AverageMan wrote:В ваших последних постах не содержится никакого продуктивного материала для дискуссии. Поэтому С вашего позволения подведу краткий итог того с чего все началось. А именно о Синих Водах.
Ну что ж, давайте подведем итоги этого занятного обсуждения. Пусть будет про битву на Синих Водах.
AverageMan wrote:1. Высшее руководство - Князь Ольгерд (специально обратился к источнику который составлен на основе доверительных с вашей точки зрения материалов - а именно РУССКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Брокгауз и Ефрон и Нового Энциклопедического Словаря (НЭС)) - "Летописи Быховца и Густынская говорят, что Ольгерд принял православие еще до женитьбы своей на Марии Ярославне, то есть до 1318 г.; но есть известие, что он был крещен и затем принял схиму лишь перед смертью. В.Б. Антонович ("История литовского княжества") принимает известие Быховца и Густынской летописи, с толкованием Кояловича ("Historia Lithuana"), что Ольгерд старался придать своему переходу в православие не государственный, а частный, и потому негласный характер. - См. Stadnicki "Synowie Giedymina, Olgerd i Kiejstut"; В.Б. Антонович "Монографии по истории Западной России" (том I, К., 1882). Н. В."
http://www.rulex.ru/brbs.htm
Не может не радовать Ваше обращение к более или менее достоверным материалам, а именно российским биографическому и энциклопедическому словарям. Вместе с тем,
errare humanum est и не стоит переходить к оценкам без критического рассмотрения оснований, на которых делают свои выводы даже такие добросовестные интерпретаторы.
Тем более, что в данном конкретном случае мы сталкиваемся с вполне объяснимым для российских историков дореволюционного (и эмигрантского) периодов противостоянием с известной католическо-польской традицией по отказу в признании православно-русского влияния на старолитовскую знать, что порой приводило таких историков к некоторому преувеличению языковой и религиозной аккультурации старолитовской знати под влиянием русского окружения, в которое она попадала после литовских захватов территорий с подавляющим русским и православным населением.
Так насколько убедительны сведения, почерпнутые составителями словарей, В.Б. Антоновичем и др. из первоисточников, на которые они ссылаются, а именно из:
Хроники Быховца (ПСРЛ, т. 17 Западнорусские летописи — СПб., 1907. — 316 с. и т. 32, Летописи белорусско-литовские / Сост. М.М. Улащик. Под ред. Б.Н. Рыбакова. — М., 1978. — 320 с.) и
Густынской летописи (ПСРЛ, т. 2 — СПб., 1843 и т. 40 — СПб. «Дмитрий Буланин», 2003. — 202 с.), чтобы вслед за ними признать безоговорочно то, что Ольгерд был христианином, а не язычником?
Читаем в <A HREF="http://litopys.org.ua/psrl3235/lytov08.htm">Хронике Быховца</A> (до нас дошла только в публикации историка-любителя 19-го века Теодора Нарбута (1846), выполненная в польской транскрипции):
<I>y dal tohdy kniaz weliki Olgierd ot sebe derzaty Kamenec Podolski Gasztoltu Gasztoltowiczu. Y na wsich onych horodech swoi starosty posazal, y otide wo swoia si. My ze napredneie wozwratymsia.
Y koli kniaz Olgierd ponial za sebe zonu kniaznu Ulianu witebskuiu, dla kotoroie z kniaz Olgird ochrystylsia w ruskuiu wiru, a panowie litowskije wsi byli u swoich wierach pohanskich. Y kniaz weliki Olgierd ne czynil im sily y w weru swoiu ne wernul, y rymskoie wiry w Litwe paki uze ne bylo, tolko ruskaja zmeszalasia. ... Y tot Petr Gasztolt nayperwey prynial wiru rymskuiu y do Litwy prynes.</I>
<A HREF="http://www.vostlit.info/Texts/rus/Bychovec/frametext.htm">Здесь перевод на современный русский язык</A>:
И дал тогда князь великий Ольгерд от себя держать Каменец Подольский Гаштольду Гаштольдовичу; и во всех тех городах своих старост посадил, и отошел восвояси. Мы же на предыдущее возвратимся.
И тогда князь Ольгерд взял себе в жены княжну Ульяну Витебскую [120], из-за которой князь Ольгерд крестился в русскую веру, а паны литовские все оставались язычниками. И князь великий Ольгерд не насиловал их, и в свою веру не обращал, а римской веры в Литве уже не было, осталась только русская. ... И тот Петр Гаштольд первым принял римскую веру и принес ее в Литву.
Прим. 120: Жена Ольгерда Ульяна была княжной не витебской, а тверской.Видим, что помимо фактической ошибки (летописец 16-го века здесь путает первую жену Ольгерда Марию Ярославну, княжну Витебскую (1318), и Ульяну Тверскую, его вторую жену (1350)), фраза о "русской вере" Ольгерда стоит в контексте, описывающем появление "римской веры" на территории Литвы якобы благодаря семейству Гаштольдовичей. Летописец до такой степени преувеличивает значение заслуг этого семейства, что не чурается включения различных сказок, описывающих деяния их легендарных предков (они де потомки одной из 500 римских фамилий, положивших начало литовской знати, их предок основал францисканский монастырь, 14 монахов которого стали позднее мучениками за веру, и т.п.). Это семейство так часто мелькает в тексте Хроники, что ученые сделали вывод о том, что сама она была составлена по заказу Альберта Гаштольдовича, литовского канцлера, чтобы не столько прославить давнее литовское прошлое, сколько само семейство Гаштольдовичей (см. Jasas, Lietuvos metraštis p. 35; Jerzy Ochmanski, "Nad Kronika Bychowca", Studia zrodloznawcze 12 (1967):158). Все это ставит под большое сомнение достоверность сведения Хроники о крещении Ольгерда в результате первой женитьбы.
Густынская летопись (16-й век):
В се лето (1340) Олгерд Гедиминович поял себе жену Улияну, дщерь Витебского князя, ея же ради крестися со всеми бояры и людьми.Здесь летописец тоже путает Марию Витебскую с Ульяной, дочерью князя Александра Михайловича Тверского, и более того в противоречие с Хроникой Быховца утверждает, что приближенные Ольгерда крестились вместе с ним. Здесь мы сталкиваемся с примером общей тенденции Густынской летописи, составитель которой стремится преувеличить успехи православия в Литве. Так летописец утверждает, что первый литовский князь Миндовг крестился в православие, что противоречит всем историческим свидетельствам той эпохи. Из перекомпоновки текста видно, как летописец пытается выйти из затруднительного логического противоречия: с одной стороны крещение Ольгерда при женитьбе, а с другой стороны широкоизвестный рассказ о казни трех виленских мучеников за веру, осуществленной по приказу Ольгерда. Выход летописец находит в изменении хронологии, отнеся казнь виленских мучеников к 1328 году, а женитьбу Ольгерда к 1340 году, что противоречит фактам: т.к. Андрей, сын-первенец от этого брака в 1342 году, когда он стал псковским князем, был уже взрослым, и следовательно свадьба не могла состояться позднее 1320 года.
Представляется, что делать выводы о раннем крещении Ольгерда на основе этих двух свидетельств, было бы слишком смелым шагом. Оба источника характеризуются:
а) малоинформированностью и вторичностью изложенных сведений;
б) тенденциозностью.
Тенденциозностью противоположного рода характеризуются источники с западной стороны, известны два свидетельства, о том что Ольгерд был похоронен по языческому обряду сожжением, первое от современника Ольгерда, Германа Вартберга:
<I>Eodem anno circa idem tempus Algarden, summus rex Letwinorum, mortuus est. In exsequiis magna pompa in cremacione diversarum rerum ac XVIII equorum dextrariorum secundum ritum eorum.</I> Перевод: <I>В том же году, в то же время, умер Альгерден, главный литовский король. При его похоронах, сообразно литовскому суеверию, было совершено торжественное шествие с сожжением различных вещей и 18 боевых коней.</I> (Herman de Wartberg, Scriptores Rerum Prussicarum, 1863, vol. 2, p. 113),
и второе от польского историка 15-го века <A HREF="http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Dlugos/frametext1.htm">Яна Длугоша, "История Польши"</A>:
Согласно этому обычаю был предан сожжению в лесу Кокивейт, близ замка и селения Мижехолы, великий князь литовский Ольгерд, сын Гедимина и отец Владислава, короля польского (похищенный смертью в заблуждении язычества), вместе со своим лучшим конем, одетый в затканный жемчугами и драгоценными камнями жупан, в великолепной пурпурной одежде, расшитой золотом, и с серебряным позолоченным поясом.Из трех существующих гипотез крещения/язычества Ольгерда самой убедительной и документально-подтвержденной представляется версия его крещения при смерти по настоянию жены Ульяны в 1377 году:
<I>Благоверная же великая княгини Улиянея, виде своего мужа Олгерда последнее дышуча и зело печашеся о его спасении, и созва своя сыны и отца своего духовнаго призва Давыда ... и божиею милостию сподоби его святого крещения.</I> (ПСРЛ, т. 33, Холмогорская летопись, M., Наука, 1977).
Убедительным же на мой взгляд документальным подверждением того, что Ольгерд как минимум умер христианином является наличие его имени в Киевско-Печерском поминальнике, который датируется периодом непосредственно после его смерти.
В целом же то, был ли Ольгерд христианином или язычником отнюдь не частный вопрос (e.g. кому приписывать победу при Синих Водах - православному, или язычнику), а имел судьбоносное значение для ВКЛ, ведь именно в пору княжения этого литовского князя митрополичья кафедра в 1354 г. переносится из Киева во Владимир, что свидетельствует с одной стороны, что его современники (константинопольского патриарха включая) либо не знали, либо не верили в его православие, с другой - что из-за "секретности христианства" самогО великого князя, ВКЛ окончательно потеряло шанс стать православным государством во главе c православным государем, а так и осталось "страной огнепоклонников", в конечном итоге скатилось до польской колонии и исчезло с карты мира.
AverageMan wrote:2. Низшие военные чины и ополчение - (уточняюсь относительно раннего моего предположения взятого на вскидку) - в основном городов Витебска, Новогрудка и Полоцка.
--- Делайте сами выводы на поставленный вами ранее вопрос на чей счет записывать эту победу.
Безусловно это победа талантливого полководца литовского князя Ольгерда, ведь никто в здравом уме и твердой памяти не станет утверждать, что русские войска, которые русские князья были вынуждены отправлять в армию хана Берке, делали монгольские победы русскими. Почему иной подход к русским войскам в армии литовского князя Ольгерда?
И естественно эта точка зрения не противоречит, а наоборот проистекает из первоисточников, например: <A HREF="http://litopys.org.ua/psrl3235/lytov16.htm">Супрасльская летопись</A>:
<I>Коли господар был на Литовскои земли князь великы Олгирд и, шед в поле c <B>литовъскимь</B> (выделено мной) воискомь, побиль татаров на СинЂи воде, трех братов: князя Хочебия a Кутлубугу a Дмитрея. A то си три браты, татарскыа князи, отчичи и дедЂчи Подолскои земли, a от них завЂдали втамони a боискаки, приезьдяючи от них утамонъв, имывали ис Подолъ \л.105.\ скои земли дань. A брать великого князя Олгирдов держав Новъгородн А Литовскыи, князь Коръять, a в него были четыри сыны: князь Юръи a князь Александро, князь Костентин, князь Федор. Ино тыи княжятя Коръятевечи три браты: князь Юръи a князь Александр, князь Костентин и князь Федор со князя великого Олгирдивым презволениемь и c помочию Литовския земли пошли в Подолскую землю. ... И тогды тые княжята Корятовичи пришли в Подолскую землю от татар, и боскакомь выхода не почали давати.</I>
Прекратить судебный произвол! Сергей Аракчеев и Евгений Худяков должны быть освобождены из-под стражи и реабилитированы.