KP580BE51 wrote:ХБ/БУ, читал, не понравилось.
Ето Вы его готовить не умеете.
Процитирую старый разговор из другого места:
---------------------------------------------
>Правильно я завязку твиста понял ("Искупитель" вс "Искусител")? А развязка в чём тогда?
Ннну... я бы не сказал, что это главный твист. Это, кмк, побочная линия. Главный герой, всё-таки, не Маркус, а Ильмар. ДЛя меня лично главных твистов было два: 1) Где альтернативно-историческая развилка? 2) Что первый Искупитель сделал неправильно?
Моё понимание книжки вытекло из ответов.
Развилка - в этом мире Христос, сын бога, был, по глупости Иосифа, убит во младенчестве по приказу Ирода (в нашем он уцелел). На его должность бог взял непрояснённого в тексте шпента, первого Искупителя, ставшего т.о. пасынком бога. "Я сделаю для него всё, что сделал бы для своего сына" - и Искупитель получил Слово (как и, предполагается христианами, Христос в нашем мире). Слово, по определению, всемогуще. Христос не воспользовался им, не стал царём мира или счастливым обывателем, несмотря на искушения дьявола и Скорцезе. Более того - пошёл на мучительнуй смерть. Первый Искупитель - пошёл в Рим и стал цезарем.
Вот это - то, что первый Искупитель сделал неправильно: не отказался от силы Слова. Дальше - внутреняя логика развития мира с этим допущением: сила Слова, раз от него не отказались, должна быть как-то реализована. Лукьяненко придумывает (блестяще, на мой взгляд) Холод. Он ограничивает силу Слова очень тщательно, настолько, что это уже и не магия даже, а просто такое явление природы в том мире, которого в нашем мире нет. Ограничивает одной функцией - доступ в Холод.
Позднее первый Искупитель понимает свою ошибку, но уже поздно - Слово разошлось по рукам, хоть и ущербное. Он делает что может: забирает на Слово всё железо на Земле. Это у него, похоже, старый бзик - железо убивает, ех, не слыхал он простой истины "Guns don't kill, people do.", которая, кстати, потом всей историей того мира и подтверждается. Потом он привязывается к столбу и берёт сам себя на Слово, то бишь - в ад. Но поздно, поздно... мир не искуплён. Ущербное Слово на свободе и разрушает мир всё глубже.
Через две, как положено, тысячи лет начинается собственно действие книги. В свете предыдущего - Маркус _не_ второй Искупитель. По крайней мере, он не "правильный" второй Искупитель. Он повторил ошибку первого. Скорее всего, как мне кажется, второй Искупитель - это Ильмар. Но тут уже и книжке конец, и что там дальше будет с Ильмаром и миром, мы можем выдумывать сами.
>Как и с Дозорами - осталась недосказанность, недоделки. Действующих лиц, самого действа - много, а смысл...пока непонятен.
Лукьяненко, кмк, попытался в ХБ/БУ дать т.н. "открытую концовку", которые так мастерски получались у Стругацких. Но он не Стругацкие, да и ленив текст вылизывать, вот и недоделки-недосказанность.
Кстати, Холод (ХБ/БУ) вс. Сумрак (НД). Холод в ХБ/БУ - довольно строгое логическое следствие развили и ошибки первого Искупителя - оставшейся не нейтрализованной силы Слова. Сумрак в НД - всего лишь обычная для фентези логическая помойка, тёмное место для плохо увязанные концы прятать. Откуда енергия берётся? А из Сумрака. Куда енергия девается? А в Сумрак. Почему один Иной становится Светлым а другой - Тёмным? А Сумрак их знает.
...мир в ХБ/БУ благополучен только на первый взгляд. Материальная ущербность мира - в использовании Слова, которое, судя по катастрофическим результатам, вовсе не предназаначено было в реальности работать. Там же епископ Жерар, если помните, чуть ли не открытым текстом говорит: хранение ценностей на Слове сплошь и рядом приводит к их невозвратимой потере. Что есть Очень Плохо по-материальному. При таком постоянном, масштабном, и невозвратимом вымывании ценностей из общества, мир может со временм только беднеть, как ни упирайся и как ни вкалывай трудолюбиво. Этот мир обречен.
...Слово уничтожает (без мессии) навсегда. Из разбомблённог Дрездена хоть арматура осталась. А Слово навсегда выводит из оборота не только маткультуру, но и вещественные ресурсы, пошедшие на её изготовление. Таким образом, в мире ХБ/БУ количество невозобновимых природных ресурсов постоянно убывает. Если экстраполировать, то в будущем это будет мир, живыщий только на том, что растёт в приемлемый для человека срок. Никаких металлов вообще. Каменный, а когда камни тоже кончатся - то и костяной век навсегда. По-моему, это вполне заслуживает слова "обречен".
>Даже, если продолжить - можно вообще к антихристовому результату прийти: роль Искупителя как бы и не важна, мир и без Него развивается, чуть по-иному, но, в сушцности, никакой трагедии, может, даже и к лучшему все обернулось. Не это было идеей автора?
Я уй его знает что в этом плане было идеей автора. Я бы по этому поводу сказал примерно так: мир ХБ/БУ ущербен и духовно тоже, и тоже из-за того, что первый Искупитель не смог отказатьсдя от Слова. Помните, "Слово - чудо повседневное, данное нам в практической жизни"? Или что-то вроде. Подумайте что из этого выходит: каждый человек, везде, чуть ли не ежедневно, видит чудо: Слово в работе. Значит, никакого места сомнению в существовании бога просто нет. Все, без никаких сомнений, верят... нет, не верят, а _знают_ - бог есть. Знают. Значит, вере нет места. Получается, первый Искупитель лишил людей возможности самостоятельно прийти к вере. Что есть Очень Плохо по-духовному.
Вот в таком аксепте...