Справочник российских БПЛА

И прочий транспорт будущего
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Справочник российских БПЛА

Post by tau797 »

Учитывая, что вопросы по БПЛА поднимаются с завидной регулярностью, решил "поднять наверх" и "прикрепить" ветку.

Краткий справочник по современным беспилотным летательным аппаратам
За основу взят справочник "Беспилотная Россия – 2008", опубликованный в журнале "Взлет" № 1–2 (январь–февраль) за 2008 г. к выставке UVS-TECH 2008...
В справочник включены актуальные на сегодня проекты БЛА – находящиеся на вооружении (снабжении) Вооруженных Сил, других силовых ведомств, в эксплуатации у гражданских компаний, а также новые модели, проходящие летные испытания или еще только готовящиеся к ним. Для классификации выбран массовый критерий. Учитывая широкий диапазон размерностей разрабатываемых сегодня в России беспилотных аппаратов (от нескольких сот граммов до 10 тонн) все БЛА условно разделены на несколько групп: легкие (до 20 кг), средние (от 20 до 200 кг) и тяжелые (свыше 200 кг). Отдельно выделен класс беспилотных вертолетов
Любите людей.
King Regards,
Andrey
valeriypi
Уже с Приветом
Posts: 6035
Joined: 03 May 2004 18:42
Location: Bay Area, CA

Re: Справочник российских БПЛА

Post by valeriypi »

Тоже внесу свою лепту to reference радиоуправляемых летательных аппаратов доступных каждому, например:

http://www.rctoys.com/
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: Справочник российских БПЛА

Post by tau797 »

Кстати, штрих для апологетов нашей исконной "отсталости" в области создания БПЛА - выписка из библиографии одной статьи по компьютерной тематике 1992 года:

11. Шеверов Д.Н. Проектирование беспилотных летательных аппаратов.-М.:Машиностроение, 1978.-264 с.
Любите людей.
King Regards,
Andrey
DonTolik
Ник удалён за многократные регистрации
Posts: 2031
Joined: 02 Sep 2008 00:21
Location: USA

Re: Справочник российских БПЛА

Post by DonTolik »

tau797 wrote:Кстати, штрих для апологетов нашей исконной "отсталости" в области создания БПЛА - выписка из библиографии одной статьи по компьютерной тематике 1992 года:

11. Шеверов Д.Н. Проектирование беспилотных летательных аппаратов.-М.:Машиностроение, 1978.-264 с.


Выписки - это хорошо. А отечественная продукция где?
User avatar
Flash-04
Уже с Приветом
Posts: 63377
Joined: 03 Nov 2004 05:31
Location: RU -> Toronto, ON

Re: Справочник российских БПЛА

Post by Flash-04 »

выписки... выписку из "Техники Молодежи" про действующую лунную базу привести? :mrgreen:
Not everyone believes what I believe but my beliefs do not require them to.
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: Справочник российских БПЛА

Post by tau797 »

DonTolik wrote:
tau797 wrote:Кстати, штрих для апологетов нашей исконной "отсталости" в области создания БПЛА - выписка из библиографии одной статьи по компьютерной тематике 1992 года:
11. Шеверов Д.Н. Проектирование беспилотных летательных аппаратов.-М.:Машиностроение, 1978.-264 с.

Выписки - это хорошо. А отечественная продукция где?

:pain1: :pain1: :pain1:
Ну как можно дойти ДО ТАКОГО???
Специально создал этот раздел - так что же, вы даже не удосужились прочесть первое сообщение?
Любите людей.
King Regards,
Andrey
Golyadkin
Уже с Приветом
Posts: 5424
Joined: 01 Jul 2006 02:26

Re: Справочник российских БПЛА

Post by Golyadkin »

http://vpk.name/news/30415_slepoi_dozor.html
Почему в России нет эффективных беспилотных комплексов, и что делать, чтобы они появились? Ответить на эти вопросы должна была встреча начальника Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ генерал-лейтенанта Владимира Шаманова с производителями беспилотных систем (прошедшая за два месяца до назначения генерала командующим ВДВ). И хотя Шаманова в силу занимаемой должности больше интересовали носимые малогабаритные комплексы, которые могли бы стать, например, батальонным средством, разговор пошел о проблеме в целом.

- Разведывательные и ударные беспилотники уже 20 лет применяются зарубежными армиями, у США их более 5.000, и Пентагон прорабатывает возможность размещения на БПЛА уже до 2 тонн полезной нагрузки. Мы же на этом фоне выглядим не просто бледно, а вообще никак, - начал Шаманов, предложив собравшимся подумать, как обеспечить армию эффективными беспилотными комплексами.
Мужчин от женщин в СССР легко можно было отличить по трусам из весёленького ситчика.
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: Справочник российских БПЛА

Post by tau797 »

Российские беспилотники направят на охрану космодрома Байконур
Компания "Беспилотные системы" выиграла конкурс на поставку комплексов беспилотных летательных аппаратов ZALA 421-04М Министерству внутренних дел России. Часть из них направлена для охраны космодрома Байконур. Об этом, как сообщает "Интерфакс", заявил 18 августа на авиасалоне МАКС-2009 представитель предприятия... в состав комплекса ZALA входит микроавтобус для станции управления и транспортировки техники, а также два беспилотных летательных аппарата самолетного типа со сменными полезными нагрузками. На них могут устанавливаться фотокамера, цветная видеокамера и тепловизор с обзором всей нижней полусферы и системой антенн
Любите людей.
King Regards,
Andrey
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: Справочник российских БПЛА

Post by tau797 »

Любите людей.
King Regards,
Andrey
drugoj
Уже с Приветом
Posts: 341
Joined: 07 Mar 2007 10:52

Re: Справочник российских БПЛА

Post by drugoj »

Хароп или Харпи2 продолжение системы Харпи. Харпи был создан в начале 90ых. В 94ом уже продан в Китай да и в другие страны.
Над Харпи2 мы начали работать во второй половине 90ых.
В 2001-2002 уже летал опытный экземпляр. В 2005 уже начали поставлять Турции. АОИ получила их гораздо раньше.

П.С. Система обмена информацией бортовыми компютерами стоит шатано уже давно. Собственно уже несколько поколений систем сменилось.

П.П.с. Я общался с ребятами из России на выставке в Израиле лет 5 назад. Проблема у них, в основном, в двух моментах.
Первоый: отсутсвие концепции применения. Откуда следует: необходумые параметры как самолета так и системы управления. У них, разработчиков, напрочь отсутствует контакт с армией, которая и должна задавать задачу в общем. В Израиле большинство разработчиков знают задачу изнутри(IDF). Особенно системщики.
Второе. Ребята отстают в знаниях современных систем связи и наведения. Не на уровне теории, а именно использования. Как правило одно КБ пытается делать все. Not good.
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: Справочник российских БПЛА

Post by tau797 »

drugoj wrote:Хароп или Харпи2 продолжение системы Харпи. Харпи был создан в начале 90ых. В 94ом уже продан в Китай да и в другие страны.
Над Харпи2 мы начали работать во второй половине 90ых

Уважаемый drugoj!

Как модератор, выражу, думаю общее мнение: очень рады видеть Вас на этом тематическом подфоруме! :-)
Весьма интересные сведения, не моглы бы Вы еще рассказать, как разработчик, так сказать, "информация из первых рук" :radio%: о БПЛА в этой ветке, поподробнее?

Аудитория будет Вам весьма благодарна.

Кстати, интересно - что, получается, это, наоборот, создатели G-1 у Вас скопировали форму аппарата?
Любите людей.
King Regards,
Andrey
drugoj
Уже с Приветом
Posts: 341
Joined: 07 Mar 2007 10:52

Re: Справочник российских БПЛА

Post by drugoj »

Во первых,я все таки не спец. по летательным аппаратам.
Я занимаюсь электроникой.
С середины 90ых и до начала 2000ых работал в двух Израильский компаниях работаюших в военной области. На одной из них мы делали кое ,что для БПЛА ИАИ, (системы наведения и навигации)
До этого немного занимался системы наведения для ракет и системами связи,

По БПЛА.
Качественный скачок произошел в конце 80ых , даже скорее начале 90ых.
И связан он был с возможостями именно элекртоники, а вернее микроэлектроники.
И тут Израилю "повезло". Сформировавшаяся в 80ых база в области чип десайна (а туже тогда многие фирмы типа Интела и Моторолы имели свои разработческии центры в Израиле), помгло создавать миниатюрные решения тех или иных систем.
Для примера:
модем в котром есть, форвард еррор коректион, интерливер, стаффер , шифратор/дешифратор в одном российском образце исполнен на ПЛИС.
А у нас в асик.
В результате энергопотрбление, скорость, более мощные алгоритмы все за нами.
Далее.
Откуда ноги растут?
Из системы.
Зачем нужен БПЛА?
Вроде ясно? Тогда где система? Куда в РА будут отправлены данные поллученные с БПЛА в реальном времени? Если только оператору, то на хрен не надо етот апарат.
Данные должны уходить всем, командованию в штабе, командованию на позиции, танкистам, артиlеристам, вертолетам приктытия.
А для этого надо иметь или разрабатывать КОНЦЕПЦИЮ управлени войсками на поле боя.

продолжение следует:
drugoj
Уже с Приветом
Posts: 341
Joined: 07 Mar 2007 10:52

Re: Справочник российских БПЛА

Post by drugoj »

Итак продолжим.
В предудущем посте я говорил о системе использования БПЛА, а точнее о систематизорованных данных приходящих в реальном времени.

В статье о русском Г-1 прозвучала одна фраза убивающая все. "небольшая компания".
Одна небольшая часть БПЛА - делается небольшой компанией ,которая собственно и специализируется в конкретной области.
5 лет назад на выставке вооружений в Израиле были инженера из какой то российской фирмы. Они занимались, разработкой БПЛА. В фирме было помоему всего два десятка человек. на все.
Причем из них собственно инженеров электронщиков и программистов как я понял было раз два и все.

Но вернемся к концепции.
Итак сделали мы допустим замечательный летательный аппарат.
У нас есть пульт управления, и канал/каналы прием/передача.
И есть у нас конечно и камера и радар.
А кто намсказал, что это кому то нужно?
Какой у нас радар? С какими ТЧХ? А заказчику может нужны другие?
А другие не всунешь в аппарат, и канала радио не хватает для большего колличества данных.
Поетому сначала системщики садятся с потенциальным заказчиком, как правило, армии, и создает конкретный спек. На это легко уходит более года, а то и двух.
Потом главный контрактор, в данном случае, ИАИ, дает подряд на различные узлы системы. То есть с момента существования общего спека на аппарат до начала работы проходит еще некое время. Пол года -год. Далее разработка, еще пару лет.
И интеграция, а затем и испытания.

Собственно интеграция началась Харопа началась помоему уже в 2001/2002. Но тут я могу и ошибаться.
А вообще срок в 6 лет от и до не считается большим.
И это при том что ИАИ уже имеет большой опыт в производстве БПЛА

http://en.wikipedia.org/wiki/IAI_Harop
http://en.wikipedia.org/wiki/Israel_Aircraft_Industries

П.С. Обратите внимание на колличество работников ИАИ, 16 тысяч.
Не все разумеется занимаются БПЛА, но сама база"..
А сколько фирм "вокруг
Getaway
Уже с Приветом
Posts: 1321
Joined: 03 Sep 1999 09:01
Location: Los Angeles, CA

Re: Справочник российских БПЛА

Post by Getaway »

drugoj wrote:БПЛА... ...
:great:
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: Справочник российских БПЛА

Post by tau797 »

Любите людей.
King Regards,
Andrey
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17180
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Re: Справочник российских БПЛА

Post by Privet »

drugoj wrote:...
Для примера:
модем в котром есть, форвард еррор коректион, интерливер, стаффер , шифратор/дешифратор в одном российском образце исполнен на ПЛИС.
А у нас в асик.
...
продолжение следует:
Не можете в качестве продолжения поподробнее рассказать как организована радиолиния? Картинка сверху вниз с какой скоростью идёт? На какой примерно частоте? Я, надеюсь, это не является секретом?

Модем использовался серийный или делались спец-чипы? Если серийные, то чьи? Радиомодем тоже специализированный? QPSK?
Привет.
drugoj
Уже с Приветом
Posts: 341
Joined: 07 Mar 2007 10:52

Re: Справочник российских БПЛА

Post by drugoj »

Privet wrote:
drugoj wrote:...
Для примера:
модем в котром есть, форвард еррор коректион, интерливер, стаффер , шифратор/дешифратор в одном российском образце исполнен на ПЛИС.
А у нас в асик.
...
продолжение следует:
Не можете в качестве продолжения поподробнее рассказать как организована радиолиния? Картинка сверху вниз с какой скоростью идёт? На какой примерно частоте? Я, надеюсь, это не является секретом?

Модем использовался серийный или делались спец-чипы? Если серийные, то чьи? Радиомодем тоже специализированный? QPSK?
Картинка кодируется в мпег2 или h.264 плюс енкриптион.
Система связи многоканальная, частоты варируются от типа апарата и могут менятся в реальном времени.
Модем специализированный, qpsk использовользовалась на, по моему, более ранних версиях.
FEC -turbo codes or viterby or/and simple reed solomon.

принцыпиально канал управления отделен от канала видео и от канала даты.
Так как на апараты можно навесить чего душа желает от радара до разного рода датчиков, то и дата канал собссно многоканальный.
Канал управления имеет самую высокую степень защиты (кодеровки) .

А самое интерстное это защита от джамминга. Но это таки секрет.

Кстати частоты само по себе не пренцыпиальны, интерестна ширина пропускания канала. ;)
User avatar
Tango
Уже с Приветом
Posts: 2099
Joined: 30 Jan 2004 07:55
Location: Orange County, CA

Re: Справочник российских БПЛА

Post by Tango »

Privet wrote:Не можете в качестве продолжения поподробнее рассказать как организована радиолиния?...
http://fas.org/irp/program/disseminate/tcdl.htm
User avatar
mikenewman
Уже с Приветом
Posts: 558
Joined: 09 Aug 2001 09:01

Re: Справочник российских БПЛА

Post by mikenewman »

Результат налицо:
Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин заявил в ходе пресс-конференции 26 ноября, что принимать на вооружение отечественные беспилотники – "это просто преступление". Свои потребности в этой области в ВВС собираются удовлетворять за счет Израиля – по качеству и характеристикам они, по словам Зелина, превосходят российские образцы.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsI ... &NodesID=7
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: Справочник российских БПЛА

Post by tau797 »

Любите людей.
King Regards,
Andrey
drugoj
Уже с Приветом
Posts: 341
Joined: 07 Mar 2007 10:52

Re: Справочник российских БПЛА

Post by drugoj »

tau797 wrote:http://www.dpla.ru/dragonbrat/index.htm
"При создании «Предатора» во главу угла была поставлена его надёжность. Для этого инженеры отказались от не апробированных новинок, а использовали существующие элементы пилотируемых самолётов. Справедливо считается, что «Предатор» -- это первый успешный проект в области беспилотной авиации за десятилетия. В США, разумеется. Но, тем не менее, половина из 60..70 самолётов, выпущенных в период 1995..2002 гг., разбилась, в основном, по техническим причинам (подробнее см. статью в «Вашингтон пост»). К февралю 2004 года было выпущено всего 100 самолётов «Предатор», то есть темп выпуска составил в среднем 10 самолётов в год. Вряд ли эта цифра свидетельствуют о широко поставленном серийном производстве."

И все было бы правильно если бы не такие мелочи как колличество предаторов и колличество их безвозвратных потерь было бы правильными. А так 60 Предаторов было закуплено для ив период Афганской компании. Потеряно около 20ти.
Всего построено около 200.
Большинство потерь были до модификации дрона. Проблема обледенения некоторых важных узлов.


"Г.Евстафьев и М.Павлушенко цитируют эпизод слежения «Предатора» за джипом «Ленд Ровер» по улицам и площадям афганского города, с заездом джипа в туннель. В результате был выявлен дом, куда приехали и вошли пассажиры джипа, и установлено, что этот дом связан с «Аль-Кайедой». Возможно, что это правда. Возможно, что нет. Распознать автомобиль с точностью до типа, более того, до конкретного экземпляра, с беспилотного летательного аппарата в реальном масштабе времени непросто. Например, комплексу "Строй-П" с ДПЛА «Пчела» Тактико-техническим заданием ставилась и была решена задача распознавать технику до вида. То есть, требовалось отличить автомобиль от бронетранспортёра, а бронетранспортёр от танка. Конечно, разведывательная аппаратура «Предатора» гораздо совершеннее, чем у «Пчелы». Но телевидение есть телевидение. Оно не стало существенно лучше за двадцать лет. Надёжность таких разведывательных данных сомнительна."
Про телевидение - но коментс.
Главный конструктот наверное не видел разницу в телеметрии и картинки с БПЛА
Вместе с картинкой идет и туча других данных. Прямо на картинке

"Можно привести пример, показывающий, насколько ненадёжно распознавание небольших предметов через телевизионную систему ДПЛА. В начале октября 2004 года СМИ Израиля и России широко объявили об обнаружении с израильского беспилотника процесса погрузки палестинскими террористами ракеты «Кассам» в «Скорую помощь» ООН. Демонстрировались отснятые телевизионные кадры. Сенсация продержалась недолго. Уже через два дня под давлением неопровержимых доказательств Израиль признал (см. также), что продолговатый предмет, увиденный с беспилотного самолёта, являлся просто носилками для переноски больных."
Грустно отрицать видимое. На одну ошибку - сотни четких распознований

"Особенно хотелось бы остановиться на заявляемом отставании в области систем управления. Это совершенно не так! Ведь система управления -- это на сто процентов знания и накопленный опыт испытаний. И тем и другим мы обладаем в достаточной степени. О чём следует говорить, так это о крахе отечественной электронной промышленности и о неработоспособности спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Несмотря на ежегодные заверения различных руководителей о полномасштабном развёртывании системы в "текущем" (вариант: в "будущем") году, ГЛОНАСС не укомплектован навигационными спутниками. В результате, в отечественных системах управления используется импортная элементная база, а для навигации -- американская система GPS (что реально ставит под угрозу информационную безопасность наших ДПЛА)."

А тут остапа понесло.
Опыт управления ситемами приходит после долгого и нудного использования этой систем,
Крах отечественной электронной промышленности он поминает, но при этом разрыва в мини-дпла с западом не наблюдает.

И полет в пол часа вместо часа полета мини дпла не замечает.
Про качество изображения мы и говорить не будем.


Все весьма сумрачно, если это речи главного конструктора :pain1:
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: Справочник российских БПЛА

Post by tau797 »

drugoj wrote:Все весьма сумрачно, если это речи главного конструктора :pain1:
Не преувеличивайте: "все", "весьма". БПЛА они таки производят.
Любите людей.
King Regards,
Andrey
drugoj
Уже с Приветом
Posts: 341
Joined: 07 Mar 2007 10:52

Re: Справочник российских БПЛА

Post by drugoj »

Ливанская "Хизбала"то же делает БПЛА.
И даже запускала их пару раз в сторону Израиля.
Мне кажется России нужно нечто полудше чем уровень самоделкина плюс.
В принцыпе об этом в открытую говорят российские генералы.

П.С. Я думаю, что в принцыпе российские компании смогут производить свои БПЛА конкурентноспосбными с западными. Не завтра, а вообще.
Проблема, что каждое такое КБ пыатется сделать все сами, я уже говорил об этом. А ентопри сегодняшних сложных технологиях - не работает.

П.П.С. Думаю, что как КБ аеронавтики - они весьма на уровне. Так мне показалось. Отсатют как обычно, радио, наблюдение и минитàризация (как результат - энергопотрбление -> время полета)
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: Справочник российских БПЛА

Post by tau797 »

drugoj wrote:Мне кажется России нужно нечто полудше чем уровень самоделкина плюс
А мне кажется, сравнение тех БПЛА, которые делаются нашими авиационными КБ, с уровнем "самоделкина", некорректно.
drugoj wrote:Отсатют как обычно, радио, наблюдение и минитàризация (как результат - энергопотрбление -> время полета)
Миниатюризация в нашей стране вообще-то в некоторых изделиях - боеголовках многоголовых стратегических носителей - достигла выдающихся успехов.
Так что речь должна скорее идти о передаче технологий из отрасли в отрасль.
Любите людей.
King Regards,
Andrey
User avatar
Brazen
Уже с Приветом
Posts: 7412
Joined: 03 Apr 2004 09:35
Location: 1st Rock From The Moon

Re: Справочник российских БПЛА

Post by Brazen »

tau797 wrote:Миниатюризация в нашей стране вообще-то в некоторых изделиях - боеголовках многоголовых стратегических носителей - достигла выдающихся успехов. Так что речь должна скорее идти о передаче технологий из отрасли в отрасль.
О, да. Зато мы делаем ракеты. Конечно, конечно. Сами носители-то как, летают?

Return to “Авиация, космонавтика, мореплавание”