В.Л.К.С.М. wrote: Тогда что считать геноцидом? Если его не объявили, но жертв например миллион, то это выходит не геноцид. А если он объявлен и жертв тысяч 10, то бесспорно геноцид? Какие будут мнения?
Я думаю, что разница в объявленных целях. Если цель - это "очистить" какую-то территорию или профессию от определённой национальности, то это называется резня (massacre). А если цель - это уничтожить какую-то национальность вообще, делая это систематически, погнавшись за ними во все места, где они проживают, то это называется геноцид. Практически результаты могут быть одинаково ужасны. А по осмысленности второе ещё ужасающе, чем первое.
Примеры первого - это резня поляков на территории Украины.Страшная по своим масштабам резня Тутси v Руанде (600,000 человек). Про армянскую трагедию - 1,5 млн - до сих пор идут споры, резня это была или геноцид.
А пример геноцида я приведу один, т.к. он достаточно наглядно демонстрирует разницу: убийство в концлагере Эдит Штайн - на сегодняшний день католической святой Бенедикты, покровительницы Европы. Эта женщина из ортодоксальной еврейской семьи стала в те годы, когда женщин в академии было крайне мало и позиция их была чрезвычайно шаткой, уважаемым философом-феноменологом, правой рукой самого Эдмунда Гуссерля, основателя феноменологического направления в философии. Писала свои работы она о проблемах этики, морали и сострадания. В самом начале 20х годов к ней пришла вера (в Христа), и она перешла в христианство. Заметьте, задолго до Гитлера, т.е. речь не шла о чём-то шкурном. Она оставила философскую карьеру и ушла в монастырь, став монахиней. Постепенно её перевели в монастырь в Голландии. Но после прихода Гитлера её и там достали и сослали в концлагерь, где её и тут же убили.
За что убили Эдит Штайн? Встанем на точку зрения ненавистников евреев. Если еврейство - это религия зла, носителей которой нужно уничтожить, то Эдит Штайн уже давно была не еврейка. Если в характере еврея и самой еврейской культуре есть что-то само по себе ущербное и коррумпированное, как верят некоторые, если евреи поэтому всегда занимают позиции и профессии, которые приносят вред обществу, и ничего не остаётся, как их физически уничтожить, то Эдит Штайн тоже не попадает под эту категорию. Она живёт в монастыре, пишет книги о вопросах морали, о символике христианского креста, никого не трогает. К тому же детей у неё, как у монашки, никогда не будет, и она не сможет передать им свои может быть может дремлющие рецессивные гены еврейской порочности по наследству. Тем не менее её убили, достав из монастыря. Это значит не в разгаре налёта, погрома, под горячую руку, а специально её из монастыря вызвав, т.е. как часть систематически запланированного уничтожения. Убили, достав из другой страны. Т.е. немецкий воздух она уже перестала своим присутствием осквернять (это если провести аналогию с чеченским примером, когда чеченцев хотят изгнать из Москвы). Таким образом, убили её не за то, кем она была, ни за то, что она сделала, ни за то, что она могла потенциально сделать, ни за ту роль, которую она играла в обществе, а за некую мистическую, метафизическую, символическую, если хотите, суть, как представителя еврейства. По-моему этот пример дистиллирует разницу между резнёй и геноцидом.
Конечно, если смотреть на индивидуальную жизнь, то разницы нету. Смерть руандского фермера в результате резни и смерть Эдит Штайн от нацистского геноцида одинаково трагичны на человеческом уровне.