Крым - Американская Земля?

ZmeyeeD
Уже с Приветом
Posts: 3394
Joined: 02 Jul 2006 02:59

Post by ZmeyeeD »

Если какая-нибудь этническая группа начнет требовать автономии, основываясь на православной вере, то это приведет к печальным последствиям. В более широком смысле, если государство начнет создаваться на религиозных основах (вне зависимости от религии) это - катастрофа. Если современное национальное движение вводит в оборот религиозную риторику типа "единой веры" (вне зависимости от религии), "истинных ценностей", то жди крови.
ZmeyeeD
Уже с Приветом
Posts: 3394
Joined: 02 Jul 2006 02:59

Post by ZmeyeeD »

researcher wrote: ..
Пример с сербами, хорватами и боснийцами вам разложить по полочкам? Один этнос в оригинале, три религии - три разных народа!...


Желаете повторить боснийский вариант? Как раз этот пример перед глазами. Религиозный фактор сыграл немалую роль в боснийском конфликте (причины были не в нем, конечно, но религиозный фактор использовался всеми воюющими сторонами).

Как только "национальные лидеры" начинают использовать религиозную риторику, их надо ммм "интернировать". Иначе - будет хуже. Потому что териториальный спор решить можно (а можно вообще не решать, так и жить как Испания и Гибралтар), проблемы языка тоже можно решить (как в Канаде, например) а религиозный конфликт в принципе неразрешим.
researcher
Уже с Приветом
Posts: 596
Joined: 22 Jul 2000 09:01
Location: Qırım

Post by researcher »

ZmeyeeD wrote: Как только "национальные лидеры" начинают использовать религиозную риторику, их надо ммм "интернировать". Иначе - будет хуже. Потому что териториальный спор решить можно (а можно вообще не решать, так и жить как Испания и Гибралтар), проблемы языка тоже можно решить (как в Канаде, например) а религиозный конфликт в принципе неразрешим.


Попробуйте, привести мне, пример того, как крымско-татарские лидеры используют религиозный фактор.
Last edited by researcher on 02 Jul 2008 00:18, edited 1 time in total.
researcher
Уже с Приветом
Posts: 596
Joined: 22 Jul 2000 09:01
Location: Qırım

Post by researcher »

ZmeyeeD wrote:
researcher wrote: ..
Пример с сербами, хорватами и боснийцами вам разложить по полочкам? Один этнос в оригинале, три религии - три разных народа!...


Желаете повторить боснийский вариант? Как раз этот пример перед глазами. Религиозный фактор сыграл немалую роль в боснийском конфликте (причины были не в нем, конечно, но религиозный фактор использовался всеми воюющими сторонами).


Тем не менее католики-хорваты - воевали вместе с боснийцами. Так что, вопрос религии - важен, но не всегда критичен.

Боснийская война (6 апреля 1992—14 сентября 1995) — острый межэтнический конфликт на территории Боснии и Герцеговины (республика бывшей Югославии) между вооружёнными формированиями сербов и мусульмано-хорватской федерации (боснийцы и хорваты). Общее число убитых составило 100 тысяч человек.


Как мы можем видеть ни слова о религии.

Сребреницкая резня — преступление во время Боснийской войны, которое классифицировано Международным трибуналом по бывшей Югославии и Международным судом ООН как геноцид. Согласно его приговорам, в окрестностях города Сребреницы боснийскими сербами в июле 1995 было расстреляно до 8000 безоружных боснийских мусульман — мужчин и подростков.


Это по-вашему, тоже рук кровожадных мусульман? Или инсценировка?
ZmeyeeD
Уже с Приветом
Posts: 3394
Joined: 02 Jul 2006 02:59

Post by ZmeyeeD »

researcher wrote:
Это по-вашему, тоже рук кровожадных мусульман? Или инсценировка?


В Боснии все стороны виновны в развязывании войны и в военных преступлениях. Там "белых и пушистых" не было. И все стороны использовали религиозный фактор. И я прекрасно понимаю, что рано или поздно крымско-татарское национальное движение тоже начнет разыгрывать "исламскую карту". Хотелось бы ошибиться, но...

Кстати, хорваты в Боснии успели славно повоевать с мусульманами а мусульмане Бихача воевали на стороне сербов против хорватов и сараевского правительства . Была война всех против всех. А началось все с провозглашения независимости боснийскими мусульманами в стране, в которой они состваляли меньшинство. Догадываетесь, куда я клоню?
BETEP
Уже с Приветом
Posts: 157
Joined: 16 Jan 2004 03:21

Post by BETEP »

Ребята, речь вообще шла о КРЫМЕ!!!! Все слышать и читают, О КРЫМЕ!!!!! А также о возможных причинах передачи острова РФ Украине. Просьба, любителей поговорить на отвлеченные темы, в САД!!!!
The one who can wait, can get what s/he will.
BETEP
Уже с Приветом
Posts: 157
Joined: 16 Jan 2004 03:21

Post by BETEP »

1954 год именно знаменателен тем, что в этот год Правительство СССР или РФ должны были полностью расплатиться по долговым бумагам предоставленным Америкой. И в этот год РФ передает Крым Украине. Соответственно делает нелегитимность оплаты долга, хотя это тоже под вопросом!!!! По теме пожалуйста!
The one who can wait, can get what s/he will.
User avatar
okop
Уже с Приветом
Posts: 3017
Joined: 02 Oct 2006 19:24

Post by okop »

BETEP wrote:1954 год именно знаменателен тем, что в этот год Правительство СССР или РФ должны были полностью расплатиться по долговым бумагам предоставленным Америкой. И в этот год РФ передает Крым Украине. Соответственно делает нелегитимность оплаты долга, хотя это тоже под вопросом!!!! По теме пожалуйста!

Если бы произошел дефолт по ценным бумагам, не сомневайтесь - судились бы до сих по (как Нога) со всеми возможными правоприемниками не взирая ни на что. Так что - лабуда.
User avatar
okop
Уже с Приветом
Posts: 3017
Joined: 02 Oct 2006 19:24

Post by okop »

researcher wrote:И потом все эти вопросы уже давно обсуждались на этом форуме. Кырымлы (крымцы, крымские татары) - этнос, сформировавшийся из всех народностей, населявших Крым до этого, путем естественной ассимиляции и принятия единой веры.


Очень ловко, ну тогда, если все ассимилировались и поменяли веру, откуда взялись православные греки, которых Екатерина II вывезла из Крыма в 1777 году?

Про караимов и крымчаков вообще отдельная тема.

Может быть ассимилированные греки сожгли Москву в 1581 году, уничтожив почти все мирное население?

В США много лет назад завезли 13 млн. чернокожих рабов и до сих пор американское общество не свободно от воспоминаний об этом.
Интересно, крымские татары вспоминают о том, что их предки продали в рабство 3 млн. русских, украинцев и поляков?
researcher
Уже с Приветом
Posts: 596
Joined: 22 Jul 2000 09:01
Location: Qırım

Post by researcher »

okop wrote:
researcher wrote:И потом все эти вопросы уже давно обсуждались на этом форуме. Кырымлы (крымцы, крымские татары) - этнос, сформировавшийся из всех народностей, населявших Крым до этого, путем естественной ассимиляции и принятия единой веры.


Очень ловко, ну тогда, если все ассимилировались и поменяли веру, откуда взялись православные греки, которых Екатерина II вывезла из Крыма в 1777 году?

Про караимов и крымчаков вообще отдельная тема.

Может быть ассимилированные греки сожгли Москву в 1581 году, уничтожив почти все мирное население?

В США много лет назад завезли 13 млн. чернокожих рабов и до сих пор американское общество не свободно от воспоминаний об этом.
Интересно, крымские татары вспоминают о том, что их предки продали в рабство 3 млн. русских, украинцев и поляков?


Вы с датой вывоза греков Екатериной не ошиблись? Или она из сопредельного государства их вывозила? Тогда это может называться спасение. Да и потом вы еще и количестве вспомните, вывезенных. Кстати а как быть с другими народами населявшими Крым, кроме греков? Что-же вы за них так зацепились.
В 1778 г. Екатерина II переселила из Крыма в Приазовье греков и в район Нахичевани армян. Всего было выселено около 31 тыс. христиан.


Караимы и крымчаки тут причем? Они были как и другие полноправными жителями Крымского Ханства, никуда не стремились и участвовали в войнах вместе с крымцами.

Ассимилировались не все. Те кто не ассимилировались продолжали жить спокойно во владениях Крымского Хана. И потом турецким вилаятом был лишь южный берег, причем мусульмане проживающие там, являлись поддаными Крымского Ханства.

Пример с черными мне не понятен!?

Судьба проданных рабов мне не известна. Могу сказать только одно, рабов русских помещиков, передавали во владение помещиков третьих стран. С этим фактом я думаю вы спорить не будете.
Akskl
Уже с Приветом
Posts: 313
Joined: 25 Mar 2008 01:29
Location: New England

Re: Крым - Американская Земля?

Post by Akskl »

{{ http://crimeanblog.blogspot.com/2012/11 ... aniya.html }}
История переименования городов и сёл в Крыму
Советская власть переименовала Ялту в Красноармейск, а после выселения крымских татар новые названия давали даже горам и рекам. Бахчисарай сейчас мог бы быть Пушкиным или Садовском, Алушта — Кутузовском, Судак — Сурожем, а Белогорск — Чернореченском.
За последние 250 лет Крым перепахали четыре (!) кампании по переименованию городов и сел. Такого не было ни в одном регионе мира. История прошлась по карте полуострова ластиком и чернилами, стирая старые названия и вписывая новые. Иногда они были удачными, но чаще — искусственными, придуманными наспех и без души. О деталях этого бурного и хаотичного процесса рассказали соавтор сборника «Топонимика Крыма 2011» Владимир Санжаровец и историк Гульнара Бекирова.
Первая волна: 18 век
Первое целенаправленное переименование населенных пунктов и других географических объектов Крыма случилось в конце 18 века — после присоединения полуострова к Российской империи. Первыми стали населенные пункты, которым была уготована особая роль: деревушка Ак-Яр стала Севастополем, городок Ак-Меджит — Симферополем. Переименовали и крупнейшие портовые, торговые города: Гезлёв нарекли Евпаторией, Кафе вернули имя Феодосия.
(Читайте также: Истории названий крымских сёл)
Газеты того времени писали:
Для упрочения русского владычества во вновь присоединенном крае необходимо было заселение его чисто русскими людьми.
Считалось, что для русификации территории Крымского ханства потребуется не менее миллиона переселенцев‑славян. «Вместе с русскими в Крым переселяются и другие народы: немцы, болгары... И, соответственно, вместо татарских „пришли“ и новые названия для деревень. Джайлав превратился в Цюрихталь (ныне Золотое Поле), Даут-Эли в Марфовку, а д. Качан стала Новониколаевкой, однако нередко татарские названия переносились на рядом возникавшие не татарские населенные пункты», — объясняет Владимир Санжаровец, старший научный сотрудник Керченского историко-культурного заповедника и один из лучших в Крыму специалистов по топонимам — то есть географическим названиям.
Революционные перемены
Очередная революция на карте Крыма случилась сразу после Гражданской войны. Молодая советская власть увековечивала в географических названиях имена партийных деятелей, идеологов коммунизма, в том числе иностранных (появлялись населенные пункты, названные в честь Маркса, Энгельса, Розы Люксембург), фиксировала в названиях революционные события — для потомков. В революционном пылу едва не пострадала Ялта. В декабре 1921 года местный революционный комитет переименовал южнобережный город в... Красноармейск. Новое название дали «в ознаменование победного похода Красной Армии, конечным пунктом которого явилась Ялта». Впрочем, была еще одна причина. Представители советской власти посчитали, что старое название будет вызывать у пролетариев нехорошие ассоциации, ведь дореволюционная Ялта была «центром разврата и разгула кутящей буржуазии», — так говорится в приказе о переименовании. К счастью, уже в 1922 году городу вернули прежнее название.
Война с «нерусскими» названиями
Крым едва успели покинуть последние эшелоны с депортированными народами, которых выселяли с полуострова якобы как немецких пособников, как местная власть с подачи Москвы начала спешно очищать карту полуострова от всего «чужеродного»: тюркских названий, следов греческой, армянской, немецкой, болгарской культуры. Началось самое масштабное переименование населенных пунктов Крыма, которое проводилось в три этапа: в 1944, 1945 и 1948 годах.
«Это была, по сути, секретная операция — многие документы шли под грифом „секретно“ и „совершенно секретно“, — рассказывает Санжаровец.
На столы председателей райкомов партии и районных исполкомов легли приказы: в сжатые сроки предоставить в Крымский облисполком списки подлежащих переименованию сел с крымскотатарскими, немецкими, греческими названиями. От чиновников требовали также подготовить новые варианты названий и их обоснование. Списки формировали созданные в срочном порядке специальные комиссии. Новые названия придумывали в спешке, времени для полета фантазии не было. Часто доходило до смешного: кто-то из членов комиссии говорит: «В нашем пруду водятся сазаны — давайте назовем село „Сазановка“. Или „Зайцы“ — их здесь часто видят», — и комиссия голосует «за». Речка Кара-су (Черная вода) стала Карасевкой, хотя карасей в ней никогда не водилось.
(Читайте также: Село Лоховка в Крыму)
В архивах до сих пор хранятся документы с первоначальными вариантами переименований. «Эти названия порой абсолютно условные, взятые с потолка, навеянные бог знает какими воспоминаниями, ассоциациями, — рассказывает Владимир Санжаровец. — Взять, к примеру, Горностаевку. В Крыму горностаев никогда не было. Возможно, ответственный за это человек вспомнил, что на Украине существует Горностаевка и поэтому дал такое название крымскому селу».
Возмущаться было некому: тех, для кого прежние названия были родными, выселили с полуострова. «А для русского уха Сазановка и Горностаевка звучали нормально. Чужими, наоборот, были прежние названия», — говорит Санжаровец. Потом решения районных властей утверждали на областном уровне, а окончательно закрепили переименование указы президиума Верховного Совета РСФСР.
Джанкой — Узловое, Саки — Озерное
В 1944–1945 годах в Крыму переименовали 11 из 26 райцентров (Ак-Мечетский район стал Черноморским, Лариндорфский — Первомайским) и еще 327 сел. На очереди были города. В архивных документах зафиксированы предполагаемые варианты названий: Джанкой мог стать Северным, Отрадным, Узловым или Степным, Саки — Озерным, Бахчисарай планировали переименовать в город Пушкин (все-таки поэт там бывал и даже написал поэму «Бахчисарайский фонтан»). Два варианта новых названий были у Карасубазара — Чернореченск и Белогорск. В итоге остановились на последнем.
В список потенциальных претендентов на переименование не попали только несколько крымских городов. «Не могли тронуть Севастополь и Симферополь — как города, которые носили названия российского времени, рожденные в эпоху Екатерины. Подумывали переименовать Евпаторию: название города связано с именем Митридата Евпатора, который воевал со скифами, а скифы, как тогда считали, — это предки славян», — отмечает Владимир Санжаровец. Не попала в список переименований и Керчь. «Хотя название внешне тюркское, очевидно, полагали, что оно ведет свое начало от слова Корчев — это древнерусское название Керчи», — говорит ученый.
(Читайте также: История происхождения названия города Симферополь)
Сталин приказал
Новая — и последняя волна переименований нахлынула на Крым через три года после победы в Великой Отечественной войне.
«В сентябре 1948 года Крым посетил Сталин, — рассказывает историк Гульнара Бекирова. — Здесь он встречался с местной верхушкой — принял у себя на даче в Ялте секретаря Ялтинского горкома партии Булаева, а на следующий день прошло заседание Крымского обкома, после которого появился указ о „дочистке“ Крыма, на основании которого были выселены чудом оставшиеся в Крыму представители „неблагонадежных“ этносов». Еще одним результатом встречи стало постановление Крымского обкома «О переименовании населенных пунктов, улиц, отдельных видов работ и других татарских обозначений».
Райкомы должны были в течение месяца — до 1 ноября 1948 года — подготовить предложения по переименованию сохранивших прежние названия населенных пунктов. Кроме того, местные органы власти получили задание придумать новые имена для всех географических объектов: гор, рек, мысов, заливов, озер, долин.
«На смену поэтичным, веками сложившимся и укоренившимся в памяти крымчан названиям пришли безобразные, ни о чем не говорящие обозначения», — с горечью говорит Бекирова, семья которой вернулась в Крым только в 1980‑х.
Комиссиям по переименованию обычно не хватало фантазии. Но иногда ее было даже многовато — и некоторые села получили вычурные названия: Новый Мир, Буревестник, Субботник и даже Жемчужина.
От географического конфуза спас адмирал
К лету 1953 года в Крыму выполнили часть грандиозного плана по смене названий географических объектов. Гора Роман-Кош должна была стать Высокой, водопад Джур-Джур — Шумным, река Салгир — Крымкой, а для Ай-Петри и Демерджи уже давно были готовы варианты: Петровые скалы и Обвальная. Параллельно на переименование готовились списки озер, мысов, заливов и проливов. Всего предполагалось изменить 89 названий. Масштабы происходящего смутили военных моряков. Адмирал Сергей Горшков, командовавший в ту пору Черноморским флотом, обратился в крымский облисполком с просьбой умерить пыл: все-таки приморские объекты внесены в лоции, зафиксированы на картах, в том числе, иностранных. Это грозило международным скандалом.
К мнению Горшкова, конечно, прислушались, но просьбу морского военачальника удовлетворили частично: переименования все-таки последовали, хотя их число сократилось. В результате, к примеру, мыс Топрак-Кая стал Хамелеоном. К счастью для крымчан, на этом поставили точку.
Источники вдохновения
Последнее переименование стало самым массовым: новые имена получили 1062 селения и более тысячи природных объектов. Названия придумывали по-разному.
«Село Биюк-Яшлав, бывшее имение крымскотатарских дворян, назвали Репино, потому что там когда-то якобы был художник Репин, — отмечает Гульнара Бекирова. — Но такая продуманность — редкость, обычно процесс был хаотичным».
Новые топонимы обычно отражали особенности в облике географического объекта (гора Измаил-Кая стала называться Пика, гора Отлу-Кая — Дырявая), названия сел были продиктованы местностью — Плодородное, Межгорье, Междуречье. Называли села и деревни также в честь исторических событий или местных жителей-героев, не вернувшихся с фронта (имена героев Великой Отечественной носят 56 крымских сел, в том числе Сергеевка, в прошлом Татарский Айтуган, переименованная по имени партизана Сергея Удоденко).
В новых названиях сел увековечивали и имена председателей колхозов, передовиков производства. Часто фантазии не хватало, поэтому у 358 поселков и сел есть «тезки».
«Одинаковые названия допускались, если села относились к разным районам, — поясняет Владимир Санжаровец. — Скажем, имя Войково носили сразу несколько деревень. Ничего необычного в этом не видели и ошибкой не считали».
Тем не менее, старые названия оказались живучи. Ту же деревню Войково, что под Керчью, местные жители называют по старинке — Катырлез.
Четыре типа названий: от имен до армии
Всего в Крыму 998 сел и поселков. Почти четверть из них названы в честь людей. Мы насчитали 249 таких населенных пунктов. Крымские районы изобилуют Новоконстантиновками, Новониколаевками и Новоалександровками. Разнообразие крымской природы и особенности местности подарили крымчанам 148 географических топонимов — от Холмовки до Берегового. Сельскому хозяйству обязаны своими названиями 89 крымских сел и деревень. На четвертом месте — армейская тематика. На полуострове насчитывается 46 сел с «военными» названиями — Танковое, Дозорное, Генеральское, Батальное, Резервное.
Мария Макеева, «Республика»
zVlad
Уже с Приветом
Posts: 15310
Joined: 30 Apr 2003 16:43

Re: Крым - Американская Земля?

Post by zVlad »

Интересная тема. Интересна тем что обсуждалась семь лет назад. За год пребывания Крыма снова в России татарский вопрос решен оказался. Нет угроз требования татaрской автономии и нет опасности сепаратизма.

Я не знаю особенностей крымских татар, но я знаю уральских татар - жил вместе с ними в Челябинске. Полагаю что крымские татары ближе по ментальности другим российским татарам чем тем мусульманам что раскачали бывшую Югославию.

Тем не менне еще раз хочу обратить внимание на то как обстояли дела с татарским вопросом в украинском Крыму и как они обстоят сейчас - через год с небольшим.
zVlad
Уже с Приветом
Posts: 15310
Joined: 30 Apr 2003 16:43

Re:

Post by zVlad »

okop wrote:....И кстати, греков. в отличии от крымских татар выселяли из Крыма два раза, сначала Екатерина II, ну а затем уж не смог удержаться отец народов.

Это были два очень разных по причинам и целям "выселения". Греки (на самом деле христиане, православные и католики, а не только греки) были переселены в 18-ом веке с целью подорвать экономическую основу Крымского ханства так как христиане были основными налогоплательщиками, причем весьма плотно обложенные ханом налогами. При этом Россия всячески это переселение поддерживала, оно было добровольным - во главе с их религиозными лидерами, а налоги для переселенцев существенно сокращались (первые 10 лет налоги не взымались вообще).

Конечно любое переселение это напряг, для народа это конечно скорее трагедия чем что-либо еще. Более того коль скоро уже через пять лет Крым становится российским то эффект от этого переселения трудно оценим. А переселeнцы не полностью но вернулись вскоре обратно.
Akskl
Уже с Приветом
Posts: 313
Joined: 25 Mar 2008 01:29
Location: New England

Re: Крым - Американская Земля?

Post by Akskl »

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Население. Жителей в Крымский полуостров 397239. За исключением горной области, Крым заселен слабо. 11 городов, 1098 селений, 1400 хуторов и сел. В городах 148897 жителей — около 37% всего населения. Этнографический состав населения разнообразен: татары, русские, немцы, болгары, чехи, эстонцы, греки, евреи, караимы, крымчаки, армяне, цыгане. Татары составляют преобладающую часть населения (до 89%) в горной области и около половины в степной. Степные татары — прямые потомки "монголов" (которые все разговаривали на тюркском, а не на халха-монгольском яхыке - прим.А.); горные, судя по их типу — потомки первоначальных жителей южного побережья (греков, итальянцев и др.), принявшие ислам и татарский язык. В этот язык они ввели столько турецких и испорченных греческих слов, что часто он непонятен степным татарам. Русских больше всего в Феодосийском уезде; это или крестьяне, или наделенные землей солдаты, или разные пришлые люди, живущие у землевладельцев в качестве десятинщиков. Немцы и болгары поселены в Крыму в начале нынешнего столетия, получив в надел обширные и плодородные земли; позднее зажиточные колонисты стали покупать землю, преимущественно в Перекопском и Евпаторийском уездах. Чехи и эстонцы прибыли в Крым в 60-х годах и заняли часть земель, оставленных эмигрировавшими татарами. Греки частью остались со времен ханства, частью поселены в 1779 г. Армяне проникли в Крым еще в XIV столетии; им удалось сохранить язык и веру. Евреи и караимы, весьма древние обитатели Крыма, сохранили религию, но утратили язык и приняли татарский костюм и образ жизни. Отатарившиеся евреи, т. н. крымчаки, живут преимущественно в Карасубазаре; караимы жили при ханах в Чуфут-кале (близ Бахчисарая), теперь сосредоточиваются в Евпатории. Цыгане частью остались со времени ханства (оседлые), частью в недавнее время переселились из Польши (кочевые). Землей население обеспечено весьма неодинаково. В степной области много безземельных; при ханах почти вся земля принадлежала беям, да и теперь частным владельцам в этой местности принадлежит 73-86% всей площади. В горной области безземельных почти нет; поселянам принадлежит более 37% всей земли. Самое крупное землевладение — в степной области, очень раздробленное — в горной; средний размер владельческого имения в Перекопском и Евпаторийском уездах 1028-1340 десятин, а в Ялтинском — только 14 десятин; из 205 дворянских имений 91 имеют здесь, в среднем, менее 4 десятин. Еще недавно главную статью крымской сельскохозяйственной промышленности составляло скотоводство, но, с усиленной распашкой степи, оно быстро уменьшается. Тонкорунное овцеводство сохранилось только у самых крупных владельцев; табуны лошадей и нагульное скотоводство вывелись; верблюды держатся только в немногих местах и в незначительном числе; число буйволов в горной области тоже сокращается. Лошадей всего 66000, рогатого скота 150000, овец более 1000000, верблюдов около 1000. Ежегодная запашка-400000 десятин, из которых на горную область приходится не более 55000 десятин. Главный хлеб в степи — озимая пшеница, в горах — пшеница и озимый ячмень. Аренда земли за деньги распространена мало; обыкновенно земля сдается из доли продукта или обрабатывается десятинщиками. Десятинщик — безземельный поселянин, пользующийся землей, а иногда хатой и инвентарем владельца; он отдает в пользу хозяина, смотря по местности и другим условиям, от 1/10 до 1/3, даже до 1/2 урожая. Табаководство развито главным образом в горных уездах; в 1892 г. числилось 7000 плантаций, с площадью до 3000 десятин и производством около 150000 пд. табака. Лучший табак — южно-бережский. Садоводство распространено по всем главным крымским долинам; лучшие сады по pp. Kaрасу, Алме и Каче. Урожай фруктов доходит до 700000 пд., валовой доход — до 2000000 руб. В Феодосийском уезде лесных орехов собирается на сумму до 200000 руб. — Виноградарство распространено по всему южному побережью от Балаклавы до Феодосии и в главных долинах рек северного склона; в небольшом размере виноградники разведены также кое-где в Перекопском уезде и на Тарханкутском полуострове. Всего под виноградниками до 5500 десятин; производится ежегодно до 1300000 вд. вина; лучшие виноградники и вина — на южном берегу. Соляная промышленность существует в Крыму с весьма древних времен. Соляные озера лежат в северной части Перекопского и в южной Евпаторийского уезда, также на Керченском полуострове и на Арабатской стрелке. Всего добывается от 12 до 15 млн. пд. в год. Фабрично-заводская промышленность развита мало: судостроительный завод в Севастополе, паровые мельницы, чугунолитейные, пивоваренные заводы, табачные, конфетные, консервные фабрики, мыловаренные и кожевенные заводы. Кустарные промыслы развиты главным образом в Бахчисарае и Карасубазаре: изделия из кожи, шерсти, железа и меди. На северном склоне, в Богатырской волости (Ялтинского уезда) приготовляются сельскохозяйственные орудия из дерева (грабли, вилы и проч.).

Return to “Вопросы Истории”