AverageMan wrote:Ну и зачем вы привели цитату из СТАРОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ? - идея в которой показать что земли западной руси были захвачены литовцами (причем в понимании этноса как современного населения современной Литвы).
Это точка зрения давно уже признана несостоятельной. Она даже не была состоятельной когда и сочинялась в свое время - потому как сами авторы описывали ее как версию основанную не недостаточности данных (читай - политический заказ).
Из самых благих намерений, уважаемый AverageMan, чтобы Вы не впадали в ошибку отказавшись от прежних мифов строить новые.
А если же Вас не устраивают сведения, почерпнутые из белорусско-литовской летописи "Хроника Быховца" (других не имеется, период ведь легендарный), вот Вам летописное описание с комментариями того, как был присоединен к владениям Миндовга Новогрудок.
Судя по ссылке на союзников Даниила Галицкого по походу на Конрада Мазовского, Новогрудок весной 1238 г. принадлежит еще русскому князю Изяславу <I>"Данилъ же возведе на Кондрата Литву Минъдога, Изяслава Новгородьского"</I> [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat33.htm#st776">Ипат. лет., cтб. 776</A>]. Каким образом Новогрудок оказался под властью Литвы, можно судить по рассказу о сыне Миндовга Войшелке: <I>"Воишелкъ же нача княжити в Новегородече, в поганстве буда, и нача проливати крови много, убивашеть бо на всякъ день по три, по четыри; которого же дни не убьяшеть кого печаловашеть тогда, коли же убьяшеть кого, тогда веселъ бяшеть. Посем же вниде страхъ Божии во сердце его, помысли в собе, хотя прияти святое крещение. И крестися ту, в Новегородце, и нача быти во крестьянстве"</I> [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat37.htm#st858">Ипат. лет., cтб. 858-859</A>]. Этот текст отражает насильственное вокняжение Войшелка в Новогрудке, за которым следовали жесткие репрессии. Дальнейшее же смягчение политики Войшелка не нравилось в конце жизни Миндовгу: <I>"Отец же его Миндовгъ укаривашеться ему по его житью. Онъ же на отца своего нелюбовашеть велми"</I> [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat37.htm#st859">Ипат. лет., cтб. 859</A>].
Точную дату присоединения Новогрудка к Литве установить невозможно, но можно предположить, что это случилось вскоре после разорения западной Руси Батыем в 1240-1241 г., т.к. уже во второй половине 1241 г., во время похода Даниила на Бакоту, его брату Васильку пришлось остаться "<I>стеречи земле от Литвы</I>" [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat35.htm#st792">Ипат. лет., cтб. 792</A>]. Это свидетельствует об угрозе, исходящей от Литвы на разоренную татарами Русь в ту пору.
Далее накануне Ярославской битвы (17 августа 1245 г.) Галицкие Романовичи находятся в мире с Миндовгом, но уже в конце 1245 г. <A HREF="http://www.vostlit.info/Texts/rus/Karpini/frame9.htm">Плано Карпини</A>, провожаемый Васильком Романовичем в Киев, свидетельствует о новых набегах литовцев и пишет, что на пути он находился "<I>в постоянной опасности от Литовцев, которые часто и тайно, насколько могли, делали набеги на землю Руссии и особенно в тех местах, через которые мы должны были проезжать.</I>"
Зимой 1248-1249 г. Миндовг посылает в поход на Смоленск своих племянников Тавтивила, Евдивида и их дядю Выконта, разрешив им всю добычу оставить себе [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm#st815">Ипат. лет., стб. 815</A>]. Однако они зашли значительно дальше, на Протве разбили и убили московского князя Михаила Ярославича, но потерпели поражение у Зубцова [<A HREF="http://litopys.org.ua/lavrlet/lavr27.htm#st471">Лавр. лет., стб. 471-472</A>]. Миндовг разгневан за потерю войска, племянники из-за страха перед ним бегут к Романовичам.
Сами Романовичи совершают три похода на Новогрудок: "<I>Данило же и Василько поидоста к Новугороду. Данилъ же и Василько, брат его, розгадав со сыномъ брата си, посла на Волковыескь, а сына на Услонимъ, а самъ иде ко Здитову, и поимаша грады многы и звратишася в домы</I>" [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm#st816">Ипат. лет., стб. 816</A>].
Силой заставив князей Пинских участвовать во втором походе, после неожиданного нападения литовцев Даниил с трудом вновь сплотил свое войско (пинские князи отказывались пойти дальше), спешно ограбил Новогрудскую землю и вернулся назад
"<I>Наутрея же плениша всю землю Новгородьскую, оттуда же возвратишася в домъ свои</I>" [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm#st818">Ипат. лет., стб. 818-819</A>].
В конце 1252 г. Даниил отправился в третий и последний новогрудский поход: "<I>Данилови же пошедшу на воину, на Литву, на Новъгородокъ, бывшю раскалью</I>" [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm#st828">Ипат. лет., стб. 828-829</A>].
Война Даниила и Миндовга закончилась миром 1254 г., который от имени отца заключил Войшелк: "<I>Потом же Воишелкь створи миръ с Даниломъ и выда дщерь Миндогдову за Шварна, сестру свою, и приде (в) Холмъ к Данилу, оставивъ княжение свое, и восприемь мнискии чинъ, и вдасть Романови, сынови королеву, Новогородъкъ от Миндога и от себе, и Вослонимъ, и Волковыескь, и все городы</I>" [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm#st830">Ипат. лет., стб. 830-831</A>]. Другими словами, Новогрудок и все подвластные ему города (Слоним, Волковыск и др.) были даны Роману Данииловичу от Миндовга как верховного правителя и от Войшелка как непосредственного правителя. Это пожалование в свою очередь ставило Романа в вассальную зависимость от Миндовга.
В 1258 г. татарский воевода Бурундай заставил Даниила принять участие в походе на Литву. Даниил уклонялся, зная, чем это грозит его сыну и мирному договору 1254 г. Не имея возможности воспротивиться требованию татар, вместо себя он послал своего брата Василька. Как только Василько начал военные действия против Литвы, Роман стал заложником в руках Войшелка и Тавтивила, которые руководили обороной литовских владений. Зря искал Василько своего племянника по Литовской и Нальшянской землям. Зря и Даниил отправился в поход на Волковыск, "<I>бо еха ко Волковыску, ловя яти ворога своего Вышелка и Тевти(ви)ла, и не удуси ею в городе, искаше ею по стаемь, посылая люди, и не обрете ею, беста бо велику лесть учинила - я Вышелгъ сына его Романа</I>" [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm#st847">Ипат. лет., cтб. 847</A>]. Это - последнее известие о Романе Данииловиче, который был вероятнее всего убит литовцами.
Наметился и кандидат на трон Литвы - Шварно Даниилович, за которого в 1254 г. Войшелк выдал замуж свою сестру. Ипатьевская летопись характеризует его как соправителя Войшелка: "<I>княжащу Воишелкови во Литве и Шварнови, иде Литва на Ляхы воевать, на Болеслава князя, идоша мимо Дрогичинъ, слуги же Шварновы идоша с ними же и воеваша около Скаришева и около Визълъже и Торьжку, и взяша полона много</I>" [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm#st864">Ипат. лет., cтб. 864</A>].
Войшелк, согласно своему обязательству, уступает ему всю власть в Литве и возвращается в монастырь. Это сообщение не обрадовало Шварна, чувствовавшего себя в Литве неуверенно: "Шварно же моляшеться ему по велику, абы еще княжил с ним в Литве, но Воишелкъ не хотяшеть. Тако река: согрешилъ есмь много перед Богомъ и человекы - ты княжи, а земля ть опасена. Шварно же не може умолити его, и тако нача княжити в Литве, а Воишелкъ иде до Угровьска в манастырь..." (в Холмском княжестве) [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm#st867">Ипат. лет., cтб. 867</A>]. Вскоре (18-23 апреля 1267 г.) Войшелк был убит Львом Данииловичем.
Смерть Шварна в Холме говорит о том, что умер он, будучи изгнанным из Литвы "окаянным" Тройденом. В дальнейшем рассказе летописца находим намек на вооруженную борьбу между Тройденом и волынскими князями: "<I>князь Василко убил на воинахъ 3 браты Троиденеви</I>" [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm#st871">Ипат. лет., cтб. 871</A>]. Так как смерть и Шварна, и Василька относится к 1269 г., упомянутые войны могли идти только во время княжения Шварна в Литве (1267-1269 г.).
Во время правления Тройдена Новогрудок упоминается лишь два раза в связи с татарско-русскими походами на Новогрудок (1275 и 1277 г.).
Зимний поход 1275 г. был организован Львом Данииловичем, который хотел отомстить Тройдену за опустошение Дрогичина. Целью похода был не Новогрудок, а Литва, однако, обстоятельства вынудили ограничиться Новогрудком.
С помощью татарского хана Менгу-Тимура была сплочена огромная антилитовская коалиция, в которую входило татарское войско под предводительством воеводы Ягурчина, а также отряды заднепровских князей - Романа Брянского, Глеба Смоленского и "<I>инныхъ князии много, тогда бо бяху вси князи в воли в татарьскои</I>". В поход отправились и князи галицко-волынские, а также пинские и туровские. Соединившись с татарами у Слуцка, они двинулись прямо к Новогрудку. Однако у его стен между союзниками произошел конфликт. Лев с татарами, тайком от братьев, не дождавшись заднепровских князей, занял Новогрудок, кроме детинца. Другие князи, оставленные без добычи и славы, рассердились "<I>про то, оже не потвори ихъ людми противу себе</I>". Это сорвало намеченный поход на Литву - обиженные союзники возвратились домой [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm#st871">Ипат. лет., cтб. 871-874</A>].
Ответные меры Тройден видел в балтской колонизации края. В 1276 г. "<I>придоша Пруси къ Троиденеви из своея земле неволею пред Немци. Онъ же прiя я к собе и посади чясть их в Гродне, а часть ихъ посади у Слониме</I>" [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm#st874">Ипат. лет., cтб. 874</A>]. В дальнейшем, пруссы успешно обороняли и Волковыск.
Галицко-волынские князи попытались воспротивиться колонизации края: "<I>Володимеръ же, сдумавъ со Лвом и с братом своимъ, послаша рать свою ко Вослониму, взяста е [пруссов], а быша земле не подъседале</I>" [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm#st874">Ипат. лет., cтб. 874</A>]. Однако зимой 1277-1278 г. во время похода галицко-волынских князей на Литву прусские колонисты доказали свою верность. Поход был задуман татарским ханом Ногаем якобы в поддержку галицко-волынских князей в их борьбе против Литвы. Но помощь была непрошенной и несвоевременной, так как галицко-волынские князи уже пришли к мирному соглашению с Литвой. Намереваясь напасть на Новогрудок, они узнали, что он уже ограблен татарами, и повернули в направлении Гродно. Однако у Волковыска пруссы и барты напали на их войско, ночующее после ограбления окрестностей. Многие были перебиты, другие попали в плен. Галицко-волынские князи обложили город, взяли приступом у его ворот стоявшую каменную башню, которую обороняли пруссы. Не имея достаточно сил для дальнейшего штурма, галицко-волынские князи пришли к соглашению с пруссами, что за освобождение из плена своих бояр отступят от города. Так закончился последний известный поход галицко-волынских князей на Литву [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm#st876">Ипат. лет., cтб. 876-878</A>].
Локальные столкновения еще некоторое время продолжались. Так, в 1289 г. "<I>Литовьскии князь Будикидъ [= <A HREF="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D0%B4">Бутигейд</A>] и брат его Будивидъ [= <A HREF="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B4">Будивид</A>] даша князю Мьстиславу город свои Волъковыескь, абы с ними миръ держалъ</I>" [<A HREF="http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm#st933">Ипат. лет., cтб. 933</A>]. На каких основаниях был дан этот город - неизвестно, как неизвестно, сколько времени Мстислав владел Волковыском (вряд ли это продолжалось долго).
После всех этих пертурбаций (которые я называю покорением земель огнем и мечом) в нач. XIV в. Новогрудская земля прочно закрепляется за Литвой. Литва же во времена Гедимина начинает наступление на Волынь, отодвигая все территориальные споры далеко на юг от своих границ.
Прекратить судебный произвол! Сергей Аракчеев и Евгений Худяков должны быть освобождены из-под стражи и реабилитированы.