которые его предыдущие перерождения (а если рассуждать более реально, образ жизни и история жизни его предков в нескольких коленах) наложились. Т.е. разобраться для того чтобы понять в чем он ошибался и как ему исправить свою жизнь глобальным образом.
- "глупость" Иванушки в том что в нем не так сильно отпечатались поведенческие стереотипы навязанные родителями и более дальними предками - старшие сыновья женились на "нормальных" девушках а Иванушка на лягушке
- Сжигание лягушачей кожи наверное символизирует то что Иванушка по глупости лишил свою жену природной скромности, ну и в принципе совершил насилие над жизнью другого человека, так что улетевшая Горлица это символ глубокой обиды.
Это только то что сразу вспомнилось, надо перечитать чтобы более подробно разобраться
- Весь квест Иванушки - это копание в себе, иправление своего характера через поступки и более глубокое осмысление происходящего. Все его приключения и борьба символизируют перестройку его внутреннего мира и характера.
- Кащей символизирует родовое наследие человека (Иванушки?), его предыдущие жизни в которых как во вложенных матрешках (медведь - утка - ... - игла) Иванушка должен разобраться чтобы понять причины своего поведения и образа жизни, на которые его предыдущие перерождения (а если рассуждать более реально, образ жизни и история жизни его предков в нескольких коленах) наложились. Т.е. разобраться для того чтобы понять в чем он ошибался и как ему исправить свою жизнь глобальным образом.
- "глупость" Иванушки в том что в нем не так сильно отпечатались поведенческие стереотипы навязанные родителями и более дальними предками - старшие сыновья женились на "нормальных" девушках а Иванушка на лягушке
- Сжигание лягушачей кожи наверное символизирует то что Иванушка по глупости лишил свою жену природной скромности, ну и в принципе совершил насилие над жизнью другого человека, так что улетевшая Горлица это символ глубокой обиды.
Это только то что сразу вспомнилось, надо перечитать чтобы более подробно разобраться